Группа электронных площадок

Как площадка для гособоронзаказа выбиралась

Дата: 19.12.2017

24 ноября 2017 года первый вице-премьер Игорь Шувалов подписал директивы № 8582п-П13 и 8583п-П13. Они сразу же были разосланы акционерным обществам из «спецперечня», утверждённого в 2003 году распоряжением 91-р (оборонное производство).

По сообщению информационного агентства «Интерфакс» одна из директив предписывает представителям государства в советах директоров акционерных обществ инициировать внесение изменений в положения о закупках. Цель изменений — перевод конкурентных закупок госкомпаний и их ДЗО на электронную торговую площадку «АСТ-ГОЗ». А также сокрытие в протоколах информации о наименовании и местоположении участника закупок.

Вторая директива предусматривает временное (до утверждения соответствующего нормативного акта) нераспространение части сведений, которые в настоящее время публичные компании должны раскрывать в соответствии с законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О финансовой аренде (лизинге), «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О кредитных историях», «О консолидированной финансовой отчетности», «О бухгалтерском учете», «О государственном оборонном заказе».

Сразу же после выхода директивы вызвали бурю вопросов и негодования со стороны госкомпаний. Неясно, как применять «спущенные» сверху директивы. Представители одной госкомпании рассказали Интерфаксу об устных разъяснениях Росимущества. Из разъяснений следует, что директивы акционерные общества получили только для сведения. Интерфакс информирует о намерении ряда госкомпаний отправить запросы в Минфин для получения подробных разъяснений о порядке исполнения предписаний директив.

Реакция госкомпаний понятна. Дело в том, что директивы нарушают принципы Федерального закона 223-ФЗ, Федерального закона 135-ФЗ и многих других правовых актов. Это мнение разделяет генеральный директор группы электронных площадок OTC.RU Дмитрий Пангин: «Указанная директива нарушает законодательство о закупках отдельных видов юридических лиц. Директива говорит о переводе всех конкурентных закупок на закрытую площадку Сбербанка (АСТ-ГОЗ). При этом чтобы попасть на эту площадку, поставщику нужно пройти длительную процедуру регистрации, еще и заплатить за дополнительное программное обеспечение». Нарушение конкуренции налицо. Да еще и поставщики, которых Правительство старается поддерживать, вынуждены будут дополнительно нести дополнительные траты.

Мы, как и госкомпании, заинтересовались мнением ФАС России и Минфина и отправили письма с просьбами разъяснить директивы. Минфин в ответном письме от 30.11.2017 № 24-06-08/80638 сообщает, что в Федеральном законе № 223-ФЗ и Федеральном законе № 44-ФЗ не указаны требования к площадкам для проведения закупок по гособоронзаказу, а также правила проведения таких закупок. Законопроект № 318825-7, в котором, в том числе, предусмотрено установление требований к площадкам и правилам проведения закупок оборонного заказа, находится на рассмотрении в Госдуме. В заключение Минфин указывает на целесообразность вернуться к вопросу только после утверждения законопроекта. Таким образом вопрос «А почему АСТ-ГОЗ?» остается открытым. Более того, ответ Минфина косвенно указывает на неправомерность директивного определения площадки, нарушающего все основы действующего законодательства в сфере закупок.

Ответ ФАС России по существу не отличается от ответа Минфина. В письме от 17.11.2017 года № МО/80419-ПР/17 говорится, что «организация закупок оборонного заказа требует создания отдельной инфраструктуры, отвечающей повышенным требованиям информационной безопасности к порядку осуществления закупок, в том числе, к порядку аккредитации участников закупок и их допуску к сведениям ограниченного доступа». ФАС России также указывает, что отбор площадок для обеспечения нужд гособоронзаказа возможен только после «определения всех требований к таким операторам и порядку осуществления закупок». Напомним, что из письма Минфина следует, что такие требования появятся только после принятия законопроекта № 318825-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, ответы ФАС и Минфина указывают, что площадка «АСТ ГОЗ» не является выбранной площадкой для оборонного заказа. Соответственно, любые требования перенести на такую площадку все конкурентные закупки неправомерны. И выходит, что площадка «АСТ ГОЗ» в описанных выше директивах только рекомендуется для использования. Поэтому и воспринимать эту директиву следует соответственно.