Как участнику избежать демпинга

При участии в закупках часто встречаются ситуации, когда происходит значительное «падение» начальной максимальной цены закупки. Многие добросовестные участники таким образом остаются без выгодных поставок. Участники-победители оказываются фирмами-однодневками, которые «забирают» контракт, а потом не исполняют его. Одна из сфер, где можно наблюдать яркий пример падения цены — сфера оказания услуг, например, услуги медицинских организаций, образовательные, клининговые услуги и т.д. Зачастую государственный, муниципальный или иной заказчик в итоге не доволен оказанной услугой, по причине того, что изначально заказчик планировал получить иной результат.

Возникает вопрос: каким образом возможно избежать демпинга добросовестным участникам и поучаствовать в закупке с выгодой для себя? В данной статье будут изложены рекомендации участникам закупки.

Рекомендация № 1

Взаимодействие с заказчиками на этапе формирования технического задания с учетом компетенции поставщика.

Заказчик в техническом задании излагает свою потребность. Достаточно часто на практике возникают ситуации, когда специалисты организации, которые занимаются формированием описания объекта закупки, не обладают необходимой глубиной знаний по предмету. В этом случае заказчик прибегает к помощи специалистов-участников. Поставщик помогает сформировать техническое описание товаров, работ, услуг. На стадии подготовки информации о планируемой закупке, заказчик вправе обращаться к специалистам, которые помогут определить потребность и детально сформировать техническое задание с учетом потребности.

Поставщик, являясь экспертом в своей сфере, может помочь заказчику сформировать техническую часть описания объекта закупки, уточнить сведения о сертификации продукции, лицензировании работ. Также возможно помочь заказчику в формировании деталей закупки: описание, характеристики, специфику деятельности или товара. В случае, если услуга предполагает использование сопутствующих товаров, материалов, необходимо указать информацию и по товарам, материалам, которые будут применяться (дать описание), а заказчик, в свою очередь, при необходимости, пропишет требование об указании участником закупки в составе своей заявки на участие не только согласия, но и конкретных показателей товара. А именно: конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Указание требований по конкретным показателям товаров, работ, услуг позволяет заказчику более детально сформулировать описание объекта закупки, а участникам закупки позволяют понять какие именно требования установлены. Также описание демонстрирует, какой именно продукт на выходе, то есть при приемке необходим покупателю. Исходя из этого, участникам проще объективно оценивать свои силы. Более того, при уточнении деталей, конкретизации сведений по товарам, работам, услугам, поставщики, которые не могут поставить именно те ТРУ, которые требуются, будут отсеяны. Если поставщики, предложения которых требованиям не соответствуют, поучаствуют в таких закупках, то их заявки будут отклонены.

Рекомендация № 2

Направление коммерческих предложений заказчикам, участие в сборе информации о цене.

Коммерческие предложения поставщиков помогут покупателю при формировании начальной максимальной цены и определении специфики закупаемых ТРУ. Они также позволят участнику в установлении контакта с потенциальным покупателем. Заказчики, до объявления закупки, обязаны сформировать начальную максимальную цену, используя один из методов расчета НМЦК. Один из самых распространенных методов определения начальной максимальной цены контракта — метод сопоставимых рыночных цен. В основе этого метода лежит сопоставление коммерческих предложений участников закупки и определение средней арифметикой цены (в упрощенном варианте), которая будет в основе начальной максимальной цены закупки. В процессе формирования начальной максимальной цены заказчик вправе обратиться к поставщикам, которые могут выполнить требуемые услуги, и запросить информацию о предлагаемой цене в виде официального коммерческого предложения. Участникам рекомендовано в данной ситуации взаимодействовать с покупателем для того, чтобы иметь возможность влиять на формирование цены закупки и указывать характеристики закупаемых товаров, работ, услуг.

