Группа электронных площадок

Закупки по 223-ФЗ у физических лиц без статуса ИП

plain

14.04.2016

Автор: Кирилл Чагин 


223-ФЗ предусматривает возможность участия в закупках не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя (ИП)1 – далее в статье будем их называть «физическими лицами без статуса ИП». Заказчикам следует помнить, что одним из принципов осуществления закупок в рамках данного закона является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки2, следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это лицо не юридическое и не ИП, может являться нарушением данного принципа. При этом физические лица без статуса ИП могут выступать как в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, участником конкурса, аукциона или запроса предложений), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей. Отметим, что норма законодательства, позволяющая таким лицам участвовать в закупках, как правило, находит свое отражение и в положениях о закупке конкретных заказчиков, куда эта она просто переписывается.

Вместе с тем, бывают случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обосновано. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком-продавцом или продавцом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность3. Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров. Помимо этого, в отношении отдельных видов деятельности могут также существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность. Например, специалисты, занимающиеся кадастровой деятельностью (кадастровые инженеры), вправе осуществлять эту деятельность только либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом4.

А вот когда осуществляется закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ или договор возмездного оказания услуг, то участие в закупке физических лиц без статуса ИП вполне возможно, поскольку гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей5. Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды6 – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство и т.д.

Стоит отметить, что в федеральном законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд, более «строгом», чем 223-ФЗ, возможность участия физических лиц без статуса ИП в закупках также присутствует и даже, можно сказать, более отчетливо. Такие лица так же как и в 223-ФЗ включены в число участников закупок, а кроме того, говорится об особых условиях заключения контракта с таким лицом в части налоговых особенностей, в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика фигурируют отдельные случаи заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание услуг экскурсовода/гида, преподавательских услуг)7.

Конечно же, вряд ли можно ожидать, что физические лица без статуса ИП могут проявлять какую-то большую активность в участии в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц – например, сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт производственного цеха и т.п. Также таким лицам может быть труднее нести необходимые для участия в закупке издержки – вносить обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т.д.

Однако в тех случаях, когда физическое лицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если еще такое лицо и одержит победу в торгах, заказчик неминуемо должен будет заключить с ним договор. Хотя на практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении заказчиками закупок у единственного поставщика, а участие таких лиц в закупках, осуществляемых конкурентными способами, и тем более победа в них, – это пока гораздо более редкое явление.

1 Ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 П. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Ст. 506 и 492 ГК РФ.

4 Ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

5 Главы 37, 38 и 39 ГК РФ.

6 Глава 34 ГК РФ.

7 П. 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

На что обратить внимание

При заключении договора с физическим лицом без статуса ИП заказчику следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, необходимо предусмотреть осуществление заказчиком функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13 % для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ8. В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. А как раз на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, и возложена в данном случае функция налогового агента9.

Примечательно, что в законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд в аналогичном случае существует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица10) в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта11.

Таким же образом можно поступать и заказчикам по 223-ФЗ: положение об уменьшении оплаты на размер налогового платежа в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в договоре, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки – и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг12, а если в составе документации размещается проект договора, то и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что заранее заказчик не может знать, будет среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП или нет, а само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно знать о том, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

Во-вторых, необходимо предусмотреть выполнение заказчиком функции плательщика страховых взносов.

В соответствии с федеральным законодательством объект обложения страховыми взносами – это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Плательщиками этих взносов в числе прочих являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам13.

Базовые тарифы страховых взносов составляют 26 % в Пенсионный фонд РФ и 5,1 % в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (взносы в Фонд социального страхования РФ по договорам гражданско-правового характера не платятся)14. При этом базой страховых взносов является сумма начисленных выплат, то есть эта база включает в себя и НДФЛ.

Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 100 тыс. руб., то общий размер расходов заказчика по данному договору на основе базовых тарифов составит 131,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 31,1 %), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. – 13 %).

