Особенности проведения открытого запроса котировок по 223-ФЗ

Автор: Кирилл Чагин

Дата: 23.04.2019

Новыми нормами 223-ФЗ, вступившими в силу с 01.07.2018 г.1, запрос котировок отнесен к числу конкурентных закупок, которыми должны пользоваться заказчики при осуществлении своих закупок2. В контексте 223-ФЗ под запросом котировок понимается форма торгов, при которой их победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора3. Другой нормой 223-ФЗ, регулирующей правила проведения запроса котировок, является то, что извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие4. Наконец, в отличие от других способов конкурентных закупок при запросе котировок в электронной форме не используется документация о закупке (только извещение) — в извещении же о закупке приводится и форма заявки5. Отметим, что согласно отдельной норме 223-ФЗ документация о закупке не применяется (по крайней мере не размещается в ЕИС) не только в отношении запроса котировок в электронной форме, но и любого запроса котировок, то есть и «бумажного» варианта такой закупки тоже6.

Каких-то других общих регулирующих норм именно в отношении запроса котировок, в т.ч. по допустимому размеру НМЦД, в 223-ФЗ нет — во всем остальном проведение запроса котировок регулируется общими правилами проведения конкурентных закупок7 и нормами положения о закупке конкретного заказчика.

Однако если речь идет о запросе котировок, который заказчик проводит в электронной форме среди субъектов МСП (он должен обязательно проводиться в электронной форме), дополнительные нормы именно для этого случая в 223-ФЗ все же присутствуют.

Во-первых, извещение должно размещаться в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок, и при этом НМЦД не должна превышать 7 млн. руб. (при превышении этого размера должен применяться иной способ — например, электронный аукцион)8.

Во-вторых, имеются требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок, согласно которым заявка должна содержать9:

  1. предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора;
  2. предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме:
    1. на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг);
    2. на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в отношении которого в таком извещении содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме;
    3. на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора;
  3. иную информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

В-третьих, установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения (при других способах заявка состоит из 2 частей и ценового предложения)10. Обратим внимание, что если заказчик не учитывает эту норму в своем положении о закупке и в извещении о закупке требует от участника запроса котировок 2 части заявки, а функционал используемой электронной площадки в соответствии с требованиями 223-ФЗ предоставляет заказчику только одну часть заявки, и заказчик на этом основании отклоняет заявку, то в таком случае участник закупки вводится в заблуждение и это является нарушением требований как 223-ФЗ, так и федерального законодательства о защите конкуренции11. Также отметим, что в этом случае согласно гражданскому законодательству участник закупки, заявка которого была отклонена, имеет право обратиться в суд о признании торгов и договора по результатам данных торгов недействительными 12.

Ключевым моментом при проведении запроса котировок является формирование извещения о закупке, поскольку только один этот документ должен определять все условия закупки (документации о закупке в запросе котировок нет). В соответствии с нормами 223-ФЗ извещение о любой конкурентной закупке (в т.ч. соответственно и запросе котировок) должно включать в себя13:

  1. Способ осуществления закупки — запрос котировок.
  2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.
  3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с установленными в 223-ФЗ требованиями (при необходимости). Отметим, что указанные требования в 223-ФЗ относятся к описанию предмета закупки в документации о закупке, а не в извещении14, но используемая формулировка «при необходимости» как раз и означает, что в случае запроса котировок, где документация о закупке отсутствует, описание предмета закупки должно включаться в извещение (больше о предмете договора заказчику написать просто негде, вот и возникает эта необходимость). Таким образом, описание предмета закупки в извещении о закупке должно быть осуществлено по следующим правилам:
    • в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
    • в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
    • в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
      — несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
      — закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
      — закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
      — закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
  4. Место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
  5. Сведения о НМЦД, либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
  6. Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа.
  7. Порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).
  8. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при осуществлении запроса котировки в электронной форме).
  9. Иные сведения, определенные положением о закупке. К таким «иным сведениям» в извещении о запросе котировок может относиться то, что в соответствии со своим положением о закупке заказчик считает необходимым сообщить потенциальному участнику запроса котировок в этом единственном закупочном документе — порядок получения разъяснений от заказчика15, сведения о требованиях к обеспечению заявки16, сведения о наличии требования к отсутствию сведений об участнике закупке в реестре недобросовестных поставщиков17, порядок заключения договора18, проект договора19, сведения об обеспечении исполнения договора20, сведения об условиях и порядке отмены закупки21. Отметим, что по букве закона в этот раздел извещения о закупке закачки должен вносить только те сведения, внесение которых в извещение о закупке требуется положением о закупке заказчика. Поэтому заказчику важно обеспечить, чтобы в этом положении внесение необходимых сведений в извещение было предусмотрено (в частности, в той части положения, которое касается правил проведения запроса котировок). Это не только в интересах потенциальных участников закупки, но и в интересах самого заказчика — иначе ему придется тратить много времени на предоставление разъяснений, ведь очевидно, что потенциальный участник закупки заинтересуется такими значимыми вопросами как, например, требования к обеспечению заявки, обеспечению исполнения договора и т.д. В принципе при определении перечня этих иных сведений можно ориентироваться на номенклатуру тех сведений, которые согласно нормам 223-ФЗ должны включаться в документацию о закупке22 (разумеется без дублирования содержания, которое включается в другие пункты извещения).

Примечательно, что нередко на практике заказчики при проведении запроса котировок размещают в ЕИС документ, который они называют «документацией запроса котировок» и который содержит объемную и разнообразную информацию о закупке23. Хотя формально более правильным решением является все-таки оформление всех условий и правил проведения конкретного запроса котировок именно в виде единого «извещения», как вариант — извещения и приложений к нему (техническое задание, проект договора, форма заявки и др.24).

1Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2П. 1 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3Ч. 20 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4Ч. 21 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

5Ч. 9 и 10 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6Ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

7Ст. 3.2-3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

8П. 4 ч. 3 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

9Ч. 8 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

10Ч. 19 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

11См. Решение Курского УФАС России от 30.01.2019 по делу № 03-01/01-2019.

12В соответствии со ст. 449 ГК РФ.

13Ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

14Ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

15В соответствии с ч. 2-4 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

16В соответствии с ч. 25-27 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

17Ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

18В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

19Ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

20П. 2 ч. 26 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

21В соответствии с ч. 5-7 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

22Ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

23В качестве примера см. в ЕИС закупку № 31907622295.

24В качестве примера см. в ЕИС закупку № 31907653932.