Перспективы развития электронных магазинов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

Электронные магазины (маркеты, порталы поставщиков) — это сервисы на базе электронных торговых площадок для осуществления закупок малого объема по упрощенной схеме. Задача таких сервисов — обеспечить эффективность малых закупок, а именно: прозрачность, быстроту закупочной процедуры, конкуренцию среди участников и экономию денежных средств. Появились электронные магазины порядка 10 лет назад, вместе с запросом на автоматизацию и цифровизацию процедур малых закупок. Формирование и развитие рынка электронных магазинов все эти годы происходило самостоятельно, в конкурентных условиях, без проведения правительственного отбора. За это время большое количество заказчиков оценило преимущества использования таких сервисов для проведения малых закупок. По сути, закупка через электронный магазин — это один из способов проведения малой закупки, наряду с прямым договором, договором в устной форме, другими конкурентными способами закупок. Однако законодательно ни понятие электронного магазина, ни порядок его использования при осуществлении закупок малого объема до настоящего времени не было установлено. И вот такая законодательная норма, регламентирующая использование электронных магазинов в закупках малого объема, разработана и готовится вступить в силу с 01.04.2021 г.

Итак, в законе появляется термин «закупки малого объема», указание места и правил их проведения. Это и уже известные закупки до 600 тыс. рублей, чей СГОЗ не превышает 10% от общего объема закупок. Кроме этого, появляется новый вид закупки у единственного поставщика — закупка на сумму от 600 тыс. до 3 млн. рублей. Осуществляться такая закупка должна новым способом и по новым правилам: с использованием сервисов электронных магазинов на базе уже имеющихся отобранных электронных торговых площадок. Напомним, что с июля 2018 года таких ЭТП, действующих в рамках № 44-ФЗ, восемь. Все они включены в перечень РП № 1447-р.

С 01.04.2021 г. новым будет и сам порядок закупки до 3 млн. рублей. Так, поставщик сначала размещает информацию о своем предложении на сервисе отобранных электронных магазинов. Размещение его информации будет первичным по отношению к размещению извещения о закупке заказчика. В этой ситуации заказчик либо подстраивается под поставщика, корректируя цену, характеристики товара и прочее под имеющиеся предложения. Либо, в случае если в системе не нашлось предложений, отвечающих запросам заказчика, или нашлось только одно такое предложение, закупка не состоится. При этом направляет предварительные предложения заказчику сама система, а не поставщики. Если же заказчик разместил свое извещение в электронном магазине одной электронной площадки, а поставщик свое предложение — другой, то предложение такого поставщика заказчику не попадает. В этой связи следующим этапом развития может стать интеграция этих сервисов электронных площадок через ЕИС. Но это в перспективе, а пока скажем лишь об изменениях вступающего в силу законопроекта.

С 01.04.2021 г. информация по закупкам, заключенным через электронный магазин, должна будет размещаться в реестре контрактов. Размещение в ЕИС извещения, проекта контракта, обоснования цены контракта для этих закупок тоже станет обязательной. Также предполагается использование каталога ТРУ, что, очевидно, будет означать проведение данным способом закупки лишь типового товара, т. к. возможность указать дополнительные характеристики, скорее всего, будет отсутствовать.

Важно понимать, что при закупке до 3 млн. рублей заказчик обязан провести закупку с использованием электронных магазинов конкретных отобранных ЭТП. В случае же с закупкой до 600 тыс. рублей осуществлять закупку через электронные магазины отобранных площадок остается правом заказчика, наряду с другими способами закупок. При этом заказчик по-прежнему может выбрать любой электронный сервис, в котором будет проводиться закупочная процедура привычным способом. В их числе и электронный магазин ОТС-маркет, автоматизированный адаптированный электронный сервис для малых закупок, показавший свою высокую эффективность для многих заказчиков и поставщиков. Новый же способ закупки малого объема имеет ряд минусов для заказчика, среди которых и необходимость" подстраиваться" под поставщика при формировании своей потребности, и необходимость обоснования цены контракта, и необходимость обязательного размещения информации по покупочным процедурам. Поэтому использовать успешный опыт готового функционала ведущих электронных магазинов, таких как ОТС-маркет, для закупок до 600 тыс. рублей представляется более продуктивным, чем становящийся функционал новых электронных магазинов.

Таким образом, можно считать, что способ закупки малого объема с использованием электронного магазина в № 44-ФЗ законодательно оформился, и в дальнейшем будет дорабатываться. В случае же с № 223-ФЗ на сегодняшний момент изменений законодательства в отношении малых закупок через электронный магазин нет. Конечно же такие законодательные инициативы появлялись ранее, в частности законопроект ФАС России, в котором предлагалось зафиксировать основания для проведения закупок малого объема у единственного поставщика с использованием электронного магазина. Предлагалось два таких основания: закупки до 100/500 тыс. рублей и закупки до 300 тыс. рублей. Отличия же этих способов закупки между собой не уточнялись, при том, что каждый из них предполагал закупку любого вида ТРУ. Выбор поставщика в таких закупках мог происходить двумя способами: либо на сервисе электронного магазина заказчик сам находит подходящее предложение поставщика; либо размещает извещение, и поставщики направляют ему свои заявки. В законопроекте эта процедура закупки была названа котировочной сессией и представляла собой короткую закупку сроком проведения не более 6 часов. Автоматический режим для отбора предложений и подачи заявок не предусматривался. Также через электронный магазин предлагалось проводить и конкурентные закупки. Цена такой закупки могла быть до 50 млн. рублей, в остальном же порядок этой процедуры не отличался от процедуры котировочной сессии. Главный недостаток этой конкурентной котировочной сессии — невозможность применить дополнительные требования ни к участникам закупки, ни к дополнительным элементам самой процедуры. В целом, несмотря на предложенную попытку оптимизации коротких закупок через электронный магазин, данный законопроект имел множество недоработок, в результате чего он не получил поддержки ни со стороны заказчика, ни со стороны Минфина, и реализован не был.

Однако стало известно, что на портале нормативно-правовых актов РФ появился проект поправок к № 223-ФЗ, согласно которому формат электронного магазина может быть распространен для госкомпаний в осуществлении неконкурентных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный законопроект предполагает наделение правительства РФ правом определять порядок проведения неконкурентных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что под неконкурентными закупками в электронной форме понимаются закупки малого объема (до 500 тыс. рублей), осуществляемые в электронной форме с использованием принципов электронного магазина. Дальнейшее принятие этой поправки означает, что закупки малого объема госкомпаний в обязательном порядке будут переведены на отобранные правительством ЭТП (сегодня их восемь), и заказчики должны будут использовать электронные магазины данных площадок при проведении закупок у субъектов СМП.

Будущее этого законопроекта не ясно, но ясны его возможные негативные последствия. Напомним, что не у всех отобранных ЭТП есть достаточный опыт в цифровизации малых закупок. В то время как у многих госкомпаний есть собственные, успешно функционирующие электронные магазины для закупок малого объема. Ведь ключевые игроки на рынке электронных магазинов как по № 44-ФЗ, так и по № 223-ФЗ сложились вне правительственного отбора, а наметившаяся тенденция олигополизации этого рынка не учитывает их достижения. Отбор электронных магазинов для закупок малого объема должен быть конкурентным, учитывающим успешный опыт использования данных сервисов как регионами, так и организациями крупных заказчиков.

Итак, совершенно очевидно, что законодательство в отношении применения сервисов электронных магазинов в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ требует доработок. Электронный магазин ОТС-Маркет также принимает участие в формировании видения такого нормативного регулирования в рамках действующих рабочих групп при совете Федерации, а также при ФАС России.

 

Все вопросы по работе в ОТС-маркет вы можете задать заместителю коммерческого директора

Сергею Сердюкову

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга