Закупки по закону 223-ФЗ. Практическое пособие

Глава 6. Возможные способы закупки

 

6.1. Классификация способов закупки

Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, применяют в своей деятельности торговые и неторговые способы закупки (рис.1).

Рисунок 1. Возможные способы закупки по Закону №223-ФЗ

Обязательными способами закупки, которые должны быть предусмотрены положением о закупке заказчика, являются конкурс и аукцион (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Конкурс и аукцион – это формы торгов (ч.4 ст. 447 ГК РФ). Кроме «торговых» способов закупки заказчик в своем положении о закупке имеет право предусмотреть так называемые «неторговые» способы (ч.3 ст.3 Закона №223-ФЗ). Такие способы закупки могут быть любыми. Главное, о чем следует помнить при разработке положения о закупке в части определения способов закупки, это необходимость соблюдения принципов и требований Закона №223-ФЗ, Закона №135-ФЗ, ГК РФ.

Наибольшее распространение среди заказчиков получили такие неторговые способы закупки, как запрос предложений, запрос котировок (цен), закупка у единственного поставщика.

Таблица 1 – Основные способы закупки

Способ закупки Победителем признается Обязанность заключить договор по результатам закупочной процедуры Нормативная база
Конкурс Победителем в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч.2 ст.3 223-ФЗ). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (п.4 ст.447 ГК РФ). Заключение договора – обязанность в соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ Ст.447 – 449 ГК РФ Ст.3 – 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке
Аукцион Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч.2ст.3 223-ФЗ).
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (п.4 ст.447 ГК РФ).
Запрос предложений Как правило, победителем запроса предложений признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в закупочной документации на основании положения о закупке Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ) Ст. 3 – 4 Закона №223-ФЗ Положение о закупке
Запрос котировок Как правило, победителем запроса котировок признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. Порядок определения победителя при проведении запроса котировок устанавливается закупочной в документации на основании Положения о закупке.
Закупка у единственного поставщика Победитель не определяется, т.к. закупка осуществляется у конкретного лица по основаниям, предусмотренным положением о закупке

 

Правила выбора конкретного способа осуществления отдельной закупки заказчик устанавливает в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ).

 

6.2. Конкурс в электронной форме

Описание конкурса в положении о закупке

Конкурс проводят в случае, если цена не является единственным критерием выбора победителя. Должно быть не менее двух критериев оценки. Минимальный срок приема заявок на участие в конкурсе составляет 20 дней.

Основной отличительной особенностью конкурса является этап оценки и сопоставления заявок, на котором закупочная комиссия ранжирует заявки участников в соответствии с указанным в документации порядком.

Порядок проведения конкурса, оценки и сопоставления заявок, заключения договора Законом №223-ФЗ не регламентирован. Процедуру проведения конкурса заказчик определяет в положении о закупке самостоятельно.

При проведении конкурса по 223-ФЗ обязательно должна создаваться конкурсная комиссия. Состав комиссии может либо меняться в случае необходимости при проведении каждой новой закупки, либо оставаться постоянным.

Победитель конкурса

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона №223-ФЗ выигравшим в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

Включение и корректировка сведений о конкурсе в плане закупок

Перед проведением конкурса его необходимо включить в план закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Разработка конкурсной документации

Заказчик вправе установить плату за предоставление документации на бумажном носителе. В таком случае необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Обычно документация состоит из нескольких частей:

  • Общая часть (одинаковая для всех закупок)
  • Информационная карта
  • Технические характеристики (Техническое задание)
  • Проекты договоров по каждому лоту
  • Формы для заполнения участником

Порядок предоставления конкурсной документации определяется в извещении о проведении конкурса. Следует указать, что такая документация предоставляется на русском языке.

Публикация конкурса на электронной площадке и официальном сайте

Сначала документация публикуется на электронной площадке ОТС, а оттуда автоматически направляется на официальный сайт.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых производится в электронной форме» (далее – ПП РФ №616) определяет, какие товары заказчик обязан закупать только в электронной форме. Все остальные товары заказчик может закупать как в электронной, так и в иных формах.

ПП РФ №616 не распространяется на закупки в следующих случаях:

- если закупка не подлежит размещению на официальном сайте (государственная тайна, решение Правительства РФ);

- если закупка осуществляется у единственного поставщика (в том числе закупки до 100 (500) тыс. рублей);

- если потребность в закупке возникла вследствие чрезвычайной ситуации.

Прием заявок

При проведении конкурса в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников – эти действия осуществляет оператор ЭТП.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Если в положении о закупке не написано ничего о том, рабочие это дни или календарные, то согласно ГК РФ срок будет считаться в календарных днях. Начало срока – следующий день после размещения извещения. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Срок истекает в тот час, когда в организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Внесение изменений в извещение и документацию (ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Изменения размещаются на официальном сайте в течение 3 дней со дня их принятия.

