Обеспечение заявок по ФЗ №223

ФЗ № 223, регулирующий закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, затрагивает также вопрос обеспечения заявок на участие в процедурах. Обеспечение заявок является таким механизмом торгового процесса, при использовании которого заказчики защищают себя от ненадежных контрагентов и неисполненных обязательств1.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 ФЗ № 223, заказчик вправе предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупочной процедуры, документации должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с ФЗ № 223)2.

Указывая в закупочной документации требование о предоставлении обеспечения заявок, заказчику необходимо избегать неточных сведений, которые могут запутать участников процедуры.

  • Пример из практики

    Решение ФАС России № 223ФЗ-48/21 от 02.02.2021

    В ФАС России поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к выключателям. Согласно доводам обращения, организатором торгов в документации и в Положении установлены противоречивые требования к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе. При рассмотрении дела комиссия ФАС установила, что в соответствии с Положением и документацией заказчик не устанавливает требование о предоставлении обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 миллионов рублей с НДС. В случае если НМЦД превышает 5 миллионов рублей с НДС, заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 % НМЦД; в случае если размер НМЦД превышает 1 миллиард рублей с НДС, обеспечение заявок на участие в такой закупке не может превышать 1 % НМЦД (лота). Однако в информационной карте закупки предусмотрен конкретный размер обеспечения — 2 % от НМЦД с НДС. В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу о том, что организатором торгов установлены противоречивые требования о размере обеспечения заявки на участие в закупке, что вводит потенциальных поставщиков в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать предложение для участия в конкурсе.

Способы предоставления обеспечения заявки3:

внесение денежных средств4;

  • Пример из практики

    Решение Санкт-Петербургского УФАС России по жалобе № Т02-458/20 от 18.06.2021

    В антимонопольную службу участник закупки направил обращение о незаконности действий заказчика при организации открытого конкурса на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. По мнению инициатора жалобы, заказчик неправомерно указал в документации ненадлежащее условие, согласно которому в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения своего предложения, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет организатора торгов, такой контрагент признается не предоставившим обеспечительные средства, что является основанием для отклонения его заявки. При этом организатор конкурса в закупочной документации не указал, что предоставление документов (и каких именно), подтверждающих внесение обеспечения, является обязательным требованием. При рассмотрении дела, комиссия УФАС установила, что условия закупки не содержат конкретных условий о предоставлении сведений, свидетельствующих о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие, что не позволяет потенциальным участникам однозначно трактовать условия участия в конкурсе.

предоставление банковской гарантии;

  • Пример из практики

    Решение ФАС России № 223ФЗ-399/20 от 29.05.2020

    В ФАС России поступила жалоба участника конкурса в электронной форме на право заключения договора на эксплуатационно-техническое обслуживание объектов на действия организатора процедуры. По мнению инициатора обращения, заказчиком неправомерно указано требование о представлении банковской гарантии на обеспечение заявки исключительно в бумажной форме. Изучив материалы дела, комиссия ФАС установила, что согласно условиям закупки оригинал банковской гарантии (в случае, если участник в качестве финансового обеспечения участия в закупке выбрал БГ) представляется в бумажной форме.
    Комиссия ФАС России в своем решении пришла к выводу о том, что заказчиком установлены противоречивые требования о предоставлении документов в составе заявки, а именно представление только банковской гарантии на бумажном носителе вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурсе.

иной способ, предусмотренный ГК РФ (например, задаток, залог, поручительство(см. ст.329 ГК РФ).

Каким способом обеспечивать заявку на участие в конкурентной процедуре участник должен выбрать самостоятельно из числа предусмотренных заказчиком способов в документации.

Далеко не во всех случаях организаторы закупок могут прописывать в своих закупочных документах обязанность по обеспечению заявок участниками закупок.

Условия для установления требования об обеспечении заявки:

НМЦД превышает 5 млн. руб.;

размер обеспечения не должен быть более 5% НМЦД.

В случае неисполнения контрагентом предусмотренного Положением и указанным в документации условия об обеспечении, заказчик может отклонить и (или) возвратить участнику его заявку, поскольку она не будет соответствовать требованиям закупочной процедуры. В любом случае, организатору торгов следует предусмотреть последствия непредставления поставщиком (исполнителем/подрядчиком) доказательства внесения обеспечения заявки на участие и прописать это в Положении, извещении и (или) документации.

К примеру: «поставщику будет отказано в признании его участником запроса предложений и его заявка не будет допущена до оценочной стадии в случае непредставления задатка в качестве обеспечения заявки в размере 2 % НМЦД».

Нормы ФЗ № 223 не регламентируют подробно вопрос возврата обеспечения заявок участникам закупок, позволяя тем самым организаторам торгов на свое усмотрение прописать удобный алгоритм движения обеспечительных средств контрагентам. Порядок возврата обеспечения заявок заказчики прописывают в своем Положении, а также закупочных документах конкретной процедуры.

К примеру: «Обеспечение конкурсной заявки возвращается:

участникам закупки, претендентам, внесшим обеспечение конкурсных заявок, — в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения конкурса;

участнику закупки, подавшему конкурсную заявку, полученную после окончания приема конкурсных заявок, — в течение 5 рабочих дней со дня получения такой заявки;

участнику закупки, подавшему конкурсную заявку и отозвавшему такую заявку до дня и времени начала процедуры вскрытия конвертов с конкурсными заявками, — в течение 5 рабочих дней со дня поступления заказчику уведомления об отзыве конкурсной заявки;

участнику закупки, подавшему единственную конкурсную заявку на участие в конкурсе, которая соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, — в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с таким участником;

участнику закупки, подавшему конкурсную заявку и не допущенному к участию в конкурсе по результатам отборочной стадии, — в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах конкурса;

участнику закупки, признанному единственным участником конкурса по результатам отборочной стадии, — в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с таким участником;

участнику конкурса, заявке которого был присвоен второй номер, — в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с победителем конкурса или с таким участником конкурса;

победителю конкурса — в течение 5 рабочих дней со дня заключения с ним договора»5.

Возврат обеспечения заявок

Обеспечительный платеж не во всех случаях возвращается участнику процедуры. В соответствии с ч. 26 ст. 3.2 ФЗ № 223, заказчик удерживает денежные средства поставщика (подрядчика, исполнителя) при:

→ уклонении или отказе участника закупки от заключения договора (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 Закона о закупках);

→ непредоставлении или предоставлении с нарушением условий, установленных ФЗ № 223, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (если в извещении, документации установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Следует помнить, что в ФЗ № 223 отсутствует возможность для заказчиков прописать в Положении иные случаи, когда участникам закупок не возвращается обеспечение заявок на участие (в противном случае участники процедуры вправе обратиться в суд о незаконном удержании и пользовании денежными средствами).

В том случае, если заказчик не возвратит участнику процедуры обеспечение заявки, последний вправе обратиться в суд для защиты своих интересов. Нередко контрагент направляет жалобу с подобным требованием в антимонопольный орган, который вынужден сообщить, что он не располагает компетенцией по осуществлению контроля за внутренним порядком функционирования хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд. (см. Решение Московского УФАС России по делу № 077/07/00-926/2021 от 26.01.2021).

Обеспечение исполнения договора и обеспечение исполнения заявок

В случае, если заказчик не вправе установить в условиях закупки требование об обеспечении заявки (к примеру, НМЦД 3 500 000 руб.) он может прописать обязательство о предоставлении победителем процедуры обеспечения исполнения договора6 (к примеру, БГ) в качестве мер дополнительной защиты от неисполнения контрагентом своих обязательств. Данный правовой инструмент подробно не конкретизируется в ФЗ № 223.

Законодатель предоставил организаторам закупок самостоятельно указать в Положении и закупочной документации интересующие условия и порядок внесения обеспечения исполнения договора, которое является страховкой для заказчика от ненадежных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Организаторы закупок вправе прописать в условиях закупки одновременное применение вышеназванных обеспечительных мер. В таком случае заказчик может указать в Положении и закупочной документации о возможности зачета обеспечения заявки на участие в качестве обеспечения исполнения договора. Данная правовая возможность позволит упростить движение денежных средств между организациями и будет способствовать оптимизации закупочного процесса.

К примеру: размер обеспечения заявки на участие в запросе предложений составляет 2 % (120 000 руб.) от НМЦД. После подведения итогов победителю закупки зачли данные денежные средства в счет обеспечения исполнения договора, размер которого составляет 10 % (600 000 руб.) от НМЦД с доплатой недостающей суммы 480 000 руб.

Обеспечение заявок на участи при закупках у субъектов МСП

Осуществляя закупки среди субъектов малого бизнеса, заказчики вправе прописать в условиях закупки требование об обеспечении заявки на участие в процедуре (при этом размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦД).

При проведении конкурентной закупки с участием субъектов МСП обеспечение заявок на участие в такой процедуре (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем7:

→ внесения денежных средств;

→ предоставления банковской гарантии.

В данном случае законодатель не предусматривает иных вариантов обеспечительных мер для участников закупок8. Каким способом обеспечить свою заявку потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) выбирает самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей.

Важной особенностью закупок среди субъектов МСП является то, что денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки в такой закупке, вносятся участником процедуры на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с ФЗ № 44.

Таким образом, обеспечение заявок помогает заказчику выбрать надежного поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры еще на начальной стадии закупки. При этом законодатель предусмотрел случаи применения такого закупочного инструмента, исключая тем самым возможность злоупотребления организатором торгов его использования во всех процедурах с неуказанным максимальным размером обеспечительных мер.

1применение обеспечения заявок является правом, а не обязанностью заказчика

2требования о предоставлении обеспечения заявок, выбор способов такого обеспечения и другие условия, указываемые в закупочных документах, не должны противоречить нормам Положения о закупке

3за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 ФЗ № 223

4нередко участники путают реквизиты и направляют денежные средства на расчетные счета ЭТП, а не заказчика (см. Решение УФАС по республике Саха (Якутия) № 014/07/3-316/2021 от 10.03.2021)

5https://zakupki.gov.ru

6См. п. 2 ч. 26 ст. 3.2 ФЗ №223

7См. ст. 3.4 ФЗ №223

8к примеру, заказчик не вправе указать поручительство как способ обеспечения заявки на участие в закупке для малого бизнеса

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга