Тонкости субподряда на торгах

Если самим участвовать в тендерах в рамках государственных и корпоративных закупок для вас история не подходящая (и причины могут быть разными), — это еще не значит, что на ней нужно ставить крест. Один из вариантов участия в государственных и корпоративных закупках с минимальными издержками — это заключение договора субподряда.

Когда нужны субподрядчики

Во-первых, не единичны случаи, когда участник закупки становится победителем, но ресурсов на выполнение заключенного контракта или договора у него нет. Тогда он сам ищет субподрядчиков, которые, например, являются специалистами в конкретной отрасли.

Во-вторых, в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существует обязательный для заказчиков норматив по осуществлению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО). Одним из вариантов выполнения данного норматива является установление обязательного условия о привлечении подрядчиками к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО.

Как субподрядчику найти генерального подрядчика

Отслеживать победителей закупок по вашей специфике можно с помощью различных поисково-аналитических систем: они могут платными и бесплатными, информативными и не очень. Один из примеров такой системы — разработанное Федеральным Казначейством РФ в апреле этого года мобильное приложение Единой информационной системы. Это приложение дает все необходимые возможности для поиска и простейшей аналитики, является бесплатным, но, к сожалению, разработано пока только для iOS. Всем остальным можно обратиться за поиском к первоисточнику — Единой информационной системе на сайте zakupki.gov.ru, или любому другому поисковику на ваш вкус.

В Единой информационной системе заказчики обязаны публиковать информацию о том, с кем заключается контракт или договор. Именно с победителями торгов вы можете связаться и предложить сотрудничество в рамках договора субподряда.

Особенности работы в рамках 44-ФЗ

Если с вами случился субподряд в рамках государственного контракта по условию привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО, обратите внимание на следующий момент. Заказчик обязательно включает в текст контракта Типовые условия, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466. На основании этих условий вам нужно будет предоставить генеральному подрядчику:

  • декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) и заверенную печатью (при наличии печати);
  • подписанный с вашей стороны договор.

И, конечно, вы должны обладать правоспособностью на выполнение работ, оказание услуг (лицензии, выписки из реестра СРО, т.п.).

Не может не радовать, что в отличие от рисков неоплаты со стороны государственного заказчика, связанных, например, с отзывом лимитов бюджетных обязательств, Типовые условия предписывают сторонам установить в договоре предельный срок на оплату обязательств. В соответствии с п. 5 Типовых условий генеральный подрядчик обязан оплачивать поставленные субподрядчиком или соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком или соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания генеральным подрядчиком документа о приемке товара, результатах выполненной работы, оказанной услуге, отдельных этапах исполнения договора.

Особенности работы в рамках 223-ФЗ

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» менее зарегулирован законодательно и дает корпоративным заказчикам больше возможностей для творчества.

Например, в документации о закупке можно установить запрет на привлечение субподрядчиков и соисполнителей. При проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах и услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Условие о необходимости выполнять работы, являющиеся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство только в том случае, если будет доказано, что с его помощью заказчик хотел добиться победы конкретного участника закупки (Определение Верховного Суда РФ № 305-КГ17-3423, Обзор судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 27.12.2017).

При этом везде, где нет условия о выполнении работы, оказании услуги собственными силами, можно привлекать субподрядчиков и соисполнителей.

Обратите внимание, что на основании п. 10 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке могут быть указаны требования к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям или изготовителям товара, являющегося предметом закупки, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ и услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Нюансы перехода из субподрядчиков в участники закупки

Прошло время. Вы выполнили внушительное количество субподрядных работ, имеете представление о государственных закупках, и участие в них вас больше не пугает. Вас интересуют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, линейного объекта, строительству некапитального строения, сооружения, благоустройству территории, ремонту, содержанию автомобильных дорог, к которым предъявляются дополнительные требования на основании постановления Правительства от 04.02.2015 № 99. Помимо прочего, участник закупки должен подтвердить опыт выполнения аналогичных работ.

В постановлении Правительства от 04.02.2015 № 99 нет запрета на предоставление в качестве опыта договоров субподряда.

Однако, позиция ФАС России на этот счет противоположна и довольно категорична, а иногда подтверждается и выводами судов: субподрядчики не сдают объект в эксплуатацию, а выполняют только часть работ. Даже если организация исполняла отдельные виды строительных работ, это нельзя считать опытом при закупке строительства, ремонта и реконструкции дорог и капитальных объектов (письмо ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19, Решение Арбитражного суда Москвы от 20.02.2018 № А40-223872/17-93-2004).

Подводя итог, пять плюсов субподрядов

  • Субподрядчиком быть выгодно. Это проще, чем одержать победу в торгах: меньше издержек, как финансовых, так и кадровых, временных, судебных.
  • Оценить риски участия можно заранее: необходимо внимательно прочитать документацию о закупке, включая проект контракта (договора).
  • Информация о закупках и победителях есть в публичном доступе.
  • Срок оплаты договора, заключенного для исполнения государственного контракта, строго фиксирован.
  • Даже если случится провал, вас не занесут на два года в реестр недобросовестных поставщиков: у генерального подрядчика существует возможность заключить договор субподряда с другим контрагентом.

И вот вы все прочитали, но вас не покидает сомнение — не утаила ли я от вас минусы. В данном случае минус есть, но он не связан со спецификой работы по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Заключая договор субподряда, вы уходите за рамки этих специальных законов о закупках, а там вас ждут риски обычной рыночной конкуренции, умения «продавать» свои условия и самое важное — добросовестность генерального подрядчика.