Актуальные изменения контрактной системы для участников закупок

Автор: Елена Панова

Дата: 29.05.2019

В очередной раз претерпевает изменения Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также закон). Изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ и рядом других нормативно-правовых актов. Рассмотрим ключевые изменения закона о контрактной системе в отношении участников закупок.

С 01.05.2019 года Заказчики обязаны закупать услуги по организации отдыха и оздоровления детей конкурсами с ограниченным участием в электронной форме. А значит и меняется порядок участия в данной закупке для участников закупок. При участии в закупках претенденты подтверждают опыт исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены текущего контракта, договора (цены лота). В подтверждение участник закупки должен представить в комплекте заявки копию (копии) ранее исполненных контракта (контрактов) и (или) договора (договоров), заключенных участником закупки с заказчиком по 44-ФЗ или по 223-ФЗ, а также представить документы, подтверждающие исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней) (пункт 9 приложения № 2 к постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99).

С 12.05.2019 г вступают в силу следующие изменения.

За каждый день просрочки исполнения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик начисляет пени. Ранее в предыдущей редакции закона заказчик имел возможность установить неустойку в размере, большем одной трехсотой ключевой ставки. Теперь размер неустойки фиксированный — одна трехсотая ключевой ставки от стоимости неисполненных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. При другом порядке расчета штрафов или пеней, установленных законодательством, применяются специальные нормы. Например, при расчете пени в договоре на поставку горячего или холодного водоснабжения пени прописывают согласно части 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Пеня выставляется в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги поставщиком (исполнителем, подрядчиком), отдельных этапов исполнения контракта, составляет не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. А при закупке у субъектов малого предпринимательства либо социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СОНО) — пятнадцать рабочих дней с даты подписания акта приемки. Другой срок оплаты может быть установлен законодательством Российской Федерации, например, в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также в ряде других случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Для участника закупок изменился срок обжалования действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при подаче жалобы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (далее — ФАС). Частью 3 статьи 105 закона определен пятидневный срок на обжалование действий с даты размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. При этом обжаловать положения документации или извещения о закупке вправе любой участник закупки, а после опубликования итоговых протоколов только участник, подавший заявку на участие в закупке. В отношении электронных процедур часть 4 статьи 105 устанавливает тот же пятидневный срок обжалования действий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки. Ранее такой срок обжалования по итогам любой закупки составлял 10 дней.

Также уменьшился срок рассмотрения и проверки ФАС полученных сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) для внесения в реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП) от заказчика, он сокращен до пяти рабочих дней с даты поступления информации. В прежней редакции срок составлял 10 рабочих дней. Напомним, что по закону заказчик обязан подать сведения об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиков при уклонении участника закупки от заключения контракта при его подписании победителем закупки; когда контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта либо в случае расторжения контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенными нарушениями условий контракта.

С 01.07.2019 жалоба, поданная участником, сведения о котором включены в реестр недобросовестных поставщиков, рассматриваться ФАС не будет. При этом должно соблюдаться условие, что заказчик при осуществлении закупки установил в документации о закупке и извещении о закупке требование об отсутствии участника закупки в РНП.

Для подтверждения квалификации в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования, аккредитованный участник закупки должен направить оператору электронной площадки (далее — оператор ЭП) электронные документы по каждому объекту закупки, для которого Правительство установило такие требования. Здесь речь идет о закупках, указанных в части 2 и 2.1 статьи 31 закона, например, услугах по организации летнего оздоровления, либо аудиторских и консультационных услугах. Это позволит участвовать в закупках с дополнительными требованиями. В течение пяти рабочих дней после получения документов оператор ЭП по каждому виду продукции принимает решение о размещении документов в реестре участников. Оператор ЭП отказывает в размещении документов, если участник закупки представил не все документы, которые определило Правительство, либо предоставил документы с нарушениями.

Еще одной новеллой в законе является ведение реестров аккредитованных участников закупок. Операторы электронных площадок будут размещать на электронных площадках реестры аккредитованных участников закупок. В реестры включаются следующие сведения об участнике закупки:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), если участником закупки является юридическое лицо;
  2. фамилия, имя, отчество (при наличии), если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. идентификационный номер налогоплательщика участника закупки;
  4. дата осуществления аккредитации на электронной площадке;
  5. иные информация и документы.

Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке. Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года. Не ранее чем за шесть месяцев до даты окончания срока регистрации участнику необходимо осуществить регистрацию на новый срок. За четыре месяца до даты окончания срока его регистрации в ЕИС он уведомляется автоматически системой. При этом подавать заявки на участие в электронных процедурах участник имеет право за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Ведение единого реестра участников закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Нововведения в отношении электронного аукциона существенны и давно уже были необходимы. Увеличивается размер начальной максимальной цены контракта (далее НМЦК) при сроке подачи заявок в течение семи календарных дней. На данный момент НМЦК составляет три миллиона рублей, с 1 июля ценовой порог будет составлять триста миллионов рублей. То есть все большие по суммам закупки заказчиков будут проходить значительно быстрее, чем ранее. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства приниматься заявки будут минимум семь календарных дней при НМЦК стоимостью до двух миллиардов рублей.

Если заказчиком в извещении о закупке и в документации о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки, подать заявки смогут только те участники закупок, которые разместили подтверждающие документы в реестре участников. При этом оператор отправляет в установленные законом сроки эти документы заказчику. Обязанности подавать документы во второй части заявки у участника нет.

Первые части заявок заказчик будет рассматривать минимум один, максимум три рабочих дня с даты окончания срока подачи заявок. Электронный аукцион будет проводиться в первый рабочий день после даты окончания рассмотрения первых частей заявок. Если заказчик не может определить количество поставляемой продукции в документации и извещении о закупке, в ходе электронного аукциона при самом торге участники снижают начальную сумму цен единиц товара, работы или услуги.

В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижается до половины процента НМЦК или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта с учетом следующих особенностей:

  1. такой аукцион проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
  2. участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки;
  3. размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается, исходя из НМЦК, указанной в извещении о проведении аукциона;
  4. «шаг аукциона» составляет до 5 процентов цены контракта, указанной в пункте 1.

Также нововведения коснутся электронных аукционов на выполнение строительных работ. При включении заказчиком в описание объекта закупки проектной документации, первая часть заявки участника будет содержать только согласие на выполнение работ. Рассмотрения первых частей заявок заказчиком, закупочной комиссии в данном случае нет как этапа закупки. Участник, подавший согласие и заявку на участие в закупке оператору ЭП, автоматически допускается к торгам, при условии, что такая заявка не вернулась участнику закупки. Аукцион проходит через 4 часа после того, как завершится срок подачи заявок на участие в закупке. Вторые части поступивших заявок заказчик, закупочная комиссия рассматривает в обычном порядке.

Изменения также коснулись размера обеспечения заявок на участие в электронном аукционе. Обеспечение заявок составляет:

  1. от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта составляет от пяти миллионов рублей до двадцати миллионов рублей;
  2. от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта составляет более двадцати миллионов рублей.

С 01.07.2019 г. участники смогут предоставлять в качестве обеспечения заявки на электронный конкурс или аукцион банковские гарантии (ч. 52 ст. 112 закона).

В статье 37 закона в отношении антидемпинговых мер появилось ценовое ограничение.

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и было снижение предложенной участником цены на двадцать пять и более процентов от НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в полтора раза больше размера обеспечения исполнения контракта, указанного в документации и извещении о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и было снижение предложенной участником цены на двадцать пять и более процентов от НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в полтора раза больше размера обеспечения исполнения контракта, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта, установленного документацией о закупке.

Добросовестность участника закупки подтверждается только исполненными без неустоек контрактами, которые можно выбирать из реестра контрактов по номеру реестровой записи. Добросовестный участник должен в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе исполнить три и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК, установленной в извещении и документации о закупке.

Ряд изменений закона касается существенных условий контракта и обеспечения исполнения контракта. Рассмотрим их.

Часть 1 статьи 34 закона дополнена следующим условием. В случае, если количество товаров (работ, услуг) не определено, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Если контракт разделен на этапы поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК. Например, контракт включает четыре этапа поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Победитель закупки в ходе аукциона снизил НМЦК на пять процентов. В этом случае цену каждого этапа заказчик в контракте уменьшает на пять процентов.

В законе появились новые основания изменения существенных условий контракта:

1. Закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. Изменить контракт можно до 10 процентов от цены.

2. Если контракт заключен на срок не менее года и его цена составляет или превышает размер, установленный Правительством. При этом возникли обстоятельства, при которых исполнение такого контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно, по решению Правительства, высшего исполнительного регионального либо муниципального органа власти в контракт можно внести изменения. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  1. Осуществление закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.
  2. В результате изменений, срок исполнения контракта не увеличится, а цена не вырастет более чем на 30 процентов.

3. Если контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия невозможно исполнить по независящим от сторон обстоятельствам или если контракт не исполнен в срок по вине подрядчика. В этом случае можно однократно продлить срок исполнения контракта на срок, который не превышает срок исполнения при его заключении. Если нарушение сроков исполнения произошло по вине подрядчика, то продление срока возможно, когда контрагент выплатит неустойку.

4. Контракт с единственным поставщиком может быть изменен по пунктам 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В отношении обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств. У заказчика появилось право устанавливать в документации и проекте контракта требование обеспечить гарантийные обязательства, если такое необходимо. Документы о приемке оформляются после того, как поставщик представит обеспечение гарантийных обязательств в порядке и сроки, установленные контрактом. Размер обеспечения обязательств не должен превышать 10 процентов от НМЦК.

Участник закупки самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств (внесение денежных средств либо банковская гарантия), срок действия банковской гарантии. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств не менее чем на один месяц. Контрагенты смогут изменять обеспечение контракта в ходе его исполнения.

В отношение субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СМП и СОНО) порядок предоставления обеспечения исполнения контракта облегчен. Теперь участники из числа СМП и СОНО вправе не предоставлять обеспечение, если в течение трех лет до момента подачи заявки, они исполнили минимум три контракта без неустоек. Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, которая указана в извещении и документации о закупке. Сведения об исполненных контрактах подтверждаются из реестра контрактов. Контракты с правопреемством не учитываются. Правило действует и тогда, когда заказчик применяет антидемпинговые меры.

В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Срок возврата контрагенту суммы обеспечения исполнения контракта не должен превышать 30 календарных дней с даты исполнения всех обязательств контрагентом. При закупке у СМП и СОНО срок составляет 15 календарных дней.

Законодатель закрепляет право заключения контракта со вторым участником в случае если заказчиком осуществлено расторжение контракта в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон. Вторым участником является претендент, который в ходе закупки предложил лучшие условия после победителя. Участник под номером два вправе отказаться заключать контракт. При этом, если расторжение контракта было в одностороннем порядке, контракт со вторым участником заказчиком заключается только после того, как сведения о победителе будут внесены в РНП.

При заключении контракта со вторым участником необходимо уменьшить объем продукции и цену пропорционально исполненным обязательствам.

В отношении закупок у единственного поставщика с 01 июля вступят в силу следующие изменения. Увеличен лимит малых закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона. Максимальный ценовой предел прямых закупок составит триста тысяч рублей взамен предыдущих ста тысяч рублей, что здорово облегчит жизнь как Заказчика, так и поставщика в отношении «недорогих», но важных закупок. Увеличение ценового предела до миллиона рублей при закупке лекарственных препаратов у единственного поставщика по решению врачебной комиссии взамен предыдущих двухсот тысяч вводит изменение п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

С 31.07.2019 года вступают изменения в отношении закупок у единственного поставщика по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Сумма прямых закупок учреждений культуры и образования составит шестьсот тысяч рублей взамен предыдущим четырёмстам, при максимальном годовом объеме таких закупок тридцать миллионов рублей. Таким образом у участников закупок, заключающих по п.5 ч.1 статьи 93 прямые контракты с заказчиками сферы культуры и образования, вырастет ценовой предел заключения контрактов.

С 01.10.2019 года если контракт предусматривает поэтапное исполнение и выплату аванса, заказчику необходимо включить в извещение и в контракт условие о размере аванса в отношении каждого этапа в виде процента от размера цены этапа. Если выплата предусмотрена, в извещении прописывается размер аванса. С 1 июля не допускается выплата аванса участнику, в отношении которого применяются антидемпинговые меры.

С 01.01.2020 года начинает свою работу ГИС «Независимый регистратор». Система предназначена для того, чтобы осуществлять мониторинг и фиксировать действия и бездействие участников закупок и заказчиков. Основная задача системы заключается в том, чтобы отслеживать в том числе и работоспособность ЕИС, а также электронных площадок. Сейчас заказчики и участники закупок могут самостоятельно установить и применять программу. С 1 января 2020 года работа в программе будет обязательной для всех сторон, вовлеченных в процесс закупочной деятельности по 44-ФЗ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подвергся значительным изменениям как для участников закупок, так и для заказчиков. Даст ли это желаемый результат, облегчит ли и без того сложную систему закупочной деятельности заказчика и вовлеченности на всех этапах в эту деятельность участников закупок, покажет время. Нам же остается учиться применять введенные нормы законодательства и ожидать практики применения нововведений.

Перечень используемых материалов:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции с изменениями от 01.05.2019;
  2. Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Обзор изменений в закупках по 44-ФЗ с мая 2019 года. Н. Козлова.