Совокупный годовой объем закупок по 223-ФЗ

В 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ понятие «совокупный годовой объем закупок» (далее — СГОЗ) не определяется, хотя использование этого показателя законом и предусматривается. В частности, он должен применяться заказчиками в следующих случаях:

  1. При расчете необходимого объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъектов МСП). В соответствии с установленными правилами заказчики, имеющие большие объемы выручки или закупок, обязаны обеспечивать осуществление закупок у субъектов МСП в размере не менее 18 % от СГОЗ, при этом прямые целевые закупки только в отношении субъектов МСП должны составлять не менее 15 % от СГОЗ1.
  2. При расчете необходимого объема закупок инновационной и высокотехнологической продукции, в т.ч. у субъектов МСП. В соответствии с установленными правилами отдельные заказчики, определенные Правительством РФ2, обязаны осуществлять такие закупки. При этом их годовой объем определяется как увеличенный на 10 % совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, и составляет не более чем 10 % совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки ТРУ за отчетный календарный год, а годовой объем такой продукции, который должен быть куплен у субъектов МСП, определяется по такому же алгоритму, но в размере 5 %3.

Кроме того, рассматриваемое понятие может применяться в тех случаях, когда в положениях о закупке тех или иных заказчиков объем закупок у единственного поставщика ограничивается определенной долей от СГОЗ (например, 10 % от СГОЗ). Часто такой подход можно встретить в положениях о закупке государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений, учредители которых, пользуясь своим правом устанавливать для них типовые положения о закупке4, копируют эту ограничительную норму из 44-ФЗ5. При этом объем закупок у единственного поставщика должен включать все такие закупки независимо от суммы договора6. Например, согласно типовому положению о закупке, установленному для государственных бюджетных учреждений Удмуртской республики7, одним из случаев закупки у единственного поставщика является закупка ТРУ на сумму, не превышающую 500 тыс. руб.; при этом годовой объем таких закупок в течение календарного года не должен превышать 5 % СГОЗ заказчика.

Вообще, под СГОЗ в 223-ФЗ и подзаконных НПА в отношении закупок у субъектов МСП и закупок высокотехнологичной и инновационной продукции понимается совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок8. Иными словами, при расчете этого фактического объема (именно он указывается заказчиками в соответствующей отчетности и именно от него как «стопроцентного» значения рассчитываются и опять же указываются в отчетности фактические доли специализированно-целевых закупок), должны суммироваться суммы заключенных в течение года договоров, а не фактические выплаты поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по этим договорам. Однако установлен ряд договоров, которые не должны здесь учитываться — в этом перечне несколько десятков позиций: услуги естественных монополий, закупки финансовых услуг, закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ, закупки услуг подвижной радиотелефонной связи и др.9.

Таким образом, практически необходимо суммировать стоимости заключенных договоров, сведения к которых должны указываться в ежемесячных отчетах заказчика10 (отметим, что в общие суммы договоров здесь включаются и суммы договоров, сведения о которых не подлежать размещению в ЕИС), а затем вычесть из полученной суммы стоимости договоров, которые относятся к вышеуказанным исключениям. Этим способом можно определить фактический СГОЗ заказчика. Напомним, что, например, отчет об объеме закупок у субъектов СМП заказчики должны размещать в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным11 — следовательно, в январе заказчику необходимо точно определить фактический СГОЗ по отчетному году.

Что касается определения не фактического, а прогнозно-планового СГОЗ, для того чтобы установить, в каком объеме заказчику необходимо осуществить специализированно-целевые закупки в следующем году и соблюсти их минимально необходимые доли, то здесь нужно ориентироваться на объемы закупок, обозначенные в плане закупок. Однако следует помнить, что не все закупки заказчика могут включаться в этот план — в соответствии с установленными правилами в него не включаются закупки, сведения о которых составляют государственную тайну; закупки, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ; а также заказчик имеет право не включать в этот план сведения о закупке в случае, если стоимость ТРУ не превышает 100 тыс. рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб. — сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.12. Поэтому если такая ситуация имеет место у конкретного заказчика, то ему необходимо при расчете планового СГОЗ добавить суммы этих «скрытых» закупок, так сказать, «вручную». Кроме того, для как можно более точного расчета прогнозно-планового СГОЗ нужно исключить те закупки, в отношении которых извещения будут размещаться в ЕИС в отчетном году, а заключение договоров будет осуществляться уже в следующем году.

Но вот при определении СГОЗ в отношении закупок у единственного поставщика (при наличии соответствующих ограничений по объему таких закупок в положении о закупке конкретного заказчика — см. выше) могут применяться совершенно другие правила. Например, в отношении государственных бюджетных учреждений Удмуртской республики в этом случае действует правило, согласно которому под СГОЗ подразумевается объем принятых обязательств, подлежащий оплате в течение календарного года по договорам (в том числе срок исполнения которых превышает один календарный год), заключенным (в том числе в предыдущие годы) по результатам закупок7. То есть здесь речь идет уже не об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком в течение календарного года, а о сумме его денежных договорных обязательств перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в календарном году, при этом сами договора могли быть заключены и в предыдущие годы. Отметим, что в данном примере реализуется подход, применяемый для определения СГОЗ в 44-ФЗ13.

1 П. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 475-р «О Перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства».

3 П. 1 ч. 8.2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4 Ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5 П. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6 Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-470.

7 Приказ Минфина Удмуртской Республики от 14.12.2018 № 16Н «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений Удмуртской Республики».

8 См. п. 5, 5 (2) и 5(3) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

9 Полный перечень этих исключений см. в п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

10 П. 1 ч. 19 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

11 Ч. 21 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

12 П. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

13 П. 16 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».