Госзакупки — что это такое?

Государственным организациям (получают гос. финансирование) для обеспечения своей жизнедеятельности нужны различные товары, работы, услуги. Такие организации называются заказчиками, а по своей сути они являются покупателями. Эти структуры проводят государственные закупки (также часто встречается понятие «государственные тендеры»). Для работы государственной организации необходимы самые разнообразные товары, работы и услуги. Например, в детском саду необходимо организовать питание детей, в больнице необходимо поставлять лекарства, а для проведения соревнований — закупить награды для призеров. Те компании, которые поставляют товары, работы, услуги, называются поставщиками (их также еще называют участниками, исполнителями, подрядчиками).

Заказчик в соответствии с требованиями законодательства не может выбрать того поставщика, который ему «понравился». Для того, чтобы определить участника-исполнителя, необходимо провести государственную закупку в соответствии с требованиями 44-ФЗ (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

44-ФЗ предусматривает проведение закупочных процедур различными способами. Например, конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Также существуют подвиды этих способов. Всего 11 способов закупок. Но в 2022 году произойдет сокращение способов закупок: останется всего три процедуры — конкурс, аукцион и запрос котировок.

Способы закупок отличаются между собой порядком проведения, сроками проведения, а также критериями, которые установлены для определения победителя.

Перечисленные выше способы закупок относятся к конкурентным — поставщики участвуют в закупках на конкурентной основе и определение победителя происходит заказчиком с учетом установленных требований и критериев.

Помимо конкурентных процедур закупок существует и неконкурентная — закупка у единственного поставщика (закупка у единственного источника, прямая процедура, в отдельных случаях используется название «закупка с полки»). Это закупка без проведения конкурентной процедуры. Подробное описание случаев, когда заказчик может закупить товары, работы, услуги, напрямую указано в ст. 93 44-ФЗ.

Как узнать, что покупают заказчики?

Как было сказано выше, гос. организации закупают абсолютно все. Возникает вопрос: а где найти перечень этих закупок? С перечнем можно ознакомиться абсолютно бесплатно на сайте единой информационной системы (ЕИС). С помощью поисковика процедур закупок вы легко сможете найти закупки, которые могут быть вам интересны, используя ключевые слова, иные данные по своему виду деятельности. На этом сайте размещаются также и тендеры, которые проводятся в соответствии с требованиями второго закона о закупках — 223-ФЗ (закон о закупках отдельными видами юридических лиц). Обратите внимание на статус закупки. Для просмотра актуальных процедур необходимо отсортировать процедуру по статусу: «Подача заявок». Примечательно, что публикуются даже запланированные, но пока не размещенные процедуры закупок.

Для участия в процедурах необходимо выполнить определённые действия. Ниже представлен алгоритм, руководствуясь которым вы сможете поучаствовать в госзакупках.

Алгоритм работы поставщика:

  1. Поиск закупок по своей сфере деятельности
  2. Получение электронной подписи
  3. Регистрация в ЕИС (+ автоматическая аккредитация на федеральных электронных площадках)
  4. Подготовка к участию в закупке
  5. Подача заявки на участие
  6. Участие в торгах (если предусмотрен данный этап)
  7. Ознакомление с результатами закупки
  8. Заключение и исполнение контракта в случае победы

Теперь подробнее рассмотрим каждый этап:

1. Поиск закупок по своей сфере деятельности

При поиске госзакупок определите параметры, которые являются для вас ключевыми. Например, стартовая цена (начальная максимальная), срок до окончания подачи заявок, наличие требования обеспечения по процедуре, регион поставки.

При проведении закупок заказчик устанавливает начальную максимальную цену процедуры. Это максимальная сумма, которая выделена из бюджета для удовлетворения конкретной потребности в товарах или работах или услугах. В ходе участия в закупке поставщики предлагают стоимость, которая ниже указанной цены.

Срок, который остается до окончания подачи заявок, необходимо учитывать для того, чтобы определить, хватит ли времени для подготовки заявки.

Обеспечение по закупкам. Всего существует три вида обеспечения по процедурам:

  • обеспечение заявки (необходимо для того, чтобы подтвердить, что в случае победы участник заключит контракт);
  • обеспечение исполнения контракта (гарантия того, что участник исполнит контракт);
  • обеспечение гарантийных обязательств (обеспечение участником условий гарантии на товары, работы, услуги).

Обеспечение может быть предоставлено по выбору участника в виде денежных средств или в виде банковской гарантии. В случае с обеспечением исполнения и гарантийными обязательствами, можно подтвердить наличие опыта у участника закупки, обеспечение можно не предоставлять (актуально только для закупок, проводимых для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций).

Регион поставки актуален в том случае, если вы собираетесь работать в пределах отдельных территорий (районов, регионов РФ).

По каждой закупочной процедуре в ЕИС размещена подробная информация о закупке. Она представлена в виде извещения и документации закупки. Извещение — краткие сведения, документация — более подробная информация. При выборе закупок необходимо внимательно изучить требования к участникам, порядок проведения закупки, проект контракта.

ЕИС учитывает только стандартные фильтры для поиска процедур, что не обеспечивает возможность найти исчерпывающий перечень актуальных процедур. Для более точного поиска рекомендуем использовать агрегатор закупок. Он позволяет указать более детально параметры поиска и найти все закупки. Например, можно использовать агрегатор otc.ru.

По результату первого этапа необходимо определить, в каких закупках вы будете участвовать.

2. Получение электронной подписи

Госзакупки проводятся в электронной форме. Для того, чтобы иметь возможность участвовать в них, поставщику необходима электронная подпись. Получить электронную подпись можно в удостоверяющем центре. При получении обратите внимание на полномочия УЦ в части выдачи электронной подписи. С 01.07.2021 года меняются правила. Согласно новым требованиям, удостоверяющие центры должны пройти отбор и получить аккредитацию. В июле ФНС сформирует список доверенных лиц (удостоверяющие центры, прошедшие аккредитацию по новым правилам). Срок действия электронной подписи — один год. После получения электронной подписи ее необходимо установить на компьютер (при помощи криптопровайдера, который также можно приобрести в удостоверяющем центре). Получить электронную подпись можно здесь.

3. Регистрация в ЕИС (+ автоматическая аккредитация на федеральных электронных площадках)

Для участия в закупочных процедурах необходимо пройти регистрацию при помощи электронной подписи в единой информационной системе. При регистрации в ЕИС поставщик автоматически регистрируется на восьми федеральных электронных площадках:

  • Сбербанк-АСТ;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Электронная площадка торгов «РТС-тендер»;
  • Национальная электронная площадка;
  • Электронная торговая площадка «Заказ-РФ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • Электронная торговая площадка «Газпромбанка»;
  • ЭТП «ТЭК-торг».

После регистрации на каждой электронной площадке и в ЕИС у участника появляется личный кабинет.

Для того, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, необходимо установить электронную подпись на компьютер, далее в личном кабинете руководителя компании (физического лица) сайта «Госуслуги» добавить профиль организации или ИП, здесь активировать вход по электронной подписи. После указанных действий необходимо перейти непосредственно к регистрации компании в ЕИС. Предварительно компьютер нужно технически настроить. Автоматическая настройка личного кабинета возможна по инструкции, которая размещена в ЕИС. При регистрации поставщику нужно предоставить пакет документов в зависимости от организационно-правовой формы.

Для ИП требуется паспорт (паспортные данные).

Для юридического лица — устав организации, паспортные данные руководителя решение об одобрении сделки. Остальные необходимые документы и сведения формируются автоматически. Например, выписка ЕГРЮЛ (ЕГРИП) интегрируется с сайта ФНС.

Регистрация проходит в автоматическом режиме сразу после подписания заявления электронной подписью в ЕИС. Участника включают в ЕРУЗ (единый реестр участника закупок). Срок действия регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках — три года. В течение суток регистрацию подтвердят также электронные площадки. После чего появится доступ к личным кабинетам электронных площадок.

В документации, извещении закупок указано на какой именно площадке проводится процедура. Таким образом, найти госзакупку можно через поисковик или сайт ЕИС, а подавать заявку, участвовать в торгах, подписывать контракт нужно на той электронной площадке, которая указана в сведениях процедуры.

4. Подготовка к участию в закупке

Подготовка к участию включает анализ выбранной процедуры, предоставление обеспечения заявки (если требуется), формирование, подачу заявки.

Изучите документацию закупки. В ней указан порядок проведения процедуры, требования, которые предъявляются к участникам. Соответствует ли ваша компания требованиям? Все ли документы есть? На этом этапе необходимо рассчитать оптимальную цену, которую вы укажете в заявке или до которой будете снижаться в ходе проведения торгов (для процедур с торговыми сессиями). К документации прилагается проект контракта. Это неизменный в части условий шаблон, который будет на этапе заключения включать реквизиты поставщика. При наличии вопросов необходимо в личном кабинете электронной площадки направить запрос на разъяснение документации закупки. Ответ будет размещен в единой информационной системе, по результату размещения ответа участнику на электронную почту поступит уведомление.

Обеспечение заявки предоставляется в виде денежных средств или в виде банковской гарантии по выбору участника. Размер обеспечения устанавливается в документации закупки заказчиком в диапазоне 0,5-5% от начальной максимальной цены контракта. Для перечисления обеспечения в виде денежных средств необходимо открыть специальный счет в банке (перечень банков утвержден Распоряжением Правительства РФ 1451-р от 13.07.2018). Закладывайте время на открытие спец. счета! На момент окончания подачи заявок денежные средства в размере обеспечения блокируются. Если участник не выиграет закупку, то деньги разблокируются в полном объеме, если выиграет — с суммы будет удержан тариф площадки — 1% от начальной максимальной цены контракта, но максимум 5000 руб. Банковскую гарантию можно получить в банке (перечень банков есть на сайте Минфин). В ближайшем будущем также будут выдаваться независимые гарантии. По закупке может быть не установлено обеспечение заявки.

5. Подача заявки на участие

Заявка на участие формируется и направляется в электронном виде на сайте электронной площадки. Необходимо сформировать комплект документов, заполнить сведения по товарам, работам, услугам (если требование установлено в документации процедуры) и указать сведения об организации. По отдельным процедурам необходимо указывать предлагаемую стоимость в заявке (например, запрос котировок). По другим закупкам в заявке стоимость указывать не нужно, возможность указать цену предусмотрена на этапе торговой сессии). Заявку необходимо подать до окончания срока подачи заявок. Отозвать заявку, внести изменения в нее и повторно направить можно также до окончания срока.

6. Участие в торгах

Конкурсы и аукционы предусматривают торговую сессию. Это отдельный этап закупки, на котором происходит снижение начальной максимальной цены закупки. Не все участники допускаются к этому этапу, а только те, чьи заявки соответствуют требованиям в отношении сведений по товарам, работам, услугам. По конкурсу возможно однократное снижение, а по аукциону ограничение количества ценовых предложений на понижение не предусмотрено. Каждый участник «торгуется» до той цены, которая для него оптимальна. Если торговая сессия не предусмотрена (например, по котировке), то после рассмотрения заявок заказчиком публикуется результат закупки. Сведения размещаются в виде протокола.

7. Ознакомление с результатами закупки

Результаты закупки публикуются в открытом доступе на сайте ЕИС и на электронной площадке, на которой проводилась процедура. Также участнику приходит уведомление от электронной площадки о размещении итогового протокола закупки.

8. Заключение и исполнение контракта

В случае победы участник закупки заключает контракт в электронном виде на сайте площадки. В дальнейшем данные действия необходимо будет выполнить в личном кабинете ЕИС (ожидаем поправки в закон о Контрактной системе). Отказаться от заключения контракта не получится. В случае уклонения от заключения контракта, участник закупки рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) сроком на 2 года (фактически это дисквалификация от участия в закупках).

При заключении контракта участнику необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта. По закону такое обеспечение может быть установлено в размере 0,5-30% начальной максимальной цены контракта. Оно может быть предоставлено в виде денежных средств или в виде банковской гарантии (по выбору участника). В закупках, где участниками из условий документации могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации, можно предоставить сведения по опыту (при наличии исполненных контрактов в реестре контрактов ЕИС). Если выбор участника — денежные средства, то их необходимо перечислить не на специальный счет, а на счет заказчика (по реквизитам, указанным в документации закупки). Денежные средства заказчик возвращает после исполнения обязательств по контракту. Документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения, предоставляются на электронной площадку при подписании контракта (скан платежного поручения или скан банковской гарантии).

При исполнении контракта, если установлено требование, необходимо предоставить обеспечение гарантийных обязательств (до 10 % начальной максимальной цены контракта). Если требование предусмотрено, то предоставить обеспечение гарантийных обязательств необходимо до подписания закрывающих документов по контракту (денежные средства на счет заказчика или банковская гарантия). Планируется, что обмен закрывающими бухгалтерскими документами на этапе исполнения контракта с 2022 года будет полностью в электронном формате на сайте единой информационной системы.