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег он и должен получить от заказчика. При этом он не будет учитывать, что заказчику еще необходимо нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов. Поэтому чтобы, когда победителем торгов становится такое лицо, у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем - нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должно включать в себя НДФЛ и страховые взносы.

Важно отметить, что в отношении физических лиц, занимающихся частной практикой, существуют свои особенности заключения договоров. Данные физические лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в соответствии с налоговым законодательством они исчисляют и уплачивают НДФЛ самостоятельно15, а также в соответствии с законодательством о страховых взносах самостоятельно уплачивают и эти взносы16. К таким лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов17; адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты18; граждан, занимающихся народной медициной19; арбитражных управляющих20; оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления данной деятельности)21; частных детективов22, патентных поверенных23. Если закупка осуществляется в отношении данных видов деятельности, то заказчик не осуществляет обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

В-третьих, нужно учесть аспект, связанный с обработкой персональных данных физического лица без статуса ИП, с которым заключается контракт. В соответствии с федеральным законодательством персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой таких данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, при этом лицо, осуществляющее обработку данных является оператором24. Обработка персональных данных допускается лишь в определенном перечне случаев, к числу которых в числе прочих относится случай, когда имеется согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, а также случаи, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, или когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей25.

Согласно требованиям законодательства заказчик вносит в реестр договоров сведения о заключенных договорах, которые в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП включают персональные данные этого лица: фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика26. Таким образом, данное действие является обработкой персональных данных (через размещение этих данных в реестре договоров доступ к ним предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора.

Получать согласие субъекта персональных данных на эту обработку здесь не требуется, поскольку данная ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может считаться и случаем, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом (см. выше).

Однако существует и противоположное мнение.

Если рассматривать реестр договоров как «общедоступный источник персональных данных», то персональные данные физического лица могут размещаться в таком источнике только с его письменного согласия27. И тогда для соблюдения этого положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие в закупке своего письменного согласия на обработку своих персональных данных. В частности, такого мнения придерживаются Министерство финансов РФ и Минэкономразвития РФ28. Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с единственным подрядчиком/исполнителем или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре договоров.

Отметим, что если договор заключается на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., а именно такие договоры сейчас чаще всего заключаются на практике с физическими лицами без статуса ИП, то у заказчика нет обязанности размещать сведения об этих договорах в реестре договоров29, и, следовательно, никаких дополнительных условий, связанных с темой персональных данных, тут не возникает вообще.

Наконец, следует помнить, что договоры с физическими лицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у единственного подрядчика или исполнителя) не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики осуществляют у субъектов малого и среднего предпринимательства , поскольку такие лица к данным субъектам не относятся31. Иными словами, за счет договоров с такими лицами заказчику не удастся «нагнать» фактический объем данных целевых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства до уровня, требуемого соответствующим нормативным правовым актом30.

В целом, нельзя не признать, что заключение договора с физическим лицом без статуса ИП в рамках «223-ФЗ» влечет для заказчика дополнительные административные издержки по сравнению, с заключением договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако, как уже говорилось выше, заказчик не имеет права необоснованно ограничивать участие таких лиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения соответствующих правовых требований.

8 Чч. 1 и 3 ст. 224 НК РФ.

9 Ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 226 НК РФ.

10 Подробнее об особенностях заключения договора с физическими лицами, занимающимися частной практикой см. ниже.

11 Ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 П. 6 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 Ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

14 Пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 12 и п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

15 П. 2 ч. 1 ст. 227 НК РФ.

16 Ч. 1 ст. 14 и п. 2. Ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

17 Ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1.

18 Ст. 21 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

19 Ст. 50 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

20 Ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

21 Ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

22 Раздел II Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

23 Ст. 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных».

24 Пп. 1, 3 и 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

25 Пп. 1, 11 и 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

26 Ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

27 Ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

28 См. Письмо Минфина РФ от 20 марта 2015 г. № 02-02-09/15487 и Письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2015 № Д28и-54.

29 П. 3 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, и ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

30 Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

31 Ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Белые гарантии за 1 час

Получить