Обстоятельства непреодолимой силы при проведении закупок по № 223-ФЗ

Непреодолимой силой согласно ч.3. ст.401 ГК РФ называется чрезвычайное и непреодолимое в данных условиях событие. Наличие форс-мажорных обстоятельств может спасти участника делового оборота от негативных последствий, если он докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся:

  • нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника;
  • отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров;
  • отсутствие у должника необходимых денежных средств. (см. Решение Ярославского УФАС по делу № 076/07/3-330/2020 от 27.04.2020)

Весной 2020 года для недопущения распространения коронавирусной инфекции на территории РФ было принято множество нормативно-правовых актов (в т.ч. региональных), к примеру, о нерабочих днях, о запрете на ввоз определенных товаров, об ограничении передвижения, приостановлении работы ряд предприятий1 и др.

Несомненно, действие таких мер направлено на защиту здоровья граждан и стабилизации непростой эпидемиологической обстановки. Однако, с другой стороны, нельзя не отметить и негативные экономические последствия, вызванные 2019-nCoV и введением определенных запретов. Многие участники закупочного процесса ощутили на себе действие мирового карантина, когда стало затруднительным исполнять договорные обязательства согласно установленным срокам.

Пример

  • Заключение № 05-04.1/17-20 РНП Омского УФАС от 12.05.2020

В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП, поскольку победитель закупки не подписал направленный проект договора. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что в связи с новой коронавирусной инфекцией у участника закупки возникли перебои с поставками товара из Китая, а также курс доллара, выросший на 24 %, не позволило обществу заключить договор на условиях закупочной документации. Антимонопольным органом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о намеренном уклонении поставщика от заключения договора, а также свидетельствующие о недобросовестном поведении. Комиссия УФАС отметила, что распространение COVID-19, вызвавшее необходимость введения ограничительных мер на всей территории РФ, а также закрытия границ с КНР могло повлиять на невозможность исполнения договора (в случаях его заключения на условиях, установленных заказчиком) и носит характер обстоятельств непреодолимой силы, поскольку прогрессивное распространение вируса полностью отвечает таким критериям, как чрезвычайность и непредотвратимость.

В целях осуществления закупок без использования конкурентных процедур, заказчики по ФЗ № 223, пользуясь предусмотренной законом возможностью, прописывают на свое усмотрение в Положении случаи закупок у единственного поставщика. Нередко среди перечня таких ситуаций можно встретить следующее:

«вследствие чрезвычайного события, документально подтвержденного, при возникновении срочной потребности в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем, применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения»2.

Следует отметить, что такие обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

Доказательства наличия форс-мажора:

  • письма МЧС России (о стихийных аномалиях природы);
  • постановления органов власти о введении ЧС (при наводнении, к примеру);
  • атмосферные осадки аномального характера (справки гидрометеорологического центра, к примеру);
  • заключение региональной торгово-промышленной палаты3 и др.

Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

  • наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
  • наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
  • непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  • добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями4. Только после оценки судом представленных доказательств суд сможет сделать вывод о влиянии форс-мажорных обстоятельств на невозможность исполнения обязательств по договору. (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 декабря 2019 г. N Ф05-19983/19 по делу N А40-235936/2018).

На практике встречаются случаи, когда наличие форс-мажора не мешает контрагенту выполнить свои обязательства по договору, однако препятствует факту его заключения.

Пример

  • Заключение Омского УФАС № 05-04.1/18-20 РНП от 12.05.2020

В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП. По мнению инициатора обращения, победитель запроса котировок уклонился от подписания договора. Рассмотрев все обстоятельства дела, антимонопольный орган установил, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вызвавшее необходимость введения ограничительных мер на всех территории РФ и, как следствие, необходимости соблюдения генеральным директором поставщика карантинных мер после прибытия из-за рубежа, а также объявление Указами Президента РФ с 30.03.2020 по 30.04.2020 нерабочих дней повлияло на невозможность заключения обществом договора по итогам закупки. Также антимонопольная служба отметила, что сложившаяся эпидемиологическая ситуация имеет характер обстоятельств непреодолимой силы. В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что нет оснований для включения сведений о победителе закупке в РНП.

В соответствии с ч.7 ст.3.2 ФЗ № 223 по истечении срока отмены конкурентной закупки (любой) согласно ч. 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. В решении об отмене конкурентной закупки, которое размещается в ЕИС в день его принятия (ч. 6 ст. 3.2 ФЗ № 223), указывается, как правило, следующее:

  • дата принятия решения;
  • основание принятия решения.

Пример

  • Решение Московского УФАС по делу № 077/07/00-6955/2020 от 23.04.2020

В антимонопольный орган поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на услуги по дезинсекции и дератизации внутренних помещений комплекса зданий. По мнению заявителя, организатор процедуры неправомерно прописал требования закупочной документации. Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что согласно принятым мерам, направленным на борьбу с распространением коронавируса, а также ограничениям воздушных перевозок заказчик (аэропорт) пересмотрел свои потребности в товарах, работах, услугах на плановый период и отменил проведение закупки. Также антимонопольный орган в своем решении указал, что указом Мэра Москвы от 16.03.2020 г. № 21-УМ распространение вируса 2019-nCoV объявлено чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы. В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу обращение заявителя оставить без рассмотрения.

Нередко бывают случаи, когда решение об отмене закупки принимается после подачи участниками своих заявок на участие. В пункте 4.ст. 448 ГК РФ указано, что в случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Иными словами, поставщики (подрядчики, исполнители) вправе требовать от заказчика компенсацию, если тот не соблюдает сроки для отказа от проведения процедуры.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что участникам делового оборота следует не забывать включать специальный раздел, в котором в соответствии с ГК РФ описывают действия сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, поскольку данный фактор может освободить должника от выполнения своих обязательств по договору и иных негативных последствий при наличии и доказанности форс-мажора.

1 К примеру, см. указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ

2 https://zakupki.gov.ru

3 24.03.2020, учитывая экстремальную ситуацию, вызванную пандемией коронавируса (2019-nCoV), было принято решение о том, что региональные палаты, которые имеют соответствующие юридические кадры, могут выдавать документы о форс-мажоре по договорам, заключенным между российскими юридическими лицами (помимо внешнеторговых сделок и международных договоров)

4 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 от 21.04.2020

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга