Как участвовать в строительных тендерах

Регистрация в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ)

Самые крупные и интересные закупки — это закупки, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства и т. п. Чтобы участвовать в них, необходимо знать некоторые особенности в части предоставляемых документов, а также процедуры проведения такого тендера.

В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — 44-ФЗ) регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1752 «О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 656» (вместе с «Правилами регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок»). Переводя «на русский», чтобы иметь возможность участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на любой из электронных площадок, утвержденных правительственным перечнем, нужно пройти регистрацию в едином реестре участников закупок.

Регистрация участника закупки в единой информационной системе и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года. При этом необходимо своевременно актуализировать информацию, которая была внесена в единый реестр участников закупок при регистрации, так как ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанной информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет участник закупки.

Осуществление регистрации участников обеспечивается Федеральным казначейством путем информационного взаимодействия единой информационной системы с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (это сайт «Госуслуги», именно с него начинается регистрация), а также с электронными площадками.

Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Эта аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию, то есть после регистрации в ЕРУЗ регистрация на всех восьми электронных площадках для участника закупок происходит автоматически. По факту регистрация в ЕРУЗ может занять до недели, все зависит от корректной работы единой информационной системы, интеграции и работы сайта «Госуслуги», сайта налоговой и так далее.

Для участника закупки регистрация бесплатная.

Подробную инструкцию по регистрации можно найти на сайте zakupki.gov.ru в разделе «Материалы для работы в ЕИС» — «Информация для участников закупок» — «Регистрация участников закупок и пользователей в ЕИС».

После первого обязательного этапа переходим ко второму, характерному для строительных торгов.

Особенности предквалификации

В соответствии с частью 12 статьи 24.2 44-ФЗ в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 44-ФЗ.

Теперь по порядку разберемся с отсылочными нормами 44-ФЗ: часть 2 статьи 31 44-ФЗ гласит о том, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Часть 3 статьи 31 44-ФЗ указывает на перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов»).

Приложение № 1 этого постановления содержит таблицу, в которой указаны:

  • наименование товаров, работ, услуг, по которым необходимо предъявлять дополнительные требования;
  • сами дополнительные требования к участникам закупки;
  • документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Вся информация, требования и документы, которые необходимы заказчику по осуществляемой закупке в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, обязательно отражаются им в извещении и документации закупки.

Оператору электронной площадки направляются документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. В течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем их получения, оператор электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участник закупки предоставил документы, принимает решение:

  • либо о размещении таких документов или их копий в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
  • либо об отказе в размещении документов.

Отказ в размещении предоставленных документов возможен в двух случаях:

  1. Несоответствие перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
  2. Нарушения порядка взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, в том числе при направлении документов.

Этот порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки» (вместе с «Правилами взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки»). Однако стоит обратить внимание, что фактически оператор электронной площадки осуществляет лишь формальную проверку наличия необходимых документов. Оценку по их содержательной части проводит комиссия по закупкам заказчика.

Когда вы справились и со вторым этапом по предоставлению необходимых документов на строительный тендер, переходим к особенностям проведения самой процедуры.

Особенности проведения строительных тендеров

Здания и работы по возведению зданий, сооружения и строительные работы в области гражданского строительства, — все это, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, входит в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) на основании требований нормы статьи 59 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.

Все бесконечные и беспощадные «формы 2» остались в прошлом. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки). То есть проектную документацию внимательно изучили, приняли решение, что готовы участвовать — нажимаете галочку в «окошке» согласия и больше никаких форм не заполняете.

Протокол по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в данном случае заказчик не оформляет, а электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в нем. В перспективе планируется сократить этот срок до 1 часа.

Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном статьей 68 44-ФЗ.

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга