К вопросу об актуальности нормативного регулирования закупок малого объема

Закупки малого объема (они же малые закупки) — это закупки на небольшие суммы. Так, в 44-ФЗ сумма такой закупки не превышает 600 000 руб., при этом для заказчика существуют ограничения по годовому объему малых закупок (п. 4, 5 ч. 1, ст.93, 44-ФЗ). В рамках 223-ФЗ малой закупкой считается закупка, сумма которой не превышает 100 000 руб. или не превышает 500 000 руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млрд. руб. (п.1, ч.15, ст.4, 223-ФЗ). Однако среднегодовую сумму закупок малого объема назвать небольшой вряд ли получится. По данным статистики она превышает 1 трлн. руб. Малые закупки отдельного законодательного регулирования не имеют, и чаще всего проводятся упрощенным (неконкурентным!) способом, а именно, путем закупки у единственного поставщика. И это имеет свой положительный смысл, ведь расходы и трудозатраты на проведение конкурентным способом в сущности мелкой закупки могут превысить сумму самой закупки, тем самым лишая ее всяческой эффективности и целесообразности. В тех же благих целях упрощения закупки малого объема могут осуществляться без посредства ЕИС. Так, 44-ФЗ не обязывает заказчика включать малые закупки в план и публиковать извещение о таких закупках в ЕИС, и 223-ФЗ предоставляет заказчику право не размещать в ЕИС сведения об этих закупках. В такой ситуации принцип прозрачности для малых закупок становится непроглядным. Это касается, прежде всего, участников закупки со стороны поставщиков (в случае закупок малого объема это большей частью субъекты малого и среднего предпринимательства), для которых узнать о самом проведении закупки не представляется возможным. Всё это исключает конкуренцию участников из сферы малых закупок. По тем же причинам вышеназванное отсутствие прозрачности характерно и для контроля в области осуществления закупок малого объема.

Таким образом, чем должна достигаться эффективность процедур малых закупок?

  • Для заказчика — это снижение трудозатрат на проведение закупки за счет электронного документооборота, возможность объективного мониторинга рынка поставок, а значит и возможность выбора наиболее подходящего поставщика, экономия денежных средств за счет возможности снизить НМЦ.
  • Для поставщика — это доступность к проводимым закупкам, только в этом случае он сможет заявить о себе, выиграть в конкурентной борьбе и получить прибыль.

Решение вопросов эффективности малых закупок в части повышения их прозрачности и конкурентности может быть достигнуто путем их централизации и автоматизации. Развитие современных IT-технологий предлагает такие решения, а именно использование специализированных сервисов (электронных магазинов), позволяющих проводить закупки малого объема по 44-ФЗ и по 223-ФЗ эффективно, причем делать это по упрощенной схеме. Рынок электронных магазинов появился давно, собственно с появлением самого понятия малых закупок, которое обозначилось еще в 94-ФЗ, а с появлением 223-ФЗ продолжил свое развитие. В результате внедрения и многолетней работы этих сервисов в конкретных регионах и на уровне крупных организаций заказчиков многие из таких электронных магазинов доказали свою эффективность, тем самым став ключевыми и надежными игроками на этом рынке. Так, например, на базе электронной торговой площадки ОТС существует электронный магазин ОТС-Маркет. В нем представлены региональные системы для централизации и автоматизации малых закупок в рамках 44-ФЗ. Электронный магазин малых закупок г. Екатеринбурга, электронный магазин малых закупок городского округа Тольятти, электронный магазин малых закупок Приморского края, электронный магазин малых закупок Республики Крым — вот лишь небольшая часть, которая показывает, насколько широка зона вовлеченных регионов в столь необходимый сегодня процесс автоматизации и централизации закупок малого объема. Кроме того, в рамках 223-ФЗ такие системы существуют на уровне крупных организаций заказчиков в виде собственных электронных магазинов и маркетплейсов. В ОТС-Маркете, к примеру, они представлены Торговым порталом малых закупок секции РЖД, Торговым порталом малых закупок секции Ростелеком и т.д. Принцип работы таких электронных магазинов, как ОТС-Маркет, подразумевает формирование центра компетенций местных предпринимателей в регионе присутствия. И хотя поддержка региональных производителей не входит в число законодательных закупочных принципов, на деле данные центры ориентированы на реальную поддержку производителей на местах, большая часть из которых является представителями субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти центры способствуют вовлечению производителей региона в культуру электронных закупок с возможностью вывести на общероссийский рынок и сделать востребованными свои товары, работы, услуги. Последнее становится особенно важным в условиях ограничительных мер, возникших в результате пандемии коронавируса.

На сегодняшний момент в действующем законодательстве использование того или иного электронного магазина заказчиком для осуществления закупок малого объема является его правом, а не обязанностью. Однако проекты изменений в части малых закупок содержат следующую законодательную инициативу: проведение закупочных процедур малого объема должно проводиться на 8 аккредитованных электронных торговых площадок (в отношении которых в свое время проходил отбор). Формирование же рынка электронных магазинов проходило исключительно самостоятельно без проведения подобного отбора. Не лишним становится в этой связи напомнить, что велосипед уже изобретен, и люди два века успешно на нем катаются. Так и в регионах, где централизация и автоматизация в сфере малых закупок посредством сервисов электронных магазинов уже прошла, работа уже ведется в приоритетных интересах заказчика и поставщика. Нужно ли перечеркивать результаты этого сложившегося передового опыта в угоду беспощадного лоббизма? Нужно ли заказчикам отказываться от своих сервисов, в которые они уже вложили свои деньги, время и силы, и тратить их повторно на очередное переобучение? Это же касается и опыта крупных заказчиков по 223-ФЗ, которые тоже все это время развивали свои электронные системы малых закупок, а теперь принудительно могут быть переведены на отобранные электронные площадки. Новые правила законодательства, которые регулировали бы закупки малого объема, должны быть сформулированы с опорой на передовой опыт ключевых игроков на рынке электронных магазинов, а также успешные практики централизации малых закупок регионов и организаций крупных заказчиков. Однако далеко не все отобранные площадки такой опыт имеют. В случае, если реализация новых норм закона не будет учитывать существующий опыт, то это может навредить снабжению в рамках малых закупок, которые составляет значительный объем от общего объема снабжения.

Поиск тендеров:

Тендеры Москвы Тендеры Санкт-Петербурга