Закупка запасных частей автомобилей по правилам Закона № 223-ФЗ

 

Автор: Д. Казанцев
20.07.2015


Закупка запчастей – актуальный вопрос для каждой организации, на балансе которой есть автотранспорт. Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, должны быть при этом особенно внимательны, поскольку для них такая закупка подразумевает три дополнительных вопроса: формулировка предмета закупки, точное определение способа и формы закупки и установление объёма закупки.

Что закупаем?

Если на повестке дня стоит приобретение одной отдельно взятой детали или набора таких деталей, то с предметом закупки всё более или менее ясно – это товар определённого наименования с определёнными техническими характеристиками.

Но как правило запчасти фигурируют в составе более сложных контрактов. Так, заключаются договоры на техобслуживание автомобилей, которые помимо поставки нужных деталей подразумевают и работы по их установке. В эти же договоры может быть включено условие об оказании услуг по диагностике неполадок. В этом случае формулировка предмета закупки будет отталкиваться не от описания запчастей, подлежащих установке, а от описания того автомобиля, техобслуживание которого является предметом договора.

Проще говоря, перечень деталей в договоре техобслуживания автомобилей можно не приводить вовсе, и это не будет нарушением требований Закона № 223-ФЗ – при условии, что в закупочной документации и в проекте договора, в частности, точно описан автомобиль, который подлежит техобслуживанию, и перечень работ и услуг, входящих в это самое техническое обслуживание. Если же эти требования сформулированы расплывчато и неопределённо, то заказчику может быть вменено нарушение антимонопольного законодательства: жалобщик будет убеждать антимонопольную службу, что если бы требования были точны, то в этой закупке смог бы поучаствовать более широкий круг потенциальных поставщиков.

При этом в отличие от госзаказчика, субъект Закона № 223-ФЗ не связан ограничением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а значит он может указывать определенный товарный знак (марку) закупаемых деталей даже без обоснования их совместимости. Для заказчика, работающего по Закону № 223-ФЗ, указание на марку не считается необоснованным ограничением конкуренции – такое ограничение обосновано технологическими потребностями данного заказчика, и этого вполне достаточно, чтобы соответствовать норме п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Первоначально Антимонопольная служба была против такого подхода, требуя оговорку об аналоге в закупочной документации по аналогии с системой госзаказа. Однако начиная с 2013 года заказчикам удаётся отстоять в суде своё право на указание марки. По мнению суда, Закон № 223-ФЗ не содержит прямого запрета на указание в документации о закупке на товарные знаки или наименование производителя, и таким указанием заказчик предъявляет ограничительное требование не к участникам закупки, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки, и такая возможность предусмотрена для неограниченного числа поставщиков (эта позиция сформулирована, в частности, в постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП - 213/2013-АК от 12.02.2013 и № 17АП-1205/2013-АК от 01.03.2013).


Корпоративное обучение закупкам

Удобно. Понятно. Эффективно.



Закупка в электронной форме

Если при установлении требований к закупаемой продукции и участникам заказчик ограничен нормами антимонопольного законодательства, то при выборе способа проведения закупки запчастей он пока что ограничен лишь нормами собственного положения о закупках. При этом не стоит игнорировать нормы Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 – даже если закупка позиционируется как заключение договора на выполнение работ или услуг по техническому обслуживанию автомобилей, наличие в рамках такого техобслуживания поставки деталей и принадлежностей автомобиля автоматически относит такую закупку к перечню товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Можно, конечно, оспаривать распространение этой нормы на договор техобслуживания, но едва ли в этом случае помогут доводы о том, что закупаются не только запчасти – в данном случае важно, что и они закупаются тоже.

В этой ситуации заказчику нужно лишь не забывать о том, что способ закупки выбирает он сам согласно своему положению о закупках. Ведь Постановление № 616 требует от заказчика закупать детали автомобиля посредством электронных закупок, однако такой закупкой не обязан быть электронный аукцион. Тем более если предметом закупки является не отдельная деталь, а именно техобслуживание, то заказчику целесообразно выбрать в качестве способа закупки электронный запрос предложений, который можно провести оперативно, но при этом сравнить не только цены, но и качество работ потенциальных поставщиков. Даже Антимонопольная служба признаёт, что Закон № 223-ФЗ не устанавливает минимальных сроков публикации извещения о проведении закупки с использованием неторговых способов (запроса цен, запроса предложений и т.п.) – это подтверждено, например, решением Санкт-Петербургского УФАС по делу № Т12-43/13 от 28.03.2013.

