Академия закупок

Учим проводить закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ, тендеры в коммерческих организациях

9 ноября 2017

В соответствии с 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу.

4 октября 2017

18 сентября 2017 года Правительство РФ распоряжением № 1995-р  определило перечень источников информации, используемой для определения начальной (максимальной) цены контракта.

27 сентября 2017

С момента вступления в силу 44-ФЗ Правительство РФ установило целый ряд запретов и ограничений в отношении осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств. Теперь этот список снова расширили: 5 сентября было принято постановление № 1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 сентября 2017

В отечественных регламентированных закупках все отчётливее проявляется еще один тренд – экономия на так называемых малых закупках. Голоса, говорящие об этом, становятся все громче и их уже сложно не слышать.

Мы решили разобраться в том, что же такое малые закупки и как можно на них экономить. В этой статье мы также приведем краткий обзор практики контролирующих органов в отношении использования малых закупок для ухода от конкурентной процедуры, которое заключается в искусственном дроблении лотов.

5 сентября 2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ1. Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году2. Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

29 августа 2017

25 мая 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570. Данный нормативный правовой акт содержит виды работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно. Несмотря на то, что названный документ «работает» не так давно, уже сформировалась определенная практика его применения.

9 августа 2017

Согласно действующему законодательству заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Условия, предусматривающие привлечение таких субподрядчиков, указаны в Постановлении Правительства РФ №1466[1]. На практике при применении данной правовой нормы нередко возникают различные спорные моменты. Рассмотрим некоторые из них.



[1] Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

2 августа 2017

Заказчики, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, должны соблюдать особые требования, которые касаются участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). Эти требования, установленные Правительством РФ[1], определяют категории заказчиков, которые обязаны осуществлять квотированные закупки у субъектов МСП, правила осуществления таких закупок и правила формирования и предоставления отчетности об их осуществлении (данная отчетность должна размещаться в ЕИС – www.zakupki.gov.ru).  



[1] П. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

18 июля 2017

Закон о контрактной системе в ст. 96 устанавливает требование об установлении заказчиком при проведении закупочных процедур обеспечения исполнения обязательств по контракту. Однако на практике возникают различные ситуации, когда организатор, выполняя данное требование 44-ФЗ, по каким-либо причинам нарушает действующее законодательство о закупках.

20 июня 2017

В июле 2016 г. в 44-ФЗ была введена новая отдельная статья, касающаяся особенностей заключения и исполнения контракта на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. В числе прочего данная статья включила в себя норму о том, что Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

6 июня 2017

В соответствии с 44-ФЗ идентификационный код закупки (далее – ИКЗ) должен указываться в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим указанным федеральным законом. «Иным документом» в данном случае может быть, например, соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона.

22 мая 2017

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ) отдельные виды работ, связанные с объектами капитального строительства, могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельства о допуске к этим видам работ. В настоящий момент к данным работам относятся:

15 мая 2017

Одним из случаев, предусмотренных в 44-ФЗ для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), является закупка определенных ТРУ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и в случае, если применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

10 мая 2017

После проведения отборочной стадии закупки, в рамках которой определяются  участники, соответствующие установленным требованиям, организатор закупки переходит к  оценке и сопоставлению заявок и подведению итогов. 

24 апреля 2017

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов с заказчиками является распространенной практикой в деятельности различных хозяйствующих субъектов. Как правило, такое привлечение имеет место при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится о том, что «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), а в отношении договора возмездного оказания услуг сказано, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей допускается в отношении договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

17 апреля 2017

Законодательство о контрактной системе предусматривает использование заказчиками для указания наименования объектов закупки каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог), который должен быть размещен в ЕИС. Это должно унифицировать и стандартизировать процесс формирования документов, связанных с закупками, и тем самым упростить деятельность заказчиков и помочь в проведении мониторинга и автоматизированного контроля за осуществлением закупок.

11 апреля 2017

Законодательство о контрактной системе предусматривает возможность проведения совместных закупок, а именно совместных конкурсов и аукционов – этому в законе посвящена отдельная статья, а Правительством РФ утвержден порядок осуществления таких закупок. Данные закупки могут проводиться в том случае, если два и более заказчика закупают одни и те же ТРУ. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно. Обратим внимание, что в 44-ФЗ совместные закупки возможны только в виде конкурса или аукциона, то есть тех способов закупки, которые не имеют ограничений по сумме. А вот, скажем, провести совместную закупку в форме запроса котировок, где сумма закупки ограничена размером в 500 тыс. руб. 44-ФЗ уже не допускает.

3 апреля 2017

В конце января 2017 г. Правительство РФ внесло некоторые изменения в правила формирования планов и планов-графиков закупок.

Эти изменения вступили в силу 31 января 2017 г. (за исключением отдельных положений – см. ниже) и коснулись 4 нормативных правовых актов:

27 марта 2017

Проведение совместных закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ, где таким закупкам посвящена отдельная статья (в части проведения совместных конкурсов и аукционов), никак не регулируется. Но и не содержит ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по 223-ФЗ есть возможность такие закупки проводить, хотя распространенной такую практику не назовешь. Их общая суть заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных товарах, работах или услугах (далее – ТРУ), осуществляет закупку общего объема этих ТРУ, в который входит не только потребность именно этого заказчика, но и потребность в данных ТРУ других заказчиков. По результатам осуществления закупки, данный «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свою потребность в ТРУ, а другие заказчики также заключают договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свои потребности. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно.

16 марта 2017

В отличие от 44-ФЗ в 223-ФЗ осуществление централизованных закупок не только не регламентируется, но и не упоминается. Однако в этом законе не содержится и ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по 223-ФЗ есть возможность прибегать к таким закупкам, если соответствующие условия и правила их проведения предусмотрены в положении о закупке конкретного заказчика. И такая практика есть, хотя сильно распространенной ее не назовешь.