Более того, заказчик при этом вправе использовать возможность сформировать более детальное описание объекта закупки исходя из той информации, которая предоставлена участником. В случае, если потенциальный участник не предоставил более подробную информацию, заказчик вправе дозапросить информацию. Частыми являются случаи, когда заказчик обращается к участникам с целью более детально описать объект закупки. Этап формирования технического задания, описания объекта закупки — возможность заказчика, используя профессиональные компетенции поставщиков, составить подробное описание закупаемых товаров, работ, услуг. Таким образом, те участники, которые не соответствуют требованиям, не смогут принять участие в закупке.

В связи с тем, что с 1.04.2021 заказчик по новым правилам проводит запрос котировок, а сроки по такой процедуре будут более короткими, чем ранее, у заказчика, предположительно, будет чаще возникать потребность в помощи поставщиков в части составления извещения о закупке.

Дополнительно участникам рекомендуется использовать раздел Единой информационной системы «Запросы цен товаров, работ, услуг». В этом разделе заказчик адресует запрос ценовой информации участникам закупки. Поставщикам необходимо направлять сведения в виде ответа на запрос заказчика.

Рекомендация № 3

Участие в закупках через призму способа закупки.

Часто при проведении тендера заказчик использует такой способ закупки как электронный аукцион. В отдельных случаях проведение электронного аукциона является обязательным. Эти случаи перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». При проведении электронного аукциона для определения победителя используется единственный критерий — это минимальная цена. Неудивительно, что при минимальных требованиях к участникам закупки, на участие в электронном аукционе подают заявки поставщики, которые могут не являться специалистами сферы, по которой проводится тендер. Количество претендентов на победу в таком тендере ожидаемо больше, чем по другим видам закупок. Отсюда и большое снижение начальной максимальной цены. Чтобы избежать такой ситуации, заказчику необходимо комплексно подойти к вопросу процедуры определения поставщика. При возможности, заказчик может объявить закупку не в виде «простой» процедуры: электронный аукцион, электронный запрос котировок и т.д., а в виде, например, более сложной закупки (в виде электронного конкурса). Таким образом, поставщик должен оказаться в «нужное время в нужном месте» и помочь сформулировать заказчику «правильное» техническое задание. При проведении конкурса заказчиком могут быть установлены (помимо цены) иные критерии для определения победителя, в частности, предложение участника конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона 44-ФЗ. При этом отсутствие указанного предложения не будет являться основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в электронной форме. Также возможно установление требований по предоставлению участником закупок документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов тоже не будет являться основанием для признания заявки на участие в конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе. Несмотря на то, что при установлении критериев определения поставщика в результате выявления несоответствия указанным критериям участника закупки нельзя отклонить поданные заявки, подтверждение соответствия участником закупки этим критериям напрямую влияет на итог закупки, ввиду того, что по каждому критерию участнику закупки присваивается балл. Соответственно, тот потенциальный исполнитель, который максимально соответствует заявленным критериям, одержит победу в конкурсе.

Возможно установление критериев определения победителя по конкурсу комплексно: предложение участника конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона 44-ФЗ, и требования по предоставлению участником закупок документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса в электронной форме. А также стоимостной критерий, то есть критерий цены.

Таким образом, на итог закупки напрямую влияет порядок проведения процедуры и соответствие участников закупки указанным критериям определения поставщика. Участник закупки в этой части может помочь заказчику в формировании необходимых оснований для проведения закупки.

Рекомендация № 4

Участие в процедурах «не для всех».

Использование возможности участия в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства. При проведении тендера в рамках Закона о Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ), а также в соответствии с Законом о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), заказчикам необходимо учитывать квоту закупок, которые проводятся для СМП (субъектов малого предпринимательства) и МСП (субъектов малого и среднего предпринимательства), а поставщикам нужно обращать внимание на процедуры, которые размещаются для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, например, в рамках 44-ФЗ заказчикам необходимо осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15%.

При объявлении закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства (223-ФЗ) или только для субъектов малого бизнеса (44-ФЗ), существует гарантия того, что представители крупного бизнеса не «зайдут» на закупку.

Руководствуясь рекомендациями, указанными выше, поставщик может принять участие и одержать победу в процедуре с минимальными затратами и получить максимальную прибыль.

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга