Реестр договоров, заключенных заказчиками по 223-ФЗ

В соответствии с нормами 223-ФЗ в ЕИС ведется реестр договоров, заключаемых заказчиками по результатам закупки1. Ведением этого реестра занимается Федеральное казначейство, на момент подготовки данной статьи (начало марта 2020 г.) в него были включены сведения о более 3,5 млн. заключенных договоров. Правила ведения реестра установлены Правительством РФ2.

Обязанность внесения сведений о заключенных договорах в указанный реестр возложена на заказчиков. Сведения о заключенном договоре должна быть внесена в реестр заказчиком в течение 3 рабочих дней со дня его заключения, при этом данное требование распространяется и на договоры, заключенные с единственным поставщиком.

Не подлежат размещению в реестре сведения о договорах, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., то речь здесь идет уже о договорах, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. Также в реестр не должны вноситься сведения о договорах, которые в соответствии с 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС. Напомним, что к таким договорам относятся договоры, составляющие государственную тайну, а также отдельные договоры или категории договоров, в отношении которых Правительством РФ принято решение о том, что сведения о них не подлежат размещению в ЕИС3.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, обязаны ли заказчики включать в реестр сведения о договорах по тем закупкам, в отношении которых закон позволяет им не размещать сведения в ЕИС. С одной стороны, действительно заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев; о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества4. С другой стороны, права не размещать сведения о таких договорах в реестре договоров в законе нет5. Таким образом, в самом законе здесь имеет место определенная правовая коллизия, но в подзаконном нормативном правовом акте, а именно в правилах ведения реестра, установленных Правительством РФ, имеется пункт о том, что, если заказчиком принято решение о неразмещении сведений о закупке в ЕИС, в реестр включаются информация и документы, касающиеся договора, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство6. Таким образом, если заказчик, например, решил не размещать в ЕИС, например, извещение о закупке по привлечению кредитных средств, то он также может не включать в реестр и сведения о заключенном договоре, но может и включить.

Также следует отметить, что в реестр вносятся сведения не только о заключении договора, но и сведения о вносимых в него изменениях, а также о результатах его исполнения или расторжения — на это у заказчика есть 10 дней с даты события5.

Неразмещение сведений о заключенном договоре является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб.7. Нарушение установленных сроков такого размещения тоже является административным правонарушением, хотя наказывается менее жестко — административным штрафом на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб.8. Практика ФАС по наложению таких штрафов достаточно широка9.

Согласно установленным правилам ведения реестра договоров2 в него включаются следующие сведения и документы:

  1. наименование заказчика;
  2. сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме;
  3. дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);
  4. дата заключения договора и номер договора (при наличии);
  5. предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;
  6. сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе): в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика; в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика;
  7. информация об изменении условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие такие изменения;
  8. информация и документы, касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора;
  9. информация об установлении в договоре требования о привлечении к его исполнению субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе об общей стоимости заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с указанными субъектами договоров;
  10. информация о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;
  11. информация о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтверждающие такое расторжение;
  12. копия заключенного договора, подписанная с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика;
  13. номер извещения о закупке (при наличии);
  14. сведения об осуществлении заказчиком закупки у субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе сведения об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Обратим внимание, что с 01.04.2020 в реестр должны включаться не только сведения о предмете договора, его цене и сроке (периоде) его исполнения, но и наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг); эта же новая позиция в отношении поставленного товара должна включаться в реестр при предоставлении сведений о результатах исполнения договора10.

Указанные сведения формируются и передаются заказчиком в реестр через его личный кабинет в ЕИС. После направления данных сведений заказчиком в реестр Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней проводит проверку полученных сведений и в случае положительного результата формирует соответствующую реестровую запись. При отрицательном результате проверки Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов, подлежащих включению в реестр, направляет в электронном виде заказчику протокол, содержащий основания, по которым информация и документы не включены в реестр, с указанием перечня выявленных несоответствий. Заказчику при этом дается еще 3 рабочих дня для устранения недостатков, указанных в протоколе, и направления в реестр недостающих (доработанных) сведений и документов.

В заключение отметим, что в общем доступе в ЕИС находится не вся информация о договоре, включенная в реестр. Сведения об исполнителях, субподряде, изменении, исполнении и расторжении договора, копии загруженных документов доступны только самому Федеральному казначейству, ФАС России, Счетной палате РФ, контрольно-счетным органам субъектов РФ, контрольно-счетным органам муниципальных образований. Информация о договорах субподряда доступна также Корпорации по развитию МСП.

1 Ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

3 Ч. 16 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4 П. 2 и 3 ч. 15 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5 См. ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 П. 3 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132.

7 Ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

8 Ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

9 См., например, Постановление Мурманского УФАС России от 10.01.2020 по делу № 051/04/7.32.3-959/2019, Постановление Оренбургского УФАС России от 23.12.2019 по делу № 056/04/7.32.3-1774/2019, Постановление Тамбовского УФАС России от 17.12.2019 по делу № 068/04/7.32.3-915/2019.

10 Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга