Как поучаствовать в закупке

По данным Федерального Казначейства Российской Федерации за первое полугодие 2019 года среднее количество заявок на процедуру в контрактной системе составило 3,13, а в сегменте, работающем в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), количество заявок на процедуру — 1,26. Что останавливает предпринимателей от участия в тендерах?

Согласно данным отчета Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год» законодательство о контрактной системе в сфере закупок непрерывно развивается. С 2013 года изменения и дополнения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) вносились 58 раз, причем большая часть из этих поправок носила принципиальный характер. Кроме того, в развитие № 44-ФЗ за эти пять лет было принято более 270 нормативных правовых актов, из которых в настоящее время действуют более 130 актов. Число вопросов по правоприменительной практике не снижается, а большое количество изменений законодательства усложняет правовое регулирование контрактной системы, делает его недостаточно стабильным и системным. Это приводит к дополнительным издержкам заказчиков и участников закупок. А значит, помимо сопутствующих неизбежных издержек участников закупок, основная сложность — разобраться с тем как это все работает.

Сегодня из каждого утюга предлагают научить зарабатывать на государстве миллионы, за пять минут могут рассказать как работает тендер, как в этом тендере участвовать, дать тендер-инструкцию, с которой вы станете непобедимы. Будьте осторожны. Вас должен насторожить сам термин «тендер» — квалифицированный специалист в сфере закупок вряд ли будет его употреблять.

Что такое тендер и чем он отличается от закупки?

В действующем законодательстве о контрактной системе, а также в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ термина «тендер» вы не найдете. Он содержится в 86 пункте «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»: конкурсная торговля (торги, тендер): форма торговли, характеризующаяся заключением на торгах договора купли-продажи с победителем, предложившим условия, наиболее полно отвечающие требованиям организаторов конкурса (тендера).

Понятие тендер слишком поверхностно применительно и к контрактной системе, и к закупкам отдельными видами юридических лиц. Между тем, слова вроде бы знакомые, похожие, вот по незнанию многие и употребляют.

Рядом с термином «тендер» в ГОСТе стоит термин «торги». Данное понятие раскрыто в статье 3 223-ФЗ: к торгам относятся конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). Торги являются одним из способов проведения конкурентной закупки. Помимо вышеперечисленных способов Заказчик, работающий в рамках 223-ФЗ, вправе установить в своем Положении о закупке иные способы проведения конкурентных закупок.

В статье 3 44-ФЗ дается понятие закупки. Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — это совокупность действий, осуществляемых в установленном 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Понятие «закупка» наиболее емкое, оно включает в себя не только процедуру с торговой сессией, но и весь комплекс сопутствующих действий, которые необходимы для ее проведения (например, заключение контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта).

Как мы видим, на первый взгляд тождественные понятия «тендер», «торги» и «закупка» имеют разный смысл, и употреблять их стоит в соответствии с их значениями, данными в специальных законах.

Кто может участвовать в закупках?

Теперь самое время разобраться с тем, кто может стать участником закупки. Данное понятие раскрыто в специальных законах о закупках: 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Статья 3 44-ФЗ устанавливает, что участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

В соответствии с частью 5 статьи 3 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Стоит остановиться на особенностях самого закона 223-ФЗ. В отличие от 44-ФЗ, где все жестко зарегламентировано, 223-ФЗ оставляет заказчикам некую свободу действий. Такая свобода должна быть формально определена в Положении о закупках Заказчика. Каждый заказчик, работающий в рамках 223-ФЗ, обязан утвердить и разместить в Единой информационной системе в сфере закупок свое Положение о закупках. Чаще всего, но не обязательно, Положение о закупках содержит раздел «Термины и определения», где заказчик прописывает основные понятия. Данные понятия не должны противоречить нормам 223-ФЗ. Однако, встречается такое, что заказчики в своих Положениях о закупках дают иное определение термину «участник закупки».

Планирование. Что такое план закупок и зачем он нужен?

Принцип планирования, который прослеживается в обоих законах (44-ФЗ и 223-ФЗ), — любая закупка должна быть запланирована. Не допускается размещение закупок, которые не были отражены в документах о планировании или имеют информацию, отличную от запланированной.

Документ о планировании ведет заказчик.

В 44-ФЗ с 1 января 2020 года будет единый документ планирования — план-график закупок (2019 год завершается по прежним правилам планирования с использованием по сути дублирующего документа — плана закупок). Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В настоящее время осуществляется трехлетнее планирование, например, на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. В соответствии с нормой статьи 16 44-ФЗ в планы-графики включаются:

  • идентификационные коды закупок;
  • наименование объекта и (или) наименования объектов закупок; объем финансового обеспечения для осуществления закупок;
  • сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 44-ФЗ;
  • иная необходимая информация, определенная положениями 44-ФЗ.

В 223-ФЗ документом планирования является план закупок. Согласно статье 3.6 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана». План закупок содержит следующие сведения:

  • наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;
  • порядковый номер, который формируется последовательно с начала года;
  • предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);
  • минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);
  • единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);
  • сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
  • регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
  • срок исполнения договора (год, месяц);
  • способ закупки;
  • закупка в электронной форме (да/нет);
  • о закупке товаров (работ, услуг) путем проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • о закупке товаров (работ, услуг), удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проанализировав документы о планировании, участник закупки может сформировать представление о потребностях заказчика в товарах, работах, услугах в долгосрочной перспективе.

Участие в закупке. С чего начать?

Первое, с чего необходимо начать участнику закупки — это оценить все свои риски и просчитать издержки. Для этого нужно внимательно прочитать документацию о закупке.

Каждую закупку сопровождает документация. Ее можно найти в Единой информационной системе в сфере закупок во вкладке «Документы» к интересующей закупке. Документация объемная. Читайте ее внимательно и до конца. Только это поможет вам сделать правильный выбор: участвовать или нет.

Обычно, но не всегда, документация содержит четыре раздела: общая часть, информационная карта, техническое задание (описание объекта закупки) и проект контракта (договора). Если закупка проводится конкурсом, то добавляется раздел «критерии оценки заявок».

В информационной карте обратите внимание на следующие пункты:

ограничения для участия в данной закупке. Закупка может проводиться исключительно для субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованием статьи 30 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, (...), путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

В 2018 году заказчиками объявлено более 1 миллиона закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в общем объеме 3246,1 млрд рублей, что на 33,1 % больше, чем в 2017 году. За последние 5 лет объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций увеличился в 3,5 раза. Доля объявленных закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в стоимостном выражении) в 2018 году составила 41,2 % общего объема объявленных закупок (в 2017 году — 34,6 %). Объем закупок, осуществленных непосредственно у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2018 году, составил 1151,9 млрд рублей (14,6 % общего объема объявленных закупок) (из отчета Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год»). Для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций законодательством о контрактной системе предусмотрены более выгодные условия участия в процедурах закупок.

В 223-ФЗ тоже есть особенности участия для данной категории участников закупки, но касаются они не только субъектов малого предпринимательства, но еще и среднего предпринимательства.

обеспечение заявки. При наличии указания суммы в качестве обеспечения заявки у участника закупки должен быть открыт специальный счет в одном из банков, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Введение нового механизма обеспечения заявок должно было упростить процедуру подачи заявок на электронные закупки и привлечь новых участников. Вместе с тем при практической реализации нового механизма обеспечения заявок участники закупок столкнулись с такими проблемами как неподтверждение банком наличия денежных средств на специальном счете участника закупки, непроведение в связи с техническими проблемами блокировки средств на специальном счете. При этом ответственность банков перед участником закупки за неисполнение требований Федерального закона № 44-ФЗ в части своевременного блокирования денежных средств в целях обеспечения заявок на участие в электронных закупках не установлена (из отчета Счетной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год»).

С 1 июля 2019 года кроме обеспечения заявок через специальный счет, участникам закупок доступен инструмент обеспечения заявок посредствам банковской гарантии. Но и здесь могут быть риски, связанные с несвоевременным отображением банковской гарантии в реестре банковских гарантий или несоответствием банковской гарантии требованиям 44-ФЗ, и как следствие, недопуском или отклонением заявки.

Если вы решите участвовать в закупках по 223-ФЗ, то вам не придется разбираться с обеспечением заявки, но скорее всего, потребуется оплатить тариф электронной площадки за участие в закупке.

обеспечение гарантийных обязательств касается закупок, размещаемых в рамках контрактной системы. Это самое активно обсуждаемое в последнее время положение, потому что оно новое. В качестве обеспечения гарантийных обязательств участнику закупки необходимо будет предоставить банковскую гарантию, ее размер не должен будет превышать 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, при этом точная сумма определяется заказчиком. В чем заключается сложность? В том, что такая банковская гарантия будет иметь достаточно длительный срок и не все банки ее выдают.

Приведу пример из правоприменительной практики.

После исполнения контракта Заказчик зачастую сталкивается с проблемой игнорирования Подрядчиком уведомлений об устранении недостатков в период гарантийного срока. В решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.07.2019 по делу № А07-8310/201 подобное игнорирование обошлось Подрядчику в сумму 1,6 млн. рублей, суд также обязал Подрядчика устранить недостатки, обнаруженные Заказчиком.

Между заказчиком (Управлением по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан) и подрядчиком (ООО «Компания «Потенциал») в 2017 году был заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт дорожного покрытия дворовых территорий многоквартирных домов. Цена контракта составила 31 016 492 рублей 34 копейки, срок исполнения обязательств Подрядчиком — 4 месяца.

Контракт был исполнен, все акты подписаны, оплата произведена. Дальше начались мучительные три года гарантийных обязательств. Недостатки обнаружились спустя 4 месяца после приемки работ — Заказчик требовал произвести необходимые работы по благоустройству дворовых территорий. Согласно условиям контракта Подрядчик гарантирует соответствие технико-экономических показателей объекта (в том числе входящего в него оборудования, материалов, работ) с возможностью его нормальной эксплуатации на протяжении гарантийного срока. На уведомления Заказчика о необходимости устранения недостатков, Подрядчик отвечал затягиванием сроков.

Заказчик следовал букве закона и вскоре обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан за разрешением спора.

Суд напомнил, в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика в виде ответственности за недостатки выполненных работ. Подрядчик не смог доказать, что недостатки вызваны износом объекта или его частей, неправильной его эксплуатации, ненадлежащим ремонтом объекта, произведенного самим заказчиком.

Заказчику же необходимо было на заседании суда представить копии писем, подтверждающих выявление недостатков работ в пределах гарантийного срока и извещение об этом Подрядчика.

В итоге суд первой инстанции обязал Подрядчика в месячный срок устранить недостатки, а также выплатить штраф в размере 1,6 млн. рублей за просрочку исполнения гарантийных обязательств.

В техническом задании обратите внимание на следующие пункты:

  • технические характеристики и единицы измерения товара. Поставляемый товар должен соответствовать по всем, абсолютно всем пунктам, указанным заказчиком. Если вы прочитали техническое задание и заметили опечатку в единицах измерения или поняли, что товар с такими характеристиками уже не производится, воспользуйтесь своим правом подать запрос на разъяснение положений документации. Например, в соответствии с нормой статьи 65 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона, указанный запрос необходимо направить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
  • дополнительные услуги, не указанные в смете и не отраженные в обосновании начальной (максимальной) цены контракта. В техническом задании могут быть указаны сопутствующие услуги, например, доставка товара на 10 этаж без лифта. Подавая заявку на участие в закупке, помните, что вы соглашаетесь со всеми условиями, которые прописал заказчик в документации.

В проекте контракта (договора) обратите внимание на следующие пункты:

  • срок исполнения обязательств. В проекте контракта обязательно прописывается срок, в который вы должны будете исполнить обязательства. Если вы не сможете исполнить обязательства в срок, вас ждут штрафные санкции. Если вы не успели всего на день, вам все равно придется оплатить пени за просрочку, а исполненный контракт уже не будет являться успешно исполненным.
  • график поставки. По некоторым категориям закупок заказчик указывает формулировку «по заявкам». Эта формулировка опасна, потому что крайне сложно просчитать на этапе подачи заявки расходы на логистику, да и вообще предугадать сколько будет этих заявок: одна или пятьдесят.
  • место рассмотрения споров. Обычно заказчик указывает местом рассмотрения споров суд по собственному местонахождению. Если вы участвуете в закупке не своего региона, будьте готовы к дополнительным расходам на командировки в случае, если дело дойдет до суда.

* Если вы приняли решение участвовать в закупке, проводимой по правилам 223-ФЗ, найдите в Единой информационной системе в сфере закупок Положение о закупках заказчика, который разместил интересную вам закупку и прочитайте его. Положение о закупках в мире 223-ФЗ — это главный закон заказчика, по которому живут и он сам, и участники его закупок.

Как подать заявку на участие в торгах?

Далее, когда риски оценены и принято решение участвовать в закупке, начинаем подготовку заявки на участие. Проверьте наличие необходимой суммы на специальном счете (44-ФЗ) или оплату тарифа электронной площадки (223-ФЗ). Обратите внимание на срок окончания подачи заявок. Не откладывайте подачу заявки на последний час — Единая информационная система в сфере закупок, сайты операторов электронных площадок могут работать нестабильно.

В информационной карте документации о закупке обязательно содержится перечень необходимых документов, которые должны быть предоставлены участником той или иной процедуры закупки — следуйте этому перечню.

Некоторые документы вам необходимо будет подготовить и лишь периодически обновлять (например, решение об одобрении или о совершении крупной сделки, анкета участника закупки), некоторые нужно составлять непосредственно под закупку — сама заявка. Большое количество информации предоставляется участником закупки при помощи программно-аппаратных средств электронной площадки — проще говоря, это проставление галочек в экранной форме (например, согласие участника закупки на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке и не подлежащих изменению по результатам ее проведения), следите, чтобы данная информация была достоверной.

Кроме того, часто заказчики публикуют инструкцию по заполнению заявки для участников закупки. При подготовке заявки на участие учтите требования такой инструкции.

Когда документы заявки подготовлены и трижды проверены, необходимо зайти на сайт электронной площадки, где заказчик разместил данную закупку. Сайт электронной площадки обязательно указывается в извещении и документации о закупке. На сайте оператора электронной площадки находим интересующую закупку, используя опцию поиска, выбираем закупку и нажимаем кнопку «подать заявку». Пусть вас не пугает многообразие электронных площадок: интерфейс разный, но принцип работы один. После того, как вы нажали: «подать заявку», необходимо заполнить предлагаемые поля и загрузить подготовленные документы. О том, что вы успешно подали заявку вас известит оператор электронной площадки автоматическим письмом, вам присвоят номер и останется ждать торговой сессии.

Если ваши условия окажутся лучшими, или цена минимальной (в зависимости от процедуры, в которой вы принимаете участие), заказчик признает вас победителем и будет обязан заключить контракт (договор).