Группа электронных площадок

Закупка юридических услуг согласно 223-ФЗ

 

29.01.2015

 

Залог успешной деятельности предприятий – квалифицированная правовая помощь, которая способна предотвратить возникновение многих проблем в дальнейшем. В настоящее время большой популярностью пользуются услуги юридического обслуживания организаций, которые за определенную плату получают постоянное правовое сопровождение их деятельности. Учитывая тот факт, что разовые юридические услуги обходятся недешево, в некоторых случаях для постоянного сотрудничества компании гораздо эффективнее заключить договор на определенный срок (в зависимости от конкретных потребностей).

Перечень оказываемых юридических услуг достаточно велик: от правового обслуживания организаций и регистрации сделок с недвижимостью до защиты прав в судебных и государственных органах. Заказчик прибегает к закупке юридических услуг, если в штате нет юриста, либо увеличился объем работ или возникла потребность в специальных юридических познаниях в конкретной сфере, в юридическом сопровождении проекта и пр.

В положении о закупке помимо конкурса и аукциона могут быть указаны иные способы закупки. При этом необходимо установить в положении порядок закупки указанными способами. Также 223-ФЗ предусмотрел такой неконкурентный способ, как закупка у единственного источника (далее – закупка у ЕИ). Законодатель не устанавливает определенных требований к закупке у ЕИ, также в законе ничего не говорится о случаях, когда заказчик вправе прибегать к такому способу. То есть в своем положении о закупке заказчик устанавливает на свое усмотрение все случаи таких закупок. Анализируя ООС (ЕИС), можно сделать вывод о том, что немало заказчиков прибегают к закупке юридических услуг именно у ЕИ.

Однако для того, чтобы выбрать надежного партнера на рынке юридических услуг и заключить договор на наиболее приемлемых условиях, заказчику следует провести конкурентную закупочную процедуру, чтобы сравнить предложения участников с учетом собственных заявленных условий, указанных в закупочной документации. Проведение закупочных процедур требует от заказчика определенных усилий и времени, особенно когда закупки проводятся в «бумажной» форме. Чтобы облегчить данный процесс, многие заказчики осуществляют закупки на электронных торговых площадках, где весь документооборот проходит в электронной форме. Именно такой способ проведения закупок позволяет заказчику получить наибольшее количество предложений, поскольку не всегда участники могут вовремя подать заявки на участие (например, при отправке почтой конверта). Пройдя аккредитацию на ОТC.RU, потенциальные поставщики юридических услуг смогут направить свое предложение заказчику, не покидая офиса.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!

Одним из принципов проведения закупок в электронной форме является соблюдение конфиденциальности направляемых участниками закупок сведений. Осуществление таких закупок обеспечивают операторы электронных площадок, которые своевременно и в полном объеме, соблюдая конфиденциальность заявок, осуществляют обмен документами между заказчиком и участниками закупки. Для повышения прозрачности и гласности закупочного процесса заказчикам целесообразно проводить закупки с помощью надежной электронной площадки.

Требования к участникам

В закупочной документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (ст. 4 закона №223-ФЗ). При составлении закупочной документации заказчику не следует забывать, что чрезмерно высокие требования могут привести к ограничению конкуренции, т.е. к нарушению антимонопольного законодательства.

Например, участники закупки должны:

  • не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) (для юридических и физических лиц);
  • не являться лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которого приостановлена по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
  • не иметь неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и не иметь задолженности по уплате обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды и др.

Заказчик вправе указать пункты о наличии у участника трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для оказания правовых услуг, положительного опыта предоставления аналогичных услуг.

При этом организатор закупки должен не забыть прописать перечень документов, которые необходимо предоставить участникам, чтобы подтвердить свое соответствие установленным требованиям (например, копии дипломов, подтверждающих наличие высшего юридического образования, отзывы других заказчиков и др.).

Одним из способов, которые заказчик вправе применить в ходе осуществления своей закупочной деятельности в целях защиты от недобросовестных участников, является установление обеспечения заявки на участие в закупке (223-ФЗ не содержит положений, которые регламентировали бы сроки, порядок предоставления поставщиком обеспечения на участие в закупке).

При этом целесообразно исходить из того, что:

  • срок обеспечения заявки не должен превышать срока проведения закупки;
  • размер обеспечения заявки должен быть соразмерен и сопоставим с закупаемым товаром (услугой) и НМЦ договора;
  • способ предоставления обеспечения заявки не приведет к ограничению, недопущению конкуренции среди потенциальных исполнителей.

В положении о закупке и закупочной документации следует указать случаи удержания представленного обеспечения заявки (например, при уклонении участника от подписания договора).

Техническое задание

В соответствии с 223-ФЗ в документации должны содержаться требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

При установлении таких требований заказчику следует учитывать, что они не должны приводить к неоправданному ограничению числа потенциальных участников закупки.

Условия осуществления юридических услуг для нужд заказчика должны быть отображены в техническом задании таким образом, чтобы, изучив его, участники закупки смогли понять, что именно хочет заказчик получить от исполнителя. При возникновении спорных вопросов участники закупки могут направить запрос разъяснения закупочной документации во избежание неправильного понимания потребностей заказчика. От того, насколько точно будет составлено техническое задание, зависит результат оказываемых услуг в дальнейшем (к примеру, если заказчику необходимо обеспечить юридическое сопровождение в конкретном проекте, требующем специальных узких познаний в области права, ему следует указать это в техническом задании).

Участник закупочной процедуры, изучив техническое задание, сможет объективно оценить свои силы, поскольку в случае невыполнения поставленных целей исполнитель рискует подорвать свою деловую репутацию, зарекомендовать себя ненадежным партнером, и как следствие попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

В техническом задании заказчик может указать следующее:

  • общие требования к оказываемым услугам (соответствие нормам действующего законодательства с учетом всех вступивших в законную силу изменений);
  • какие именно юридические услуги необходимы (например, юридическое сопровождение хозяйственной деятельности предприятия, представление интересов в судах, юридическое сопровождение конкретной сделки и др., с перечислением обязанностей исполнителя);
  • сроки, порядок, место оказания услуг, возможность командировок (например: с 01.01.2016 по 31.12.2016; адрес оказания услуг: по месту нахождения заказчика; исполнитель обеспечивает постоянное присутствие на территории заказчика своих специалистов для незамедлительного решения всех возникающих вопросов);
  • каким образом и за чей счет будет осуществляться передвижение исполнителя при оказании юридических услуг (например, по мере возникновения необходимости исполнитель самостоятельно, своими силами и за свой счет перемещается по адресам государственных, судебных и иных органов в пределах города);
  • форма оплаты (например, безналичный расчет);
  • сроки оплаты (например, ежемесячно, в течение 5 рабочих дней с момента подписания приемочных документов);
  • условия конфиденциальности (неразглашение сторонами сведений, ставших известными в связи с выполнением обязательств по договору);
  • прочие условия.

Пример технического задания

Оказание юридических услуг для ООО «Ромашка»:

  • правовая экспертиза финансово-хозяйственных документов заказчика;
  • устное и письменное консультирование заказчика по применению в производственно-хозяйственной деятельности предприятия норм различных отраслей права;
  • правовое сопровождение хозяйственных сделок предприятия;
  • разработка, составление и правовой анализ договоров, актов, писем и иных документов;
  • обеспечение внутреннего нормотворчества (внутренние приказы, распоряжения и пр.), в том числе правовая экспертиза локальных актов предприятия;
  • подготовка исковых заявлений, претензий, жалоб, ходатайств и иных процессуальных документов;
  • представление интересов заказчика в судах и государственных органах;
  • участие в переговорах с деловыми партнерами;
  • выполнение необходимых действий по исполнению судебного решения (взаимодействие с судебным приставами);
  • обеспечение информирования работников предприятия о действующем законодательстве РФ, организация работы по изучению ими НПА, которые относятся к их деятельности;
  • осуществление в рамках своей компетенции ведения делопроизводства;
  • прочие юридические услуги по соглашению сторон.

Расходы, связанные с оказанием юридических услуг, включая расходы по оплате государственной пошлины, сборов и других обязательных платежей, необходимых для исполнения обязательств по договору, не включены в стоимость услуг.

Место оказания услуг: (указать адрес заказчика), возможны командировки.

Срок оказания услуг: с момента заключения договора до 31.12.2016.

Форма оплаты: безналичный расчет, услуги оплачиваются ежемесячно, не позднее 10 дней с момента окончания каждого месяца на основании отчета исполнителя и акта сдачи-приемки услуг.

Исполнитель не вправе передавать третьим лицам сведения, которые стали известны в процессе оказания услуг, представляющие коммерческую или служебную тайну Заказчика.

ОКПД2

С 1 января 2016 года заказчики должны применять классификаторы ОКПД 2 и ОКВЭД 2. Организатор закупочных процедур в зависимости от вида приобретаемых услуг сможет найти нужную комбинацию цифр в классах раздела М:

Раздел M ОКПД 2 – Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью.

Код 69 ОКПД 2 – Услуги юридические и бухгалтерские

Код 69.1 ОКПД 2 – Услуги юридические

Стоит иметь в виду, что для первых четырех знаков кода устанавливается, как правило, соответствие между видом продукции по ОКПД 2 и видом экономической деятельности по ОКВЭД 2, результатом которой и стала эта продукция (услуга, работа), необходимо обратить внимание на расшифровку кода 69.1 по ОКВЭД 2.

Код 69.10 ОКПД 2 является группой, содержащей следующие коды:

69.10.1. Услуги юридические.

69.10.11. Услуги по юридическим консультациям и представительству в связи с уголовным правом.

69.10.11.000. Услуги по юридическим консультациям и представительству в связи с уголовным правом.

69.10.12. Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с правом предпринимательской деятельности и коммерческим правом.

69.10.12.000. Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с правом предпринимательской деятельности и коммерческим правом.

69.10.13. Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с трудовым правом.

69.10.13.000. Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с трудовым правом.

69.10.14. Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с гражданским правом.

69.10.14.000. Услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с гражданским правом.

69.10.15. Услуги юридические, касающиеся патентов, авторских прав и прочих прав интеллектуальной собственности.

69.10.15.000. Услуги юридические, касающиеся патентов, авторских прав и прочих прав интеллектуальной собственности.

69.10.16. Услуги нотариусов.

69.10.16.000. Услуги нотариусов.

69.10.17. Услуги арбитража и примирения.

69.10.17.000. Услуги арбитража и примирения.

69.10.18. Услуги юридические, связанные с аукционами.

69.10.18.000. Услуги юридические, связанные с аукционами.

69.10.19. Услуги юридические прочие.

69.10.19.000. Услуги юридические прочие.

Конвертируй без проблем!

Пройдите бесплатную регистрацию в системе OTC.RU и опубликуйте свой план закупок уже сейчас!

Оценка заявок

На основании ст.4 Закона о закупках заказчик в закупочной документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. У каждого из этих критериев есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов. В целях недопущения коррупции целесообразно уменьшить количество и значимость субъективных критериев оценки заявок, отдав предпочтение таким, где начисление баллов носит объективный характер (к примеру, с помощью формул). Так или иначе, выбранные заказчиком критерии оценки должны быть указаны и в положении о закупке, и в закупочной документации.

При закупке юридических услуг следует учесть цену, качество правовых услуг, а также квалификацию участника.

Пример оценки заявок

Критериями оценки заявок в закупочной процедуре являются:

  1. Цена договора.
  2. Квалификация участника закупки.

Рейтинг заявки по критерию оценки представляет собой оценку в баллах, которую получит участник закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

Итоговый рейтинг заявки определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

Значимость критериев:

1. Цена договора - 60%

2. Квалификация участника закупки - 40%

(сумма значимостей критериев оценки заявок составляет 100%).

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации, умноженных на их значимость.

1. Оценка заявок по критерию «цена договора»:

Количество баллов, присуждаемых заявке по критерию оценки «цена договора», рассчитывается по формуле:

ЦБi = Цmin / Цi x 100

, где: Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Цi - предложение i-го участника конкурса по цене договора, заявка которого оценивается. Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость, а именно, на коэффициент 0,6.

 

2. Оценка заявок по критерию «квалификация участника».

Оценка заявок на участие по критерию «квалификация участника» осуществляется с использованием подкритериев (показателей) путем присуждения баллов отдельно по каждому показателю. Сумма максимальных значений всех показателей данного критерия составляет 100 баллов, в том числе:

При оценке показателей критерия «квалификация участника » для заказчика лучшим условием исполнения договора будет являться наибольшее значение показателя. Количество баллов, присуждаемых по данным показателям ( ), определяется по формуле:


НЦБi=КЗ х 100 х (Кi / Кmax),

где:

КЗ – коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

– предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

– максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Нестоимостной критерий оценки «Квалификация участников закупки» по каждому участнику определяется как произведение суммы показателей нестоимостного критерия ∑i=4>НЦБn/i на коэффициент значимости критерия оценки (0,4).

НСКОi = (НЦБ1i + НЦБ2i) * 0,4,

где:

i – порядковый номер участника закупки,

n – порядковый номер показателя нестоимостного критерия оценки.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.

Сторонам закупки не стоит избегать общения друг с другом на стадии подготовки заявок и изучения закупочной документации (особенно системы оценок), поскольку вопреки распространённому мнению цена не всегда является решающим фактором при определении победителя. Участники вправе обратиться к организатору закупки за запросами о разъяснении неясных пунктов закупочной документации с соблюдением порядка подачи запросов. Это облегчит задачу и потенциальным исполнителям юридических услуг при подготовке заявок, и заказчику, который в дальнейшем сможет объективно оценить предложения участников закупочной процедуры.

Заключение договора

После подведения итогов проведенной закупки заказчик на основании проекта договора подписывает с победителем закупочной процедуры договор оказания услуг. Как действовать заказчику в том случае, когда победитель уклоняется от подписания договора, Закон №223-ФЗ не регламентирует. Однако в положении о закупке заказчик может прописать возможность заключения договора с участником закупки, заявке которого был присвоен второй номер.

Для эффективного исполнения договора заказчику следует указать в его проекте обязательства, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет взыскание неустойки (ее размер зависит от неисполненных/исполненных ненадлежащим образом обязательств исполнителем), а также порядок и сроки приемки услуг по договору, порядок взаимодействия заказчика и исполнителя.

Таким образом, данный договор будет регулировать отношения между заказчиком и исполнителем в процессе оказания юридических услуг. Поэтому организатору закупки важно прописать в нем необходимые условия, которые будут способствовать достижению эффективного результата правового сопровождения организации.

№ п/п Показатель критерия оценки «квалификация участника» Максимальное количество баллов показателя
1 Наличие (отсутствие) юридического стажа в (КЗ=0,5) 50
2 Наличие (отсутствие) у участника конкурса положительных отзывов (благодарственные письма, награды) за работу в сфере юриспруденции (КЗ=0,5) 50
Итого максимальное значение показателей критерия оценки «квалификация участника» 100

Корпоративное
обучение

Удобно. Понятно. Эффективно

Белые гарантии за 1 час

Подробнее