Если при проведении торгов изменения внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, то срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее 15 дней.

Открытие доступа к заявкам

При проведении конкурса не в электронной форме, данная процедура, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». Детали проведения этого этапа должны быть прописаны в положении о закупке. В электронном конкурсе корректное название для этого этапа – «Открытие доступа к заявкам».

Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа, в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

Рассмотрение заявок

При проведении конкурса обычно отдельно проводятся этап рассмотрения заявок и этап оценки и сопоставления заявок.

Заказчик самостоятельно устанавливает в положении о закупке и конкурсной документации требования и критерии.

На этапе рассмотрения заявок заказчик принимает решение о допуске заявки, определяя соответствие установленным требованиям к участникам, к продукции, к составу и оформлению заявки.

На этапе рассмотрения заявок заказчик может запросить дополнительные документы у участников, предоставивших нечитаемые или неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно делать только в случае, если такая возможность предусмотрена положением о закупке.

Оценка и сопоставление заявок

В документации о закупке должны быть установлены не менее двух критериев оценки. Примерные критерии оценки:

1. Цена договора (является обязательным критерием во всех случаях).

2. Срок поставки товара.

3. Условия оплаты товара, работ, услуг. Используется в случаях, когда заказчик позволяет участникам закупки предложить в заявке размер авансового платежа.

4. Срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.

5. Функциональные характеристики или качественные характеристики товара.

6. Квалификация участника закупки:

- опыт;

- обеспеченность материально-техническими ресурсами;

- обеспеченность кадровыми ресурсами;

- степень внедрения действующей системы менеджмента качества.

При закупках по 223-ФЗ требование к участникам «опыт работы не менее N лет» может быть признано необоснованным ограничением конкуренции. В Постановлении Шестого арбитражного аппеляционного суда №06АП-5029/2013 от 17.10.2013 написано, что установление срока опыта работы 3 года является ограничением конкуренции, поскольку эти действия не только ограничивают, но и пресекают выход на рынок вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами.

В связи с этим рекомендация следующая: устанавливайте срок опыта в качестве критерия оценки, а не критерия допуска.

 

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

6.3. Аукцион

Аукцион является торговым способом закупки. Порядок проведения аукциона устанавливается заказчиком в положении о закупке самостоятельно.

Рассмотрим два наиболее распространенных типа аукционов.

Первый тип аукциона – простой, или базовый. Это аукцион с проведением торгов после рассмотрения заявок. В данной ситуации участники подают заявки, состав которых заказчик определяет в документации.

После окончания приема заявок заказчик рассматривает заявки участников. Заказчик заранее имеет доступ ко всей информации, которую он затребовал у участников – как к описанию предмета закупки (товар, работа, услуга), так и к данным об участнике (учредительные документы и др.). Далее проходит процесс рассмотрения всех заявок заказчиком. Заказчик публикует протокол по итогам рассмотрения заявок. Сколько будет протоколов и какие именно протоколы будут публиковаться со стороны заказчика, также прописывается в положении о закупке.

В назначенный день допущенные участники принимают участие непосредственно в торгах.

Торги являются последним этапом такого аукциона.

В 223-ФЗ есть определение аукциона, в котором указано, что аукцион может снижаться до нуля, а затем опять идти на повышение. В положении о закупке данный пункт также нужно предусмотреть.

Если заказчик только начинает работать по 223-ФЗ, то, вероятно, имеет смысл выбрать именно этот аукцион в силу его простоты.

Более сложным аукционом, но более прозрачным и эффективным, считается другой тип аукциона, при котором участники подают заявку в 2-х частях. Торг проводится после рассмотрения первых частей заявок.

Участники подают заявки единовременно в двух частях, но заказчику две части заявки открываются последовательно – сначала первая часть, затем – вторая. Состав каждой части заказчик определяет в документации. Такой аукцион можно проводить только в электронной форме, поскольку именно электронная площадка сможет гарантировать заказчику анонимность участников.

После окончания приема заявок заказчик рассматривает первые части заявок участников (обычно они содержат технические характеристики предмета закупки, и не содержат информацию об участниках). Заказчик имеет возможность обезличено оценить, устраивает ли его предложение каждого участника. Поставщики в торгах участвуют под номерами, их названия скрыты. По результатам торгов предложения участников ранжируются по порядку от наименьшей предложенной цены.

После этого заказчик рассматривает вторые части заявок (обычно они содержат информацию об участниках: учредительные документы, сертификаты, лицензии и пр.)

Заказчик также имеет право отклонить несоответствующих участников по второй части заявки.

Победителем объявляется участник, допущенный по результатам рассмотрения вторых частей заявок и предложивший наиболее низкую цену договора (или наиболее высокую, если аукцион перешел через ноль и пошел на повышение).

Шаг и время аукциона

Шаг аукциона прописывается в положении о закупках и затем указывается в документации.

Шаг аукциона может быть:

А) Фиксированный. Примеры: 1000 рублей, 5% от НМЦ (начальная минимальная цена).

Б) Плавающий. Пример: от 0,5% до 5% от НМЦ. Наиболее популярный и доказавший свою эффективность шаг. Заказчик ограничивает процентами, либо фиксированными суммами ценовой диапазон, в котором участники могут делать свои предложения.

В) С понижением шага при отсутствии предложений. Пример: шаг 5%, если участники не сделали ставку, шаг снижается на 0,5%. Наиболее популярный в бумажных аукционах – неэлектронных.

Г) Произвольное число (не рекомендуется, участники могут снижать цену на 1 копейку и затягивать аукцион).

В настоящее время хорошо себя зарекомендовали аукционы в электронной форме с использованием плавающего шага.

Время аукциона также прописывается заказчиком в положении о закупке и документации.

• Фиксированное время начала и окончания торгов (например, с 9:00 до 13:00) Не рекомендуется, потому что участники могут не успеть завершить торги до указанного времени окончания аукциона.

• Торги с продлением от последней ставки (например, указывается время начала аукциона 9:00 и продление времени аукциона на 30 минут с момента подачи последней ставки. При этом, если никто не сделает ставку во время 30 минут, аукцион объявляется завершенным).

В положении о закупке необходимо указать, в какой форме может проводиться аукцион: в обычной («бумажной»), в электронной, либо в той и другой, и указать условия для применения той или иной формы.

Аукцион может быть открытым и закрытым.

Победитель аукциона

Согласно п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона №223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе – лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Отказ от проведения аукциона

Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней, от аукциона – за 3 дня до даты его проведения.

В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.

Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Рекомендуется в положение о закупке и в извещение включать следующую формулировку: «Заказчик вправе отказаться от проведения аукциона в любое время до выбора победителя аукциона. Извещение об отказе от проведения аукциона размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения аукциона».

Заключение договора

По результатам процедуры аукциона заказчик обязан заключить договор с победителем.

Согласно ст. 448 ГК РФ в случае уклонения заказчика от подписания договора поставщик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.

Согласно ст. 448 ГК РФ если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

 

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!



6.4. Запрос цен (запрос котировок)

При необходимости удовлетворения потребностей в конкретных товарах, работах, услугах заказчик вправе использовать такой способ закупки, как запрос котировок. Многие заказчики его также называют «запрос цен».

Запрос цен может проводиться в электронной или не в электронной форме; может быть открытым и закрытым; с переторжкой или без нее. В исключительных случаях запрос цен может быть с проведением предварительного отбора участников закупки и выбором нескольких победителей.

Определение запроса котировок должно содержаться в положении о закупке. Можно использовать следующий вариант: «Под запросом котировок следует понимать конкурентный способ проведения закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок; победителем в проведении запроса котировок признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора». Все условия применения запроса котировок обуславливается Законом №223-ФЗ и положением о закупке, в котором желательно устанавливать определенный ценовой порог, при котором используется данный способ закупки.

Заказчик формирует требования к закупаемым товарам, работам, услугам по техническим, потребительским или другим характеристикам (например, качество товара подтвердить соответствующим сертификатом или паспортом качества и др.), устанавливает начальную (максимальную) цену договора, требования к участникам (например, участник закупки должен обладать необходимыми лицензиями, не находиться в процессе ликвидации или быть признанным банкротом, не находиться в реестре недобросовестных поставщиков и др.,), требования по обеспечению заявки (по необходимости, если это прописано в положении о закупке).

Заказчик формирует извещение, документацию, проект договора, подлежащие размещению на официальном сайте (в единой информационной системе).

Извещение, документация о закупке, проект договора формируются в соответствии со ст.9, ст.10 Закона №223-ФЗ и ПП РФ №908, где указано, какие именно сведения должно содержать извещение, документация закупки и порядок размещения данной информации на официальном сайте.

Заказчик в закупочной документации также указывает, что он имеет право отказаться от запроса котировок в любое время, это же условие должно быть и в положении о закупке. Рекомендуется указать, что данная закупочная процедура не является торгами по законодательству РФ, и заключение договора – это право, а не обязанность заказчика.

Вместе с извещением, закупочной документацией на официальном сайте публикуется также проект договора, созданный заказчиком. На его основе в последующим будет заключен договор с победителем процедуры.

Закон №223-ФЗ не регламентирует срок размещения заказчиком извещения о проведении запроса котировок, он должен быть указан в положении о закупке и закупочной документации (как правило, не менее чем за 5 – 10 дней до окончания срока подачи заявок). Заказчик должен указать планируемые даты публикации, дату и время окончания подачи приема заявок, дату и время рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также место рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Прием заявок на участие в запросе котировок

После того как опубликуются сведения, закупка переходит на этап подачи заявок.

В течение установленного срока заказчик принимает заявки участников, подготовленные и поданные в соответствии с порядком, требованиями, условиями, установленными в закупочной документации. Заказчик регистрирует поданные заявки в журнале регистрации заявок. Форма заявок устанавливается в закупочной документации.

Участник вправе отозвать, изменить ранее поданную заявку в любое время до даты и времени окончания срока подачи заявок в порядке, установленном закупочной документацией и положением о закупках (например, участник допустил ошибку при заполнении заявки или приложил не все необходимые документы и т.д.).

Заказчик может вносить изменения в закупочную документацию запроса котировок по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника, а также предоставлять разъяснения (в ответе на запрос не указывается участник, подавший запрос на разъяснение), направленные участником закупки, в порядке, установленном положением о закупках заказчика, и в соответствии с ПП РФ №908. Изменение предмета закупки не допускается. В ЕИС публикуется не только измененная документация о закупке, но и файл с перечнем изменений, внесенных в нее.

Согласно Закону №223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Оценка заявок

После окончания срока подачи заявок закупка переходит на этап работы комиссии. На данном этапе заказчик осуществляет оценку заявок, проверяет заявки на соответствие требованиям закупочной документации (наличие всех необходимых документов в составе заявки) и технического задания, по главному критерию запроса котировок (цене) определяет победителя. Закупочная комиссия (если создается) и ее состав должны быть утверждены соответствующим распорядительным актом руководителя организации. Формируются протокол вскрытия конвертов (дата, место составления протокола, организатор закупки, состав комиссии, сведения о лоте, участники, подавшие заявки, время когда они были поданы, решение комиссии о допуске к рассмотрению и оценке заявок), протокол рассмотрения и оценки заявок (помимо даты, места составления протокола, организатора закупки, состава комиссии, сведений о лоте, указывается критерий оценки –цена и соответствующий результат такой оценки, протокол подведения итогов). Также помимо общих сведений о закупочной процедуре указываются итоги запроса котировок, победитель и те условия, на которых будет заключен договор.

Возможен вариант, когда заказчиком формируется один протокол, в котором указывается вся информация о проведенной закупке. Заказчик формирует на официальном сайте вид протокола в соответствии с положением о закупке, например, «протокол вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и подведения итогов рассмотрения заявок», и размещает протокол ( в соответствии с ПП РФ №908).

В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

6.5. Запрос предложений

Запрос предложений заказчики обычно проводят в том случае, если необходимо оценить заявки участников по нескольким критериям, а конкурс проводить нецелесообразно.

Алгоритм проведения запроса предложений, как правило, совпадает с алгоритмом проведения конкурса. При этом минимальный срок приема заявок в запросе предложений законодательно не установлен и должен быть определен в положении о закупке.

Как правило, заказчики отводят 7 – 10 дней на прием заявок на участие в запросе предложений.

Мы рекомендуем применять, помимо прочих способов, запрос предложений в электронной форме.

Поскольку проведение запроса предложений не регламентировано ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом №223-ФЗ, заказчику необходимо дать ему определение в положении о закупке.

Например, можно включить следующую формулировку: «Запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке».

Хотя Закон №223-ФЗ не требует от заказчиков обязательного создания комиссии по закупкам, при проведении запроса предложений такую комиссию имеет смысл создавать для оценки предложений участников в соответствии с документацией.

6.6. Закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:

• направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);

• принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Случаи и ценовые пороги осуществления прямых закупок устанавливаются заказчиком в положении о закупке.

Приводим возможный перечень случаев осуществления прямой закупки, который может быть скорректирован заказчиком в соответствии со спецификой его хозяйственной деятельности.

1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции – она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик может ограничить общий объем закупок по данному основанию.

2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:

- наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ);

- какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции, либо осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведение конкурентных процедур является нецелесообразным.

Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Академия OTC.RU

Найдите ответы на ваши вопросы о закупках и участии в них

Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:

  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо поставщика, определяет, что у того же поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика;
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
  • Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
  • Осуществляется закупка на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
  • Закупка осуществляется для приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
  • Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
  • Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами), в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
  • Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
  • При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
  • Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий.

 

Важно помнить!

Устанавливая в положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя нарушать принципы Закона №223-ФЗ. Любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ).

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных положением о закупке, на сумму, не превышающую 100 / 500 тыс. рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе извещение и документацию.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных положением о закупке, на сумму, превышающую 100 / 500 тыс. рублей, заказчик должен разработать и разместить в единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона.

Вернуться в раздел "О книге"