Направление протокола разногласий по конкурентным закупкам

Один из основных инструментов работы поставщика при заключении контракта — направление протокола разногласий. Благодаря протоколу разногласий представляется возможным урегулировать спорные «технические» ошибки в контракте/договоре. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает по закупкам в электронной форме возможность направлять участнику протокол разногласий. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также предусматривает данную возможность для участника, но в случае размещения закупок в соответствии с особенностями закона о закупках отдельными видами юридических лиц участнику необходимо учитывать положение о закупке заказчика, так как именно в нем указаны основной порядок проведения закупок и участия в них, а также особенности заключения договора.

Протокол разногласий — особый документ, который участнику закупок допустимо направлять в адрес заказчика на стадии подписания контракта, в случае, если при заключении контракта обнаружены неточности или ошибки в контракте. Протокол разногласий предусмотрен только на этапе подписания контракта со стороны поставщика. На этапе подачи заявки, если участник не согласен с положениями контракта или у поставщика возникают вопросы по тексту контракта, необходимо направлять запрос на разъяснение положений документации закупки. Направив запрос на разъяснение, участник может внести ясность в порядок проведения закупки, получить ответы на интересующие вопросы по процедуре, а также указать заказчику на допущенные ошибки.

Поставщик на этапе заключения контракта не может внести изменения в контракт самостоятельно, однако такая возможность есть у заказчика. Но для внесения изменений нужны веские основания. Таковыми являются допущенные ошибки заказчиком при заполнении контракта и не является желание поставщика внести изменения в существенные условия контракта. Участнику при заключении контракта важно внимательно проверить полученный документ от заказчика, сравнить его с первоначальной версией контракта, которая была приложена в документацию закупки, и, при наличии разногласий, необходимо направить соответствующий протокол, в котором важно учесть все «недочеты» контракта.

Подавая заявку на участие, поставщик соглашается с документацией закупки, в том числе выражает согласие с условиями, изложенными в проекте контракта. Участнику необходимо на этапе принятия решения об участии в закупке изучить все положения документации закупки, в том числе проект контракта, который является неотъемлемой частью закупочной документации. Проект контракта является типовым, и на этапе его заключения заказчик дополняет контракт сведениями о реквизитах поставщика-победителя и информацией о цене, по которой заключается контракт. Например, типовые условия контракта содержат раздел «Цена, сроки и порядок оплаты». Обязанность заполнить контракт возложена на заказчика. При заполнении контракта в разделе «Цена...» заказчик указывает сведения о цене поставщика-победителя. При этом, в стандартном виде ценовое предложение указывается в том числе с НДС. Тем участникам, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, рекомендуется заранее уведомлять заказчика о применении упрощенки (указывать соответствующие сведения в составе заявки или во второй части заявки, если предусмотрена процедурой заявка в двух частях). Однако, если участник забыл данные сведения приложить к заявке, то на этапе заключения контракта этот пункт можно исправить благодаря направлению протокола разногласий.

Участнику закупок следует направлять протокол разногласий, в случае если поставщик обнаружил несоответствие проекта контракта по закупке действующему законодательству. При этом, если вы обнаружили ошибку на стадии подачи заявки, рекомендуется отправить запрос на разъяснение положений документации закупки, однако, если ошибка была обнаружена позднее, на стадии заключения контракта, — победителю необходимо направить протокол разногласий. Жалоба на действия заказчика или комиссии закупки — крайняя мера, которую необходимо использовать только в случае, если другие инструменты (запрос на разъяснение, протокол разногласий) участник по закону уже не может использовать.

Рассмотрим пример использования протокола разногласий как инструмента внесения изменений в проект контракта и приведение документа в соответствие законодательству. Поставщик принял участие в процедуре электронного аукциона. По требованиям закупки была установлена необходимость предоставить обеспечение исполнения контракта. Однако, в части требований к обеспечению исполнения контракта в документации закупки, проекте контракта было указано следующее условие: в соответствии с условиями 44-ФЗ. Более детальные условия указаны не были. Участник на этапе подачи заявки не использовал возможность направить запрос на разъяснение, но на этапе заключения контракта, для внесения ясности в этот вопрос, поставщик направил протокол разногласий.

Утвержденной формы протокола разногласий к контракту/договору не предусмотрено действующим законодательством. Но участнику необходимо учитывать обязательные реквизиты протокола разногласий, а именно: наименование документа (протокол разногласий), предпосылки направления документа в адрес заказчика (например, размещение в единой информационной системе проекта контракта с ошибкой), основные причины, по которым направляется протокол разногласий (ошибка в реквизитах участника), требования поставщика (необходимость внести изменения и в установленный срок направить доработанный проект контракта). Будьте внимательны: например, 44-ФЗ предполагает направление всего лишь одного протокола разногласий в адрес заказчика. Таким образом, если у вас несколько причин, по которым вы направляете протокол разногласий, учтите их все в одном документе. Подписывать документ собственноручно и ставить печать не нужно. Юридическую силу имеет документ, подписанный при помощи электронной подписи и размещенный на электронной площадке в установленный законом срок. Таким образом, достаточно будет разместить документ в формате Word на электронной площадке.

Рассмотрим на примере 44-ФЗ порядок направления протокола разногласий. Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривает направление протокола по электронным видам закупочных процедур. Механизм в данном случае предусмотрен следующий:

  • В течение 5 дней с момента публикации итогового протокола по процедуре, заказчик направляет неподписанный проект контракта участнику-победителю.
  • После получения проекта контракта у участника есть 5 дней для того, чтобы изучить контракт. В течение пяти дней контракт необходимо подписать, приложив сведения о внесенном обеспечении исполнения контракта (копию платежного поручения или копию банковской гарантии), если обеспечение было установлено или, не подписывая проект контракта, направить протокол разногласий, в котором участнику следует учесть все недочеты по контракту.
  • После направления протокола разногласий заказчик обрабатывает документ в течение трех рабочих дней и повторно высылает контракт победителю. Необходимо учитывать, что протокол разногласий будет принят заказчиком только в том случае, если для него имелись действительные основания, в ином случае заказчик повторно направит прежнюю версию проекта контракта. После повторного получения проекта контракта участнику необходимо в течение трех рабочих дней его подписать, не забыв при этом приложить информацию об обеспечении исполнения контракта.

Остальные изменения, которые необходимо внести в контракт, вносятся путем заключения дополнительного соглашения по основаниям, предусмотренным законодательством о закупках после заключения контракта.

С 1.04.2021 в части проведения определенных видов закупок в электронной форме произошли изменения. Так, например, предусмотрена процедура проведения запроса котировок по новым правилам. С учетом тенденции сокращения времени на закупочные этапы по процедурам, запрос котировок проводится в минимальные сроки. На размещение и подписание контракта заказчику и участнику отводится по одному рабочему дню. Направление протокола разногласий в данном случае не предусмотрено. Это означает, что поставщику необходимо заранее изучить извещение о закупке, проект контракта и принять решение, устраивают ли условия, которые указаны по котировке.

Типичные причины направления протокола разногласий

  • Ошибки в контракте.

    Заказчик допустил ошибки при формировании проекта контракта. Например, могут быть указаны неверные реквизиты поставщика, неправильная цена или неверные сведения о предмете контракта.

  • Получен «пустой» контракт.

    Открыв контракт на электронной площадке, участник может обнаружить, что сведения об участнике не заполнены. Обязанность заказчика — заполнить проект контракта и в готовом виде направить его участнику-победителю. Также заказчик обязан заполнить спецификацию по контракту с учетом пропорционального снижения цены контракта.

  • Несоответствие контракта первоначальной версии документации.

    При получении контракта участнику необходимо проверить все положения документа и сравнить с первоначальной версией. В случае обнаружения несоответствия участнику обязательно необходимо направить протокол разногласий.

  • Несоответствие проекта контракта действующему законодательству о закупках.

    Контракт, полученный от заказчика, должен отражать требования действующего законодательства о закупках.

  • Необходимость продлить сроки подписания контракта.

    Поставщик может использовать возможность направления протокола разногласий для того, чтобы увеличить срок подписания контракта. Данная ситуация актуальна, например, когда участник не успевает оформить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта. В этом случае рекомендуется учитывать действительные причины для направления протокола разногласий: изучите контракт на предмет ошибок, несоответствия требованиям и т.д.

  • Предлагаем рассмотреть нестандартную ситуацию после размещения протокола разногласий.

    Участник разместил протокол разногласий по причине ошибки в реквизитах поставщика. Заказчик согласился с ошибкой, доработал проект контракта, однако при размещении проекта контракта повторно, прикрепил контракт по другой закупке. При дальнейшем рассмотрении дела в контролирующем органе ФАС признал правонарушение со стороны заказчика и передал материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.1 Таким образом, поставщику следует учитывать, что возможность обратиться в контролирующий орган у участника сохраняется до заключения контракта (подписания контракта заказчиком), а после заключения контракта участник вправе обратиться в арбитражный суд.

    Участник, который по результатам закупки заключает контракт в результате уклонения победителя, также имеет возможность направить протокол разногласий. В данном случае учитываются стандартные сроки для заключения контракта с учетом протокола разногласий.

1Решение № 048/06/99-1201/2020 от 23 декабря 2020 г.

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга