Применение национального режима при закупках по 44-ФЗ в 2019 году

Автор: Елена Панова

Дата: 23.07.2019

С 07.07.2019 начали действовать новые правила применения национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по Федеральному Закону № 44-ФЗ от 15.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ). Применение национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется статьей 14 Закона о контрактной системе. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Законодательством о контрактной системе предусмотрено три основных механизма, которые позволяют соблюдать требования национального режима. Так, для отечественных производителей Заказчиком должны быть предусмотрены преференции (условия допуска) при закупке товаров, работ, услуг. Для иностранных поставщиков, подрядчиков, исполнителей по конкретным видам товаров, работ, услуг Заказчик обязан ограничить или запретить доступ к закупке. Также меры национального режима применяются к странам с антироссийскими санкциями.

Давайте попробуем разобраться, чем отличаются друг от друга эти три механизма и как на практике они работают в отношении заявок поставщиков (исполнителей, подрядчиков), поданных для участия в закупках.

Итак, условия допуска товаров регулируются Приказом Министерства финансов России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если закупаются товары, работы, услуги, установленные перечнем, то Заказчики обязаны поддержать поставщиков продукции из государств — членов Евразийского экономического союза (далее также ЕАЭС) и соблюдать правила допуска к закупке заявок с иностранными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки и страны происхождения товаров. Преимущество предоставляется поставщикам с товарами из государств ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии или России. При этом закупать иностранные товары не запрещено. При закупке товаров, работ, услуг, которые попадают в перечень, Заказчик в документации о закупке и в извещении о закупке устанавливает особые условия допуска для участников, которые предлагают товары не из ЕАЭС.

Рассмотрим основные изменения, введенные Приказом Минфина № 126н в отношении применения условий допуска (предоставления преимуществ) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

При осуществлении конкурса, запроса предложений, запроса котировок преимущества предоставляются участникам закупки, которые предложили исключительно товары из ЕАЭС. Окончательные предложения таких участников по критерию «цена контракта» рассматриваются с учетом понижающего 15-процентного коэффициента. Если в заявке указан хотя бы один иностранный товар, преимущество не предоставляется.

Например, на участие в запросе котировок поступило две заявки. В первой заявке предлагается товар российского происхождения по цене 65 000,00 руб. Во второй заявке указан товар иностранного происхождения по цене 58 000,00 руб.

Закупочная комиссия рассматривает поступившие заявки и оценивает цену, предложенную в первой заявке, с учетом понижающего коэффициента в 15 процентов, которая будет составлять 55 250,00 руб. (65 000 руб. — 15%). Вторая заявка при рассмотрении осталась с той же ценой. Победителем комиссия признает участника № 1. При этом контракт с ним будет заключен по цене 65 000 руб.

При осуществлении аукциона цена победителя аукциона с учетом применения преимуществ изменяется на стадии заключения контракта. Цена победителя аукциона снижается на 15 процентов, если в заявке хотя бы один из товаров — иностранный. Преимущества не применяются, и цена победителя аукциона не будет снижена, если в заявке указаны все товары из государств ЕАЭС. При этом если все участники аукциона предложили хотя бы один иностранный товар в заявке, преимущества не применят ни к кому. Например, цену победителя аукциона в такой ситуации не уменьшат на 15 процентов.

Таким образом, порядок работы условий допуска (предоставления преимуществ) зависит от выбранного Заказчиком способа закупки. При конкурсах, запросах котировок и запросах предложений преимущество предоставляется заказчиком при оценке заявок. При осуществлении аукциона заказчик снижает цену контракта, который будет заключен с поставщиком продукции не из ЕАЭС.

Важно остановиться еще вот на каком моменте. В Приказе Минфина № 126н в пункте 3 установлено, что в один лот недопустимо формировать товары, работы, услуги, указанные в перечне и те, которые в этот перечень не вошли. За это заказчику грозит административный штраф в размере 1 процента начальной максимальной цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб., установленный п. 4.1 ст. 7.30 КоАП. Таким образом, для участников закупок это расширяет доступ к закупаемой продукции, и заказчик обязан закупать товары, работы, услуги, указанные в перечне самостоятельно и отдельно от прочих.

Не применяются условия допуска к участникам закупок в следующих случаях:

  • Конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений признан несостоявшимся на основаниях, установленных Законом о контрактной системе;
  • Все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации о закупке, предложили исключительно товары из ЕАЭС;
  • Все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации о закупке, содержат хотя бы один иностранный товар;
  • На закупаемые товары по перечню одновременно Правительство установило запрет согласно части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Ограничения допуска товаров при осуществлении закупок применяются для следующих видов товаров: медицинских изделий, лекарственных препаратов, пищевых продуктов и радиоэлектроники. На каждый вид товаров, к которому применяются ограничения, существует свой нормативно-правовой акт, регулирующий закупку именно этого товара.

Ограничение допуска при закупке медицинских изделий регулируется Постановлениями Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, от 14.08.2017 № 967 и от 04.12.2017 № 1469. При осуществлении закупок медицинских изделий, Заказчик обязан ограничить допуск таких товаров иностранного происхождения, если они по коду ОКПД2 попадают в действующие перечни.

Существует три перечня закупаемых медицинских изделий: первый перечень, утвержденный Постановлением от 05.02.2015 № 102, в котором по кодам ОКПД2 Заказчик выбирает медицинские изделия различного ассортимента, начиная от медицинской марли и заканчивая томографами. Второй перечень касается медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 года № 968, дополнив Постановление № 102 данными видами медицинских изделий. И третий перечень включает в себя стенты для коронарных артерий и катетеры баллонные и аспирационные, определенные Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469.

Ограничение допуска к медицинским изделиям при применении первого и второго перечня работает при следующих условиях: на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, из ЕАЭС, при этом третья заявка с товаром иностранного происхождения должна быть отклонена. При закупке коронарных стентов и катетеров при наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией будут отклонены. Это ограничение применяется до 14.12.2019 года (Постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469.) При подаче заявки по медицинским изделиям, указанным в первом перечне, участник закупки для подтверждения страны происхождения товара прилагает в комплекте заявки Сертификат СТ-1. По второму перечню, предлагая к поставке медицинские изделия из ПВХ, кроме СТ-1, участник закупки еще прилагает в заявке акты экспертизы о стоимости доли иностранного сырья. При закупке коронарных стентов и катетеров кроме Сертификата СТ-1 участник представляет заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Под установление ограничений также попали жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее ЖНВЛП).

Нормативное регулирование при закупке иностранных лекарственных препаратов осуществляется Постановлением от 30.11.2015 № 1289. Нормы постановления № 1289 не распространяются на товары, которые произвели в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

При поступлении на конкурентную процедуру двух и более заявок участников закупок, заявка с предложенным иностранным товаром из перечня ЖНВЛП будет отклонена, при наличии хотя бы двух заявок от участников закупки из государств ЕАЭС. Участники, которые предлагают лекарства из стран ЕАЭС, должны подтвердить страну происхождения предлагаемого товара Сертификатом о происхождении товара СТ-1 либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Кроме того ограничение начинает работать, если заявки, поданные с указанием страны происхождения из стран ЕАЭС полностью соответствуют требованиям документации о закупке, в том числе в них есть СТ-1 либо требуемое заключение. Также данные заявки участников не должны содержать предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующих признакам Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок комиссией.

Ограничение допуска применяется к закупке пищевых продуктов. Установлено ограничение допуска Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, утвержденным им перечнем. Ограничения не применяются в отношении продукции из перечня, поставляемой из государств ЕАЭС. Комиссия отклонит заявки (окончательные предложения) участников закупок с указанными в них иностранными продуктами, при поступлении хотя бы двух заявок с подтвержденными товарами из стран ЕАЭС, кроме заявки с иностранными товарами. Страну происхождения в заявках участники подтверждают двумя декларациями — о стране происхождения товара по Общероссийскому классификатору стран мира (страна происхождения товара прописывается в заявке так, как указана в данном классификаторе) и о производителе товара (в свободной форме). Важно отметить, что представленные заявки с товарами из государств ЕАЭС должны соответствовать требованиям документации конкурентной процедуры и содержать предложение о товарах от разных производителей. Исключением неприменения данного ограничения является закупки пищевых продуктов, включенных в перечень, на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.

И последний, который рассмотрим, наиболее закупаемый вид товаров, попавший под ограничение допуска, это закупка радиоэлектронной продукции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 968 утвержден перечень иностранной радиоэлектроники, допуск участников при закупке которой, необходимо ограничить. Если заказчику поступило не менее двух заявок (окончательных предложений) с товарами из государств ЕАЭС, то он обязан отклонить все заявки (окончательные предложения) с продукцией иностранного происхождения. Ограничение действует при одновременном соблюдении следующих двух условий:

  • Подано не менее двух соответствующих извещению заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств ЕАЭС;
  • Поданные не менее двух заявок не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

Для подтверждения страны происхождения продукции участники закупок в комплекте заявки прилагают один из документов:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции;
  • уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии);
  • сертификат СТ-1.

Последний механизм, применяемый при закупках товаров работ услуг, это запрет на допуск иностранной продукции. Заказчик обязан установить запрет на допуск при закупке следующих видов товара:

  • товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • товаров легкой промышленности;
  • программного обеспечения;
  • товаров машиностроения;
  • товаров станкоинструментальной промышленности.

При закупке мебели и деревообрабатывающей промышленности по видам товаров, установленных перечнем Постановления Российской Федерации от 05.09.2017 № 1072, участник закупки, подавая заявку должен руководствоваться следующим. Если закупаемый товар присутствует в перечне, то указывать в заявке (окончательном предложении) участника необходимо российскую мебель или продукцию предприятий Армении, Киргизии, Белоруссии, Казахстана. Все заявки с иностранной мебелью, соответствующей кодам из перечня, будут отклонены комиссией. Участнику закупки необходимо подтвердить российское происхождение товаров, прилагая один из документов:

  • копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
  • акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
  • сертификат СТ-1, удостоверяющий происхождение товара в государствах ЕАЭС.

При подаче заявок на участие в закупке товаров легкой промышленности необходимо руководствоваться двумя перечнями товаров легкой промышленности из иностранных государств, которые запрещено закупать Заказчикам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 791. Один перечень предназначен для федеральных заказчиков, второй перечень — для заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков. Перечни содержат еще и услуги по прокату перечисленных товаров, на которые тоже распространяется запрет.

Запрет на закупку иностранных товаров по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика или исполнителя. Исключение — НПА не применяйте, если получите заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии на территории РФ производства товаров из перечня. Запрет в отношении товаров легкой промышленности применяется не только при конкурентных процедурах, но и при закупке у единственного поставщика. Запрет не применяется к товарам из стран ЕАЭС и не действует, если производство товаров на территориях государств ЕАЭС отсутствует.

Подтвердить происхождение поставляемого товара участник закупки должен декларацией страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых изготовлен товар (в свободной форме).

Достаточно часто государственные и муниципальные заказчики закупают программное обеспечение для реализации своей деятельности. В отношении программного обеспечения государством с 01.01.2016 тоже установлен и применяется запрет на поставку иностранного программного обеспечения и прав на него. Руководствоваться при поставке программного обеспечения необходимо Постановлением Правительства от 16.11.2015 № 1236. Программное обеспечение квалифицируется как российское и не подлежащее применению запрета в отношении него, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответственно, если в заявках указаны сведения о товарах из ЕАЭС, которые включены в реестр евразийского программного обеспечения.

Страну происхождения товаров, указанных в заявке, участник закупки подтверждает декларацией. Исключения, на которые не распространяется применение запрета, это осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, а также осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.

При участии в закупке на поставку товаров машиностроения необходимо учитывать, что Заказчикам запрещено закупать иностранные товары машиностроения, которые включены в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 656. Запрет распространяется на активно закупаемые и популярные товары, такие как тракторы, бульдозеры, самосвалы, автомобили скорой помощи, трамвайные вагоны и прочие. Помимо этого, указанную в перечне иностранную технику запрещено закупать в лизинг. Запрет не распространяется на товары, которые соответствуют требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, а также товары, страной происхождения которых является государство(а) ЕАЭС.

Для подтверждения страны происхождения товара из перечня, участник в комплекте заявки прилагает один из документов:

  • копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта;
  • акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации;
  • полученный для участия в данной процедуре сертификат СТ-1;
  • заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации при закупке в рамках реализации программ, установленных Постановлением № 656.

Запрет допуска иностранных товаров также начал действовать в отношении отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности. Правительство запретило закупать иностранные товары станкоинструментальной промышленности для нужд обороны и безопасности государства. Перечень товаров и правила, по которым необходимо устанавливать и применять запрет на допуск, установлен Постановлением Правительства от 07.03.2019 № 239. Сюда попали станки для обработки камня, дерева, металла, токарные и фрезерные станки, а также ручной инструмент. Запрет также действует в отношении закупки работ и услуг, при оказании которых задействованы станкоинструментальные товары. Запрет не применяется при поставке товаров из государств ЕАЭС. Подтвердить страну происхождения товара из данного перечня участнику необходимо:

  • подтверждением производства станкоинструментальной продукции на территории Российской Федерации путем наличия в реестре станкоинструментальной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, сведений о такой продукции;
  • подтверждением производства станкоинструментальной продукции на территории государства — члена Евразийского экономического союза — наличие в реестре станкоинструментальной продукции, произведенной на территории государства — члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, сведений о такой продукции (далее — реестр евразийской станкоинструментальной продукции).

При установлении условий допуска, ограничений либо запретов в извещении и документации закупки, участник обязан при подаче заявки указывать в ней страну происхождения товара. Участник должен указать страну происхождения товара в первой части заявки, и если закупка попадает под вышеперечисленные нормы по видам товаров, то и приложить необходимый документ во второй части заявки. В противном случае он будет отклонен закупочной комиссией (подп. 1.6 п. 1 приказа № 126н, письмо Минфина от 18 января 2019 г. № 24-01-07/2281). Если к товару заказчиком были применены ограничения или запреты, то необходимо учесть требования установленные для каждого отдельного случая. В зависимости от объекта закупки и конкретного вида поставляемого товра (кода ОКПД2) в качестве подтверждения страны происхождения участнику закупки необходимо в комплект заявки прилагать сертификаты СТ-1, копии инвестиционных контрактов или акты экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный Закон № 44-ФЗ от 15.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  2. Приказ Министерства финансов России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  4. Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  5. Постановление Правительства РФ от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  6. Постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469 «Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием), катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики, катетеров аспирационных для эмболэктомии (тромбэктомии), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  7. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  9. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  10. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд»;
  11. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  12. Постановление Правительства РФ от 07.03.2019 № 239 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров станкоинструментальной промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;
  13. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  14. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  15. А. Куратов: «Какие механизмы национального режима применять заказчикам при закупках по 44-ФЗ»;
  16. Ю. Бабченко: «Как применять условия допуска иностранных товаров».