Виды закупок по 44-ФЗ и их основные различия

Автор: Юлия Романова

Дата: 12.12.2018

Особенности проведения госзакупок в России регламентируются ФЗ-44. Этот нормативный акт устанавливает необходимость организации торгов, позволяющую государственным, муниципальным заказчикам, поставщикам или подрядчикам по контракту при закупке товаров, работ или услуг за средства государственного бюджета. Каждый из них отличается своими особенностями и правилами проведения.

Классификация закупок

Согласно 44-ФЗ по способу проведения выделяют следующие виды закупок:

  • конкурентные, в которых могут участвовать сразу несколько поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Они соперничают между собой за право заключения контракта;
  • неконкурентные, когда товары или услуги, необходимые для удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов, приобретаются у единственного поставщика или подрядчика.

К конкурентным способам относятся:

1. Конкурсы. Они проводятся среди всех желающих поставщиков или подрядчиков. По окончании всех этапов закупки, заказчик выбирает то конкурсное предложение, которое в наибольшей степени удовлетворяет его запросам.

В случаях, когда информация о поиске поставщиков размещается в единой электронной информационной системе и находится в свободном доступе для всех участников, которые соответствуют всем требованиям, конкурс называется открытым. И каждое заинтересованное лицо может принять в нем участие.

Когда информация о планируемой закупке доводится до сведения узкого круга заинтересованных лиц, речь идет о проведении конкурса с ограниченным участием.

Конкурс может проводиться и в несколько этапов. На первом из них сообщение о предстоящей закупке размещается в свободном доступе и ко всем участникам выдвигаются одинаковые требования. Для тех, кто прошел дальше, есть дополнительные условия, которые и позволяют на последующих этапах определить победителя тендера.

2. Аукционы. Победителем по аукциону признается тот участник, который предложил самую низкую цену в ходе участия в торгах на понижение начальной максимальной цены. Информация о предстоящих аукционах находится в свободном доступе и содержит общие для всех требования. Аукцион проводится на электронной площадке. Как правило, этот способ проведения торгов используется, когда нужный товар или услугу можно подробно описать, четко сформулировав основные требования к ним. И когда выбор победителя зависит исключительно от предложенной стоимости.

3. Запросы котировок. Такая закупка проводится, когда заказчику необходимо что-то закупить быстро, нет дополнительных требований к участникам. Заказчик может объявить запрос котировок в случае, если начальная максимальная цена по закупке не превышает 500 тыс. руб. По окончании срока подачи конкурсных заявок предложения от участников поступают на рассмотрение котировочной комиссии. Оценивается соответствие предмету закупки и всем установленным запросам и свойствам.

4. Запросы предложений. Это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц посредством размещения в ЕИС информации. При проведении запроса предложений победителем признается тот участник, кто предложил наилучшие условия исполнения контракта. Это очень эффективный метод, который дает возможность заказчику получить большое количество интересных заявок. Выигрывает в этом случае, как правило, та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Предпочтение же тому или иному способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке отдается на основании имеющихся условий и предпосылок необходимости получения тех или иных товаров (работ, услуг) для обеспечения нужд органов государственной исполнительной власти и муниципальных образований.