Выбирая способ закупки, заказчик должен представлять, по какому принципу он будет в итоге определять победителя. При проведении аукциона или запроса котировок единственным критерием выбора победителя будет являться цена: за деталь, за партию деталей или за техобслуживание автомобиля, в зависимости от того, что определено в качестве предмета закупки. Если заказчик рискнул выбрать именно такой способ, то необходимо максимально подробно описать требования к детали или перечень работ, причём с детализацией того, что именно подразумевает каждый пункт этого перечня. Если такие требования будут сформулированы недостаточно точно, то недобросовестный поставщик сможет демпинговать, просто выискивая в закупочной документации «лазейки», позволяющие ему сэкономить на качестве (за время действия ушедшего в историю Закона № 94-ФЗ эта схема была многократно отработана). При этом если заказчик допустит в формулировке подробных требований субъективизм, то он рискует быть обвинённым в «заточке» документации под конкретного поставщика.

Проведение закупки с помощью конкурса или запроса предложений позволяет ориентироваться не только на цены потенциальных поставщиков, но и на качество запчастей или работ. Здесь уже важно не столько сформулировать исчерпывающие требования к качеству, сколько определить критерии и порядок сопоставления предложений потенциальных поставщиков. Для этого заказчику сперва нужно будет установить те ключевые аспекты, по которым будет проводиться сравнение: гарантийный срок службы детали, страна её производства, скорость выполнения ремонта и готовность гарантировать длительную работу отремонтированного узла автомобиля. Цена в этих критериях может вообще не фигурировать – в этом случае начальная цена будет указывать лишь предельный лимит финансирования, заложенный заказчиком на годовое техобслуживание автомобиля, о чём подробнее будет сказано ниже. Установив критерии сравнения, заказчик должен определить удельный вес каждого из них и порядок присвоения баллов при оценке критерия (например, за гарантию в полгода может присваиваться 1 балл, за годовую гарантию – 5 баллов и т.д.). Участник закупки, набравший наибольшее суммарное количество баллов, становится победителем. Разумеется, критерии и порядок оценки в обязательном порядке указываются в закупочной документации (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Очевидно, что многокритериальное сравнение больше подходит для закупки техобслуживания, а сравнение по цене – для закупки типовых запчастей (торговаться поставщики будут за цену отельной запчасти или за цену всей партии в зависимости от того, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции). И в первом, и во втором случае заказчик помимо порядка оценки заявки (по цене или по совокупности критериев) устанавливает и требования к самим поставщикам, дабы в заявке не участвовали те из них, которые этим требованиям не соответствуют. И вновь не лишне будет напомнить о том, что требования эти не должны необоснованно ограничивать конкуренцию, а должны быть направлены лишь на обеспечение эффективности закупки и на то, чтобы её победителем стал лучший из участников.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!



Сколько вешать точно?

Как правило, техобслуживание автомобиля «съедает» более 100 тыс. рублей не только за год, но даже за несколько месяцев. Это означает, что независимо от способа закупки, даже если это закупка у единственного поставщика, заказчик всё равно обязан публиковать сведения о такой закупке согласно требованиям ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, при закупке запчастей необходимо опубликовать соответствующую строчку в плане закупок, извещение о закупке и закупочную документацию.

При заполнении этих документов неизбежно встаёт вопрос: как правильно сформулировать предмет, а тем более объём закупки, если заранее неизвестно, что сломается и сколько всего потребуется для устранения поломки?

С планом особых проблем не возникает: и в отношении объёма, и в отношении начальной (максимальной) цены согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 можно указывать не точную цифру, а лишь сведения. Сведениями, в частности, являются и слова «в зависимости от возникновения потребностей», «по факту поломки» и т.п. В плане требуется указать ещё месяц и год исполнения договора – но даже если договор техобслуживания заключается на весь год, то в качестве месяца вполне допустимо указать декабрь (последний месяц действия договора), поскольку именно в этом месяце данный договор будет считаться окончательно исполненным.

Сложнее обстоит дело с надлежащей формулировкой извещения о закупке запчастей и закупочной документации, ведь в обоих документах необходимо указывать уже точной объём закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Как указать этот объём, если он заранее неизвестен и вообще зависит исключительно от событий, которые ещё только должны произойти после заключения самого договора? На нормы новой статьи 429.1 Гражданского кодекса РФ о рамочном договоре в этом случае сослаться не получится, поскольку Закон № 223-ФЗ является специальным законом по отношению к Гражданскому кодексу и может конкретизировать его требования – вот он и конкретизирует, обязывая заказчика заранее опубликовать объём нужной ему продукции.

И всё же к конструкции рамочного договора прибегнуть придётся, только сделать это необходимо так, чтобы не войти в прямое противоречие с императивными требованиями Закона № 223-ФЗ (а требование об указании объёма именно оперативно, и нормой положения о закупках его отменить нельзя). Опытные заказчики в этом случае указывают предельный, максимально возможный объём продукции, которая может потребоваться по данному договору – и одновременно в проект договора включаются условия о том, что во-первых отдельные поставки в рамках этого объёма осуществляются исключительно по заявкам заказчика, а во-вторых договор прекращает своё действие после наступления определённой даты без взаимных претензий, даже если предельный объём заказчиком не выбран. Или пролонгируется, но на тех же условиях: поставка по заявке и возможность завершения до полного исчерпания.

Отдельные заявки во исполнение такого рамочного соглашения обособленными закупками не считаются именно потому, что при проведении закупки на заключение этого рамочного соглашения были указаны все сведения, предусмотренные ст. 4 Закона № 223-ФЗ. А вот если реально выбранный объём не совпадёт с предельным, указанным в закупочной документации, – а на практике чаще всего именно так и происходит, – то важно не забыть опубликовать соответствующие сведения на официальном сайте www/zakupki.gov.ru. Соблюдение этого нехитрого требования ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ делает изменение объёма закупки абсолютно легальным. Кстати, изменение это может быть не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения, если реальные поломки вдруг превысили все прогнозируемые уровни.

И, наконец, возвращаясь к деталям автомобилей, что лучше указывать в таких квазирамочных контрактах в качестве предельных объёмов? Это зависит, как было сказано в самом начале статьи, от того, что именно указано в качестве предмета закупки. Если закупаются лишь отдельные запчасти, которые потом будут устанавливаться сотрудниками заказчика, то в закупочной документации и спецификации целесообразно перечислить весь спектр деталей, которые могут понадобиться в течение срока действия договора, и указать предельный объём потребностей в каждой разновидности деталей. Разбивать закупку на отдельные лоты по каждому виду деталей, разумеется, не стоит, а вот включить в договор условие о возможности подачи заказчиком заявки на поставку лишь отдельных наименований из спецификации нужно обязательно.

Если же предметом закупки всё же является именно техническое обслуживание автомобилей, то при описании объёма закупки нужно будет указать технические характеристики каждого автомобиля, их количество, весь спектр работ, который теоретически может понадобиться при их поломке, а также требования к деталям, которые будут использоваться при выполнении таких работ. В этом случае именно объём работ будет объёмом закупки, но, как и в случае с товаром, необходимо предусмотреть условие о возможности подачи заявки лишь на отдельные позиции из предусмотренного в договоре перечня работ.

Хотя при формулировке сведений о начальной (максимальной) цене можно ограничиться фразой «начальная (максимальная) цена не определена», любой заказчик вправе указать её точное значение. И в этом случае крайне важно, чтобы это значение соответствовало тому, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции – отдельную деталь, партию таких деталей или техобслуживание конкретного автомобиля? Если заказчик указывает начальную (максимальную) цену за отдельную деталь, то ему придётся разбивать закупку на лоты, дабы в каждом из них указать ту начальную цену, которая соответствует данной разновидности детали. Если закупается партия различных деталей, то достаточно будет указать начальную цену именно за партию, а уже в документации при необходимости указать предельные значения цен за единицу тех или иных деталей, в эту партию входящих. Если же единицей закупаемой продукции является техобслуживание одного автомобиля, то в качестве начальной (максимальной) цены логичнее всего указать предельный лимит, установленный на годовое ТО данного автомобиля: этот лимит и будет служить пределом исчерпания квазирамочного договора, который будет подписан по итогам такой закупки.

Корпоративное обучение закупкам

Удобно. Понятно. Эффективно.



Закупка в электронной форме

Если при установлении требований к закупаемой продукции и участникам заказчик ограничен нормами антимонопольного законодательства, то при выборе способа проведения закупки запчастей он пока что ограничен лишь нормами собственного положения о закупках. При этом не стоит игнорировать нормы Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 – даже если закупка позиционируется как заключение договора на выполнение работ или услуг по техническому обслуживанию автомобилей, наличие в рамках такого техобслуживания поставки деталей и принадлежностей автомобиля автоматически относит такую закупку к перечню товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Можно, конечно, оспаривать распространение этой нормы на договор техобслуживания, но едва ли в этом случае помогут доводы о том, что закупаются не только запчасти – в данном случае важно, что и они закупаются тоже.

В этой ситуации заказчику нужно лишь не забывать о том, что способ закупки выбирает он сам согласно своему положению о закупках. Ведь Постановление № 616 требует от заказчика закупать детали автомобиля посредством электронных закупок, однако такой закупкой не обязан быть электронный аукцион. Тем более если предметом закупки является не отдельная деталь, а именно техобслуживание, то заказчику целесообразно выбрать в качестве способа закупки электронный запрос предложений, который можно провести оперативно, но при этом сравнить не только цены, но и качество работ потенциальных поставщиков. Даже Антимонопольная служба признаёт, что Закон № 223-ФЗ не устанавливает минимальных сроков публикации извещения о проведении закупки с использованием неторговых способов (запроса цен, запроса предложений и т.п.) – это подтверждено, например, решением Санкт-Петербургского УФАС по делу № Т12-43/13 от 28.03.2013.

Выбирая способ закупки, заказчик должен представлять, по какому принципу он будет в итоге определять победителя. При проведении аукциона или запроса котировок единственным критерием выбора победителя будет являться цена: за деталь, за партию деталей или за техобслуживание автомобиля, в зависимости от того, что определено в качестве предмета закупки. Если заказчик рискнул выбрать именно такой способ, то необходимо максимально подробно описать требования к детали или перечень работ, причём с детализацией того, что именно подразумевает каждый пункт этого перечня. Если такие требования будут сформулированы недостаточно точно, то недобросовестный поставщик сможет демпинговать, просто выискивая в закупочной документации «лазейки», позволяющие ему сэкономить на качестве (за время действия ушедшего в историю Закона № 94-ФЗ эта схема была многократно отработана). При этом если заказчик допустит в формулировке подробных требований субъективизм, то он рискует быть обвинённым в «заточке» документации под конкретного поставщика.

Проведение закупки с помощью конкурса или запроса предложений позволяет ориентироваться не только на цены потенциальных поставщиков, но и на качество запчастей или работ. Здесь уже важно не столько сформулировать исчерпывающие требования к качеству, сколько определить критерии и порядок сопоставления предложений потенциальных поставщиков. Для этого заказчику сперва нужно будет установить те ключевые аспекты, по которым будет проводиться сравнение: гарантийный срок службы детали, страна её производства, скорость выполнения ремонта и готовность гарантировать длительную работу отремонтированного узла автомобиля. Цена в этих критериях может вообще не фигурировать – в этом случае начальная цена будет указывать лишь предельный лимит финансирования, заложенный заказчиком на годовое техобслуживание автомобиля, о чём подробнее будет сказано ниже. Установив критерии сравнения, заказчик должен определить удельный вес каждого из них и порядок присвоения баллов при оценке критерия (например, за гарантию в полгода может присваиваться 1 балл, за годовую гарантию – 5 баллов и т.д.). Участник закупки, набравший наибольшее суммарное количество баллов, становится победителем. Разумеется, критерии и порядок оценки в обязательном порядке указываются в закупочной документации (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Очевидно, что многокритериальное сравнение больше подходит для закупки техобслуживания, а сравнение по цене – для закупки типовых запчастей (торговаться поставщики будут за цену отельной запчасти или за цену всей партии в зависимости от того, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции). И в первом, и во втором случае заказчик помимо порядка оценки заявки (по цене или по совокупности критериев) устанавливает и требования к самим поставщикам, дабы в заявке не участвовали те из них, которые этим требованиям не соответствуют. И вновь не лишне будет напомнить о том, что требования эти не должны необоснованно ограничивать конкуренцию, а должны быть направлены лишь на обеспечение эффективности закупки и на то, чтобы её победителем стал лучший из участников.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!



Сколько вешать точно?

Как правило, техобслуживание автомобиля «съедает» более 100 тыс. рублей не только за год, но даже за несколько месяцев. Это означает, что независимо от способа закупки, даже если это закупка у единственного поставщика, заказчик всё равно обязан публиковать сведения о такой закупке согласно требованиям ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, при закупке запчастей необходимо опубликовать соответствующую строчку в плане закупок, извещение о закупке и закупочную документацию.

При заполнении этих документов неизбежно встаёт вопрос: как правильно сформулировать предмет, а тем более объём закупки, если заранее неизвестно, что сломается и сколько всего потребуется для устранения поломки?

С планом особых проблем не возникает: и в отношении объёма, и в отношении начальной (максимальной) цены согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 можно указывать не точную цифру, а лишь сведения. Сведениями, в частности, являются и слова «в зависимости от возникновения потребностей», «по факту поломки» и т.п. В плане требуется указать ещё месяц и год исполнения договора – но даже если договор техобслуживания заключается на весь год, то в качестве месяца вполне допустимо указать декабрь (последний месяц действия договора), поскольку именно в этом месяце данный договор будет считаться окончательно исполненным.

Сложнее обстоит дело с надлежащей формулировкой извещения о закупке запчастей и закупочной документации, ведь в обоих документах необходимо указывать уже точной объём закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Как указать этот объём, если он заранее неизвестен и вообще зависит исключительно от событий, которые ещё только должны произойти после заключения самого договора? На нормы новой статьи 429.1 Гражданского кодекса РФ о рамочном договоре в этом случае сослаться не получится, поскольку Закон № 223-ФЗ является специальным законом по отношению к Гражданскому кодексу и может конкретизировать его требования – вот он и конкретизирует, обязывая заказчика заранее опубликовать объём нужной ему продукции.

И всё же к конструкции рамочного договора прибегнуть придётся, только сделать это необходимо так, чтобы не войти в прямое противоречие с императивными требованиями Закона № 223-ФЗ (а требование об указании объёма именно оперативно, и нормой положения о закупках его отменить нельзя). Опытные заказчики в этом случае указывают предельный, максимально возможный объём продукции, которая может потребоваться по данному договору – и одновременно в проект договора включаются условия о том, что во-первых отдельные поставки в рамках этого объёма осуществляются исключительно по заявкам заказчика, а во-вторых договор прекращает своё действие после наступления определённой даты без взаимных претензий, даже если предельный объём заказчиком не выбран. Или пролонгируется, но на тех же условиях: поставка по заявке и возможность завершения до полного исчерпания.

Отдельные заявки во исполнение такого рамочного соглашения обособленными закупками не считаются именно потому, что при проведении закупки на заключение этого рамочного соглашения были указаны все сведения, предусмотренные ст. 4 Закона № 223-ФЗ. А вот если реально выбранный объём не совпадёт с предельным, указанным в закупочной документации, – а на практике чаще всего именно так и происходит, – то важно не забыть опубликовать соответствующие сведения на официальном сайте www/zakupki.gov.ru. Соблюдение этого нехитрого требования ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ делает изменение объёма закупки абсолютно легальным. Кстати, изменение это может быть не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения, если реальные поломки вдруг превысили все прогнозируемые уровни.

И, наконец, возвращаясь к деталям автомобилей, что лучше указывать в таких квазирамочных контрактах в качестве предельных объёмов? Это зависит, как было сказано в самом начале статьи, от того, что именно указано в качестве предмета закупки. Если закупаются лишь отдельные запчасти, которые потом будут устанавливаться сотрудниками заказчика, то в закупочной документации и спецификации целесообразно перечислить весь спектр деталей, которые могут понадобиться в течение срока действия договора, и указать предельный объём потребностей в каждой разновидности деталей. Разбивать закупку на отдельные лоты по каждому виду деталей, разумеется, не стоит, а вот включить в договор условие о возможности подачи заказчиком заявки на поставку лишь отдельных наименований из спецификации нужно обязательно.

Если же предметом закупки всё же является именно техническое обслуживание автомобилей, то при описании объёма закупки нужно будет указать технические характеристики каждого автомобиля, их количество, весь спектр работ, который теоретически может понадобиться при их поломке, а также требования к деталям, которые будут использоваться при выполнении таких работ. В этом случае именно объём работ будет объёмом закупки, но, как и в случае с товаром, необходимо предусмотреть условие о возможности подачи заявки лишь на отдельные позиции из предусмотренного в договоре перечня работ.

Хотя при формулировке сведений о начальной (максимальной) цене можно ограничиться фразой «начальная (максимальная) цена не определена», любой заказчик вправе указать её точное значение. И в этом случае крайне важно, чтобы это значение соответствовало тому, что заказчик определил в качестве единицы закупаемой продукции – отдельную деталь, партию таких деталей или техобслуживание конкретного автомобиля? Если заказчик указывает начальную (максимальную) цену за отдельную деталь, то ему придётся разбивать закупку на лоты, дабы в каждом из них указать ту начальную цену, которая соответствует данной разновидности детали. Если закупается партия различных деталей, то достаточно будет указать начальную цену именно за партию, а уже в документации при необходимости указать предельные значения цен за единицу тех или иных деталей, в эту партию входящих. Если же единицей закупаемой продукции является техобслуживание одного автомобиля, то в качестве начальной (максимальной) цены логичнее всего указать предельный лимит, установленный на годовое ТО данного автомобиля: этот лимит и будет служить пределом исчерпания квазирамочного договора, который будет подписан по итогам такой закупки.