Новации в закупочной деятельности заказчиков по 44-ФЗ с 01.07.2019

Автор: Кирилл Чагин

Дата: 29.05.2019

Модернизация правил закупок по 44-ФЗ не прекращается — в начале мая 2019 г. появились новые федеральные законы, внесшие достаточно заметные изменения в эти правила. Часть новых норм уже вступили в силу — например, услуги по организации детского отдыха и оздоровления можно закупать только через конкурс с ограниченным участием или через запрос котировок и у единственного поставщика (с соблюдением соответствующих требований к этим способам закупки) без предъявления дополнительных требований к участникам1. Но большая часть этих новаций по 44-ФЗ вступит в силу с 01.07.20192 — именно об этих новациях, особенно значимых для закупочной деятельности заказчиков, и пойдет речь в данном материале. Отметим, что эти новации будут применимы к закупкам, извещения о которых будут размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых будут направлены после 01.07.2019, или закупкам у единственного поставщика, контракты с которыми будут заключаться после этого срока.

Изменения в правилах закупок у единственного поставщика

Закупку у единственного поставщика малого объема можно будет осуществлять на сумму, не превышающую 300 тыс. руб. Ранее этот порог составлял 100 тыс. руб. и не менялся уже много лет, еще со времени действия прежнего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который предшествовал 44-ФЗ. С учетом экономических реалий (в частности, темпов инфляции) потребность в увеличении данного порога давно назрела. Однако примечательно, что лимиты таких малых закупок не изменяются — для большинства заказчиков они по-прежнему не должны превышать 2 млн. руб. или не должны превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика (при этом не должны составлять более чем 50 млн. руб.)3. Это означает, что, хотя заказчики и смогут осуществлять эти закупки у единственного поставщика на большую сумму, но выберут установленный лимит при этом они быстрее.

Похожее увеличение максимального объема одной закупки у единственного поставщика касается и закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Теперь такую закупку можно провести на сумму, не превышающую 1 млн. руб., ранее этот порог составлял 200 тыс. руб.4. Увеличение само по себе весьма значительное (в 5 раз), хотя при этом остальные лимиты и условия здесь также не меняются.

Также теперь заказчик получит право осуществлять закупку у единственного поставщика в случае признания несостоявшимся запроса предложений по причине отсутствия поступивших предложений или отклонения все поступивших предложений. Ранее в данном случае заказчик мог только заново провести запрос предложений5.

Изменения в правилах планирования закупок и правилах информирования о закупках

Осуществлять закупку в соответствии изменениями, внесенными в план-график, можно будет через 1 день после внесения изменений. Сейчас этот срок в отношении большинства закупок составляет 10 дней6. Таким образом, заказчики смогут проводить закупки быстрее и оперативнее.

Также определенную гибкость в закупочной деятельности заказчиков обеспечит то, что теперь закупки без фиксированного объема (по начальной сумме цен единиц ТРУ и максимальной цене контракта) можно будет осуществлять в отношении любых закупок. Напомним, что сейчас это позволено только в отношении закупок работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки7. Таким образом, у заказчика будет меньше трудностей в том случае, когда при заключении контракта объем ТРУ, в которых будет нуждаться заказчик, невозможно точно определить. Но отметим, что закупка лекарственных средств таким образом будет возможна только с 01.10.20198.

В извещении о закупке заказчик сейчас будет обязан указывать размер аванса (если аванс предусматривается при конкретной закупке). Следует учитывать и то, что теперь документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки, когда предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.

Изменения в правилах проведения электронных аукционов

Так называемые «короткие» аукционы (со сроком подачи заявок не минимум 15, а минимум 7 дней) заказчики смогут проводить в гораздо большем числе случаев — ценовой порог этих аукционов повышается с 3 млн. до 300 млн. руб.9, а при закупках работ по строительству, реконструкции, капремонту и сносу объекта до 2 млрд. руб. Также при «коротких» аукционах срок рассмотрения первых частей заявок будет составлять всего 1 рабочий день с даты окончания срока подачи заявок . Но укорачивается максимальный срок рассмотрения первых частей заявок и при остальных аукционах — теперь он будет составлять не 7 дней, а 3 рабочих дня10.

Изменения в правилах обеспечения контрактных обязательств заказчика

Для заказчика сейчас в самом 44-ФЗ будут установлены конкретные сроки возвращения поставщику (подрядчику, исполнителю) внесенного им обеспечения исполнения контракта в денежном виде — они должны составлять не менее 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих контрактных обязательств, а при целевых закупках у СМП и СО НКО — 15 дней. Сейчас заказчик обязан прописывать эти сроки в контракте, но какими-то конкретными сроками при этом не ограничен11.

Изменения в правилах заключения нового контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта

Заказчик будет вправе заключать контракт со вторым участником конкурентной закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта. Сейчас для того, чтобы кто-то поставлял (выполнял, оказывал) заказчику необходимые для него ТРУ, заказчик только имеет право провести новую закупку, что требует дополнительного времени12. Естественно, для реализации такого варианта будет необходимо готовность «второго номера» заключить контракт, а также его готовность внести обеспечение исполнения контракта (если такое требование было установлено при первоначальной закупке).

Изменения в перечне случаев, когда по соглашению сторон допускается изменение существенных условий заключенного контракта

Этот перечень расширяется13. Теперь по соглашению сторон можно будет изменять существенные условия заключенного контракта в следующих дополнительных случаях:

1) Если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, которые должно установить Правительство РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Такое изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования данного изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения заключенного контракта и (или) цены контракта более чем на 30 % процентов. При этом в данный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

2) Если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика данное изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате предъявленных заказчиком неустоек (штрафов, пеней) и предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта.

3) При заключении контракта с единственным поставщиком в следующих случаях14:

  • закупка ТРУ, относящихся к сфере деятельности естественных монополий;
  • закупка коммунальных услуг, услуг по хранению и ввозу (вывозу) наркотических и психотропных веществ;
  • заключение контракта управления многоквартирным домом;
  • закупка услуг по содержанию нежилых помещений;
  • заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд;
  • заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств.

Изменения в правилах формирования реестра контрактов

В реестр контрактов теперь должно включаться заключение внешних экспертов, если они привлекались для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта или поставленных (выполненных, оказанных) ТРУ15.

В ближайшее время будет опубликован материал, в котором речь пойдет о новациях в 44-ФЗ, также вступающих в силу с 01.07.2019 и имеющих особое значение для участников закупок и исполнителей контрактов.

1Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 3 ч. 2 ст. 56.1 и ч. 2.2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3П. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4П. 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5Ч. 27 ст. 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6Ч. 14 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7П. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8Ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

9Ч. 2 и 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10Ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11Ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12Ч. 17 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13Ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

14П. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

15Ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».