Затребование заказчиком от участников закупки разъяснений положений заявок. Практика по № 223-ФЗ

Потребность в разъяснениях закупочных документов возникает не только у участников процедур, но и у заказчиков, которым при рассмотрении поданных заявок порой необходимы пояснения контрагентов с досылкой (в некоторых случаях) дополнительных документов.

Закон о закупках не содержит конкретных норм, регулирующих порядок взаимодействия заказчика с участником закупки, заявка которого нуждается в пояснении и конкретизации. Лишь в ч.7 ст.3.31 ФЗ № 223 указан алгоритм и временной интервал работы оператора электронной площадки при размещении закупочных сведений и иных документов (в т.ч. запросов) в электронной форме, а именно:

в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.

Регламентация возможности направления дозапроса в закупочных документах заказчика

Порядок направления запроса участнику закупки о разъяснении положений его заявки устанавливается Положением о закупки. В том случае, если в названном документе первоначально отсутствовали нормы, регулирующие такие запросы, заказчик вправе внести изменение в Положение, прописав в нем соответствующие пункты для дальнейшего использования такого процессуального инструмента как дозапрос при рассмотрении заявок.

В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации на стадии подачи заявок, заказчик может запросить пояснительные сведения от контрагентов уже в период рассмотрения их предложений2. Дозапрос дополнительной информации от участников процедур должен проходить в соответствии с условиями закупочной документации и Положением, поскольку, если в названных документах отсутствует такая возможность, действия заказчику будут являться неправомерными.

  • Пример из практики

    Решение УФАС № 027/01/18.1-695/2020 от 08.06.2020 по Хабаровскому краю

    В УФАС поступила жалоба участника закупки на действия заказчика при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение ремонтных работ подъездных и соединительных железнодорожных путей. Как следует из обращения, конкурсная комиссия заказчика необоснованно признала победителем в закупке другого контрагента. Комиссия УФАС при рассмотрении дела установила, что организатор торгов направил дозапрос победителю закупки о предоставлении отсутствующих документов для оценки опыта выполнения аналогичных работ. Поскольку отсутствие договоров в соответствии с закупочной документацией предполагает присвоение 0 баллов по названному критерию, обществу необоснованно начислено максимальное количество баллов, в следствие чего контрагент безосновательно признан победителем, что нарушает принципы ФЗ № 223. В своем решении антимонопольная служба указала, что возможность дозапроса договоров, подтверждающих аналогичный опыт выполнения работ, Положением о закупке и закупочной документацией не предусмотрена, следовательно, данные действия организатора процедуры противоречат Положению и закупочной документации, а также нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный п. 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

    Заказчику следует избегать разночтений между условиями проводимой закупки и Положением: нередко возможность запросить дополнительные сведения от контрагентов организатор прописывает только в документации. В таком случае ссылка на соответствующее право заказчика, указанное в условиях закупки не будет иметь силы, поскольку Положением такая возможность не закреплена.

Виды дозапроса сведений у частников закупки

Запрос о разъяснении положений заявок происходит на отборочной стадии (перед оценкой предложений контрагентов) и представляет собой, как правило:

дозапрос недостающих документов (при необходимости и при наличии такой возможности, указанной в закупочных документах и Положении) В данном случае заказчик запрашивает сведения, которых не хватает для формирования позиции по содержанию заявки участника.

  • Пример из практики

    Решение УФАС по делу № 016/07/3-455/2020 от 19.03.2020 по республике Татарстан

    В антимонопольный орган обратился с жалобой поставщик на действия организатора электронного запроса цен на выполнение инженерно-геологических изысканий по тепловым сетям. Участник закупки считает, что заказчик не учел представленные сведения (после запроса контрагенту о разъяснении поданного предложения) и неправомерно отклонил его заявку от участия в процедуре. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что в составе заявки инициатора обращения (в том числе после предоставленных документов после дозапроса со стороны заказчика) отсутствуют документы, подтверждающие включение работников в Национальный реестр специалистов по организации инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. В представленной справке о кадровых ресурсах не подтверждена достоверность сведений о включении специалистов участника в названный реестр. Комиссия УФАС в своем решении указала, что заказчиком правомерно не допущена до участия в закупке заявка подрядчика, ввиду непредставления им документов, предусмотренных документацией запроса цен.

При этом не допускаются запросы или требования о представлении недостающих документов, направленных на изменение существа поданной заявки, включая изменение коммерческих условий предложения (цены, валюты, сроков и условий поставки, графика поставки или платежа, технических характеристик заявки, перечня предлагаемой продукции и др.) В противном случае, применение названных запросов может вызвать вопросы со стороны участников закупочных процедур, которые вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика с ссылкой на нарушение им принципов ФЗ № 223 (см.ст.3 Закона о закупках).

запрос о разъяснении и исправлении арифметических, грамматических и иных очевидных ошибок, выявленных в ходе рассмотрения поданных заявок.

Нередко при подготовке заявки на участие в той или иной процедуре контрагенты могут допустить ошибки, описки в своих документах, которые нуждаются в дальнейшем уточнении. Следует помнить, что направление запроса о разъяснении положений заявок является правом, а не обязанностью заказчика, которое не должно ухудшать положение участников закупки.

  • Пример из практики

    Решение УФАС по делу № 076/07/3-631/2020 от 31.07.2020 по Ярославской области

    Антимонопольная служба приняла к рассмотрению жалобу участника на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку смолы ионообменной. По мнению заявителя, организатор торгов нарушил требования ФЗ № 223 и неправомерно отклонил его заявку в связи с отсутствием документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего документы. Комиссия УФАС установила, что в составе заявки контрагента имеется решение единственного участника о назначении директора (данным документом не установлен срок его полномочий). Согласно нормам действующего законодательства и сложившейся практике, лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа до момента избрания нового руководителя. Антимонопольный орган указал, что в случае, если у закупочной комиссии заказчика возникает правовая неопределённость в отношении факта наличия решений о назначении нового руководителя или прекращения полномочий прежнего, подавшего заявку на участие от имени участника, она может обратиться к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в том числе к выписке доступной для ознакомления неограниченному числу лиц (несмотря на то, что такой документ не входил в состав заявки). В своем решении комиссия УФАС пришел к выводу, что дозапрос документов от участника и обращение к сведениям к ЕГРЮЛ является, безусловно, правом закупочной комиссии заказчика, однако решение организатора торгов о реализации или нереализации им этого права не должно ухудшать положение участников закупки. Антимонопольная служба поддержала доводы заявителя, посчитав, что заказчик отклонил его заявку по формальным основаниям.

Основание для отклонения заявки

В зависимости от того, что предоставит (или не предоставит) участник в ответ на запрос заказчика относительно разъяснений своего предложения, будет зависеть допуск заявки такого контрагента к дальнейшему рассмотрению и оценке.

Среди перечня оснований для отклонения заявок на участие в закупке организаторы торгов, как правило, указывают:

непредставление разъяснений положений заявки по запросу комиссии по закупке;

  • Пример из практики

    Решение УФАС № 026/07/3-878/2020 от 16.04.2020 по Ставропольскому краю

    В антимонопольную службу поступило обращение поставщика на действия организатора торгов при проведении конкурса в электронной форме для заключения договора купли-продажи транспортных средств. По мнению заявителя обращения, заказчик неправомерно отклонил его предложение от участия в процедуре. В ходе рассмотрения материалов дела, комиссия УФАС установила, что заказчиком в адрес участника торгов был направлен запрос на разъяснение положений его заявки и представление недостающих сведений и документов. Поставщик в рамках проведенного дозапроса, по итогам анализа дозапрошенных документов не устранил замечания, направив письмо о невозможности в короткий срок предоставления подтверждения необходимых полномочий на поставку продукции согласно техническому заданию и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей. Комиссия УФАС в своем решении пришла к выводу о том, что в составе заявки инициатора обращения не представлены все документы, требуемые в соответствии с документацией о закупке, следовательно, заявка контрагента действительно не соответствовала требованиям конкурса и была обоснованно отклонена организатором торгов в установленном документацией порядке.

    предоставление заведомо ложных сведений, намеренно искажающих информацию в ответ на запрос заказчика о разъяснении положений заявки.

Право или обязанность?

Заказчик, предусмотрев в Положении и закупочной документации возможность направления участникам запросов о разъяснении поданных заявок, должен четко прописать перечень сведений, которые контрагенты обязаны предоставить организатору торгов в составе заявок или в ответ на его дозапрос нужной информации. В противном случае, отклонение заявки участника в связи с отсутствием необходимых документов будет неправомерно, поскольку направление запрашиваемых сведений может оказаться правом, а не обязанностью контрагента.

  • Пример из практики

    Решение № 055/07/3-341/2020 от 09.04.2020 Омского УФАС

    В УФАС поступило обращение участника аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку металлопроката. По мнению инициатора обращения, заказчик неправомерно отклонил его заявку как несоответствующую установленным требованиям документации. При рассмотрении материалов дела, комиссия УФАС установила, что заказчик направил участнику процедуры запрос о разъяснении заявки и требование о предоставлении дополнительных документов, а именно: сертификатов на продукцию КНР, однако, данные сведения поставщик не были направлены поставщиком. Согласно условиям закупки, в дополнение к описанию предлагаемого к поставке товара участник закупки вправе представить также иные документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), содержащие сведения о качественных, технических, эксплуатационных, функциональных характеристиках поставляемого товара, при наличии таких документов. Антимонопольная служба считает, что документацией о проведении аукциона не предусмотрена обязанность участника процедуры представлять в составе первой части заявки сертификаты качества товара, в том числе по запросу организатора торгов. В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что заказчик, направив поставщику запрос о необходимости предоставления сертификатов качества на продукцию КНР на стадии подачи заявок, которые участник закупки вправе, но не обязан представить в составе первой заявки, а затем, отклонив данного участника, в связи с непредставлением таких сведений, допустил нарушение ч. 6 ст. 3 ФЗ № 223, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.32.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что возможность дозапроса необходимых сведений должна быть регламентирована закупочными документами заказчика. От того, насколько своевременно и точно участник пояснит организатору торгов положения своей заявки, зависит дальнейший результат проводимой закупки. Направление запроса о разъяснении поданных контрагентами предложений поможет заказчику объективно оценить поступившие заявки и выбрать победителя с необходимыми характеристиками и показателями ТРУ.

1Ст.3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки

2в порядке, установленным Положением

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга