Закупки у субъектов МСП по ФЗ № 223. Особенности проведения, антимонопольная практика

Закупки среди субъектов МСП — особый вид процедур по ФЗ № 223. На первый взгляд, в основе проведения таких закупок лежат общие принципы осуществления конкурентных закупок согласно действующим нормам законодательства. Однако данные субъекты рынка с учетом их финансово-экономического положения имеют особое правовое регулирование их закупочной деятельности.

Обязанность закупок у субъектов МСП

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223 Правительство РФ вправе определить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Лица, которые должны проводить закупки у малого и среднего бизнеса, указаны в ст.2 Постановления Правительства РФ № 1352. При этом следует отметить, что для других заказчиков требования по закупкам у субъектов МСП не является обязанностью.

  • Пример из практики

    Решение Владимирского УФАС по делу № 033/07/3-331/2021 от 14.04.2021

    В УФАС поступила жалоба участника конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП на право заключения договора оказания услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы. По мнению заявителя, заказчик неправомерно установил в документации требование о возможности участия в закупке исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку данные действия ограничивают круг лиц, имеющих право подавать заявки. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема установлены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом п. 2 Постановления № 1352 определен круг юридических лиц, на которых данное Постановление распространяется, т.е. фактически указаны те заказчики, которые обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако организатор конкурса не представил в антимонопольную службу доказательств того, что он отнесен к перечню лиц, указанному в п. 2 Постановления № 1352. В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что в отсутствие у заказчика обязанности размещать часть закупок исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, установление в документации о закупке данного требования к участникам конкурса необоснованно ограничивает конкуренцию.

Годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса

Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 13521) установлено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее 20% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 18% от совокупного годового объема. Согласно Письму Минфина России от 17.01.2020 № 24-01-08/1945, при расчете годового объема закупок у СМСП следует учитывать объем оплаты в текущем году (имеются ввиду договоры со сроком исполнения более года, включая заключенные в предыдущие периоды).

В ФЗ № 223 прописаны последствия следующих действий (бездействий):

  • невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ;
  • размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный ч. 21 ст. 4 ФЗ № 223;
  • неразмещения указанного отчета в ЕИС Положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Заказчики, допустившие названные нарушения, с 1 февраля и до конца года, который следует за прошедшим календарным годом, обязаны проводить закупочные процедуры по ФЗ № 44, в части, предусмотренной в ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках.

Перечень товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого и среднего бизнеса

Для проведения закупок, участниками которых могут быть только СМСП, организатор закупок обязан утвердить перечень товаров (работ, услуг), закупаемых у субъектов малого и среднего бизнеса (п. 8 Положения). Заказчик составляет данный список самостоятельно, исходя из своих хозяйственных потребностей и нужд. Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых у субъектов малого предпринимательства, формируется на основании действующего классификатора ОКДП2. В соответствии с нормами ПП РФ № 1352, организатор закупок вправе вносить изменения в такой реестр ТРУ. Порядок внесения изменений в названный перечень следует отразить в Положении о закупках заказчика.

  • Пример из практики

    Решение Московского УФАС по делу 077/07/00-5515/2021 от 05.04.2021

    В антимонопольный орган поступило обращение поставщика на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание брокерских услуг. По мнению инициатора обращения, заказчик неправомерно проводит процедуру исключительно среди субъектов СМП, так как Положением о закупке установлен ограниченный перечень случаев осуществления закупок товаров, работ и услуг среди СМП. При рассмотрении дела, комиссия УФАС установила, что предмет закупки «оказание брокерских услуг» классифицируется в ЕИС организатором процедуры по ОКДП2 «66.12.12.000 Услуги по брокерским операциям с товарами» и не содержится в утвержденном заказчиком перечне товаров, работ, услуг, осуществляемых у субъектов МСП. Данное обстоятельство организатор запроса котировок не оспаривает, поскольку не успел разместить новый перечень, в который был бы включен указанный вид деятельности.

Реестр субъектов МСП

Подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя), к субъектам МСП является наличие информации о таком контрагенте в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства2. В противном случае, заявку лица, предоставившего иной документ в составе своего предложения, следует отклонить от дальнейшего участия в процедуре.

  • Пример из практики

    Решение Московского УФАС по делу № 077/07/00-1144/2020 от 07.02.2020

    В УФАС поступила жалоба поставщика, по мнению которого нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном допуске к участию заявки победителя конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по созданию имиджевых видеороликов. Согласно позиции заявителя, заявка лица, занявшего первое место, должна быть отклонена на основании несоответствия условиям конкурса в связи с тем, что процедура является конкурентной закупкой с участием субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме. Вместе с тем, информация о победителе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что, по мнению заказчика, основной признак субъектов МСП заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а его соответствие предъявляемым ФЗ № 209 требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий период. Антимонопольный орган пришел к выводу, что закупочная процедура проходила после 10.08.2019 года и в настоящее время сведения о победителе в Реестре СМП отсутствуют, что не оспаривается заказчиком, заявка победителя не соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам процедуры, и подлежала отклонению. Кроме того, требование закупочной документации о необходимости представления в составе второй части заявки только декларации о принадлежности к субъектам МСП противоречит Положению о закупках, действующего на дату размещения закупки.

Форма и способы закупок

Согласно нормам ФЗ № 223 конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством РФ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме и с учетом особенностей, установленных в ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 3). Такие процедуры осуществляются на электронных площадках, операторы которых включены в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (согласно ч. 10, 11 ст. 3.4 ФЗ № 223, п. п. 5.1, 5.2 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).

В ФЗ № 223 закреплены способы закупок (исчерпывающий перечень), которые заказчик вправе применять при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно:

  • конкурс в электронной форме

    сроки проведения:

    — не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

    — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей;

  • аукцион в электронной форме

    сроки проведения:

    — не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

    — не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей;

  • запроса предложений в электронной форме

    сроки проведения:

    — не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать пятнадцать миллионов рублей;

  • запроса котировок в электронной форме

    сроки проведения:

    — не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

Обеспечительные меры

При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем:

  • внесения денежных средств;
  • предоставления банковской гарантии.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой процедуры.

При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с ФЗ № 44.

В соответствии с Положением об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, если в документации о закупке среди СМСП установлено требование к обеспечению исполнения договора, то размер такого обеспечения:

  • не может превышать 5 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса;
  • устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

Денежные средства, внесенные на специальный банковский счет в качестве обеспечения заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, перечисляются на счет заказчика, указанный в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке, в случае уклонения, в том числе непредоставления или предоставления с нарушением условий, установленных извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (если в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке установлено требование об обеспечении исполнения договора), или отказа участника такой закупки заключить договор.

Заключение договора

Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора, либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания (к примеру, изменить адрес поставки товара). Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается соглашение.

Договор по результатам конкурентной закупки среди субъектов МСП заключается по общим правилам согласно ст. 3.2 ФЗ № 223, а именно: не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

При осуществлении закупки у субъектов МСП срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего бизнеса, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Нарушение организатором процедуры установленного законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей 3.

  • Пример из практики

    Решение Омского УФАС № 055/07/3-76/2021 от 03.02.2021

    В УФАС поступило обращение участника открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по строительству на действия заказчика. По мнению инициатора обращения, в документации о закупке установлен завышенный срок оплаты товара, в нарушение п. 14(3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Антимонопольным органом установлено, что согласно условиям закупки оплата товара заказчиком производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара в течение 500 календарных дней после подписания сторонами ТН на основании предоставленных поставщиком счета на оплату и счета-фактуры (при наличии НДС). Учитывая, что участником процедуры может быть любое юридическое лицо, в том числе субъект МСП, документация о проведении запроса предложений, в силу пп.6 п. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 14(3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, должна содержать информацию о сроках оплаты товара (15 рабочих дней) с субъектом МСП, в случае, если победителем закупки будет определен такой субъект.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что закупки среди субъектов МСП проводятся с учетом специальных норм для малого и среднего бизнеса. Данные субъекты, таким образом, получают особое правовое положение и послабления при участии в процедурах.

1,2Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352"Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

3См.ст.7.32.3 КоАП РФ

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга