Банковское сопровождение контракта

Автор: Елена Бусарова

Дата: 19.04.2019

В целях обеспечения прозрачности движения финансовых средств при исполнении поставщиком обязательств по контракту ФЗ № 44 позволяет осуществлять его банковское сопровождение.

Банковское сопровождение контракта — обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг1.

Согласно ст. 35 ФЗ № 44 Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке.

Банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Где указаны сведения о банковском сопровождении?

Информацию о банковском сопровождении контракта необходимо установить в:

  • плане-графике;
  • извещении;
  • закупочной документации;
  • проекте контракта.

Виды банковского сопровождения (согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963)

Банковское сопровождение:

-простое

Данное сопровождение подразумевает под собой мониторинг отдельного специального счета исполнителя по контракту с предоставлением заказчику сведений о движении финансов, а также об имеющемся остатке денежных средств. Банковское сопровождение контракта, заключающееся в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, осуществляется банком без взимания платы.

— расширенное

При таком сопровождении, помимо мониторинга счета исполнителя, оказываются за отдельную плату дополнительные банковские услуги, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта (к примеру, проверка платежных документов). Расширенное банковское сопровождение осуществляется за плату, размер которой не может превышать при цене контракта:

  • а) от 500 млн до 1 млрд рублей — 1,15 процента цены контракта;
  • б) от 1 до 5 млрд рублей — 1,12 процента цены контракта;
  • в) от 5 до 10 млрд рублей — 1,09 процента цены контракта;
  • г) от 10 до 15 млрд рублей — 1,05 процента цены контракта;
  • д) от 15 млрд рублей — 1 процент цены контракта.

В каких случаях применяется банковское сопровождение?

Простое банковское сопровождение применяется, когда2:

  • контракт, заключаемый в соответствии с ч.16.ст.34 ФЗ № 44, предусматривает закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующее обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла) и (или) начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком) превышает 10 млрд. рублей;
  • цена контракта, заключаемого с ЕП на основании актов, изданных в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, превышает 10 млрд. рублей и актом предусматривается привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения, а также не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
  • контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством РФ, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза;

Расширенное банковское сопровождение применяется, когда3:

  • цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства с ЕП на основании акта, превышает 10 млрд. рублей и актом не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с ЕП) превышает 15 млрд. рублей и утвержденной государственной программой РФ предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения;
  • государственный контракт, определенный Правительством РФ, предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
  • контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством РФ, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 02.08.2017 № 1658-р, если госзаказчиком выступает Минпромторг, то банковскому сопровождению подлежат только контракты:

  • на разработку суперкомпьютерной технологии и программного комплекса для оптимизации формы корпуса судна на примере судов высокого ледового класса;
  • на разработку механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен при создании судов и морской техники для государственных нужд с учетом их потребительских свойств и эффективности производства.

Порядок отбора банка. Договор банковского сопровождения.

  • В случае если между банком и поставщиком заключен договор о предоставлении банковской гарантии по сопровождаемому контракту или кредитный договор на сумму не менее 30 % цены контракта, но не менее размера предоставляемого по сопровождаемому контракту аванса, договор о банковском сопровождении заключается с таким банком (если банк не отказался от его заключения). В иных случаях, а также в случае отказа банка от заключения договора о банковском сопровождении поставщик выбирает банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении в соответствии с законодательством РФ.
  • В случае если банк привлекается заказчиком, отбор банка осуществляется способами, предусмотренными ФЗ № 44, из перечня банков, указанного в п. 10 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов (см.Постановление № 963 от 20.09.2014)

Договор о банковском сопровождении должен содержать:

а) порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям;

Отдельный счет — счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.

б) права и обязанности сторон;

в) порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета;

г) условия о возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения;

д) обязанность банка в рамках мониторинга расчетов, осуществляемых при исполнении сопровождаемого контракта, предоставлять ежемесячно заказчику с соблюдением положений законодательства РФ о банковской тайне:

  • сведения о проведении операций со средствами на отдельном счете в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц;
  • отчет, содержание которого определяется пп. 15 и 16 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов;
  • сведения о результатах проведенной банком идентификации поставщика, соисполнителя при открытии ему отдельного счета;

е) случаи и порядок внесения изменений в договор о банковском сопровождении и его расторжения;

ж) обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, направлять в Федеральное казначейство через систему передачи финансовых сообщений Центрального банка Российской Федерации после включения Федерального казначейства в состав пользователей указанной системы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения банковской операции по отдельному счету, информацию об операциях, проведенных по указанному счету, если операции по исполнению сопровождаемого контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат отражению на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

Договор о банковском сопровождении, заключаемый в рамках расширенного банковского сопровождения, помимо вышеназванных условий, должен содержать:

  • а) согласованную с заказчиком информацию, указываемую в платежном документе;
  • б) право банка осуществить проверку платежного документа в порядке и сроки, которые согласованы с заказчиком;
  • в) перечень и порядок представления поставщиком, соисполнителями документов, подтверждающих основание платежа;
  • г) порядок и сроки проверки банком представляемых поставщиком, соисполнителями документов, подтверждающих основание платежа, на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам (их результатам), оказанным услугам);
  • д) право банка отказать в осуществлении платежа по платежным документам, а также случаи, порядок и условия такого отказа;
  • е) ответственность банка в связи с его отказом в осуществлении платежа по платежным документам;
  • ж) обязанность банка предоставлять заказчику и направлять в Федеральное казначейство через систему передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ после включения Федерального казначейства в состав пользователей указанной системы по его запросу в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения такого запроса в случаях, установленных Правительством РФ, отчет о результатах мониторинга фактического исполнения сопровождаемого контракта4.

Примеры из практики

• Контракт на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения

В антимонопольный орган поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. По мнению заявителя, в документации отсутствует наименование банка, осуществляющего предусмотренное организатором закупки расширенное сопровождение контракта, что является нарушением ФЗ № 44. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что согласно закупочной документации подрядчик обязуется заключить договор о расширенном банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 ФЗ № 44-ФЗ в течение 20 дней с момента его заключения. Однако банк, осуществляющий банковское сопровождение для данного контракта, заказчиком не определен, договор о банковском сопровождении контракта отсутствует в составе документации об аукционе. Таким образом, довод заявителя является обоснованным. Вместе с тем, к моменту вынесения решения заказчик внес изменения в документацию, указал наименования банка и приложил проект договора банковского сопровождения, в связи с чем комиссия УФАС не стала выдавать предписания об устранении нарушений ФЗ № 44. (Решение Карельского УФАС России по делу № 04-18/42-2018 от 20.03.2018).

• Контракт на выполнение работ по капитальному ремонту корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения

В УФАС России поступила жалоба участника закупки на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения . По результатам проведения внеплановой проверки, комиссия УФАС установила, что согласно п. 8.2.1 проекта контракта, размещенного в составе аукционной документации, «генеральный подрядчик до заключения настоящего контракта обязан заключить договор о банковском сопровождении контракта с банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения». Изучив материалы дела, комиссия УФАС России пришла к выводу о нарушении заказчиком ч.1 статьи 425 ГК РФ, выразившимся в установлении в проекте контракта обязанности подрядчика до заключения контракта заключить договор о банковском сопровождении контракта с банком. (Решение Челябинского УФАС России по делу № 720-ж/2018 от 27.11.2018).

• Контракт на выполнение работ по строительству лечебно-консультационного центра областного клинического онкологического диспансера

В ФАС России поступила жалоба участника закупки на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству лечебно-консультационного центра областного клинического онкологического диспансера. По мнению заявителя, в документации об аукционе неправомерно не установлено условие о казначейском сопровождении контракта. При рассмотрении дела комиссия ФАС установила, что нормы ч. 2 ст. 5 ФЗ N 459 не распространяются на средства, в том числе, предоставляемые на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), заключаемых выделяемые в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению. В соответствии с закупочной документацией установлено банковское сопровождение контракта согласно Постановлению Администрации Волгоградской обл. от 14.05.2015 № 239-п (ред. от 26.11.2018) «Об определении случаев осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Волгоградской области». В своем решении антимонопольный орган признал довод заявителя необоснованным. (Решение ФАС России по делу № 19/44/105/103 от 21.01.2019).

1Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963

2Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2014 № 963

3Там же

4Там же