Обзор изменений в законодательстве в сфере 223-ФЗ в 2015 – 2016 годах

plain

Изменения, вступившие в силу в 2015 году

Планируемые изменения

Ответы на вопросы

Скачать презентацию

Изменения, вступившие в силу в 2015 году

1. Закупки у субъектов МСП

Федеральный закон от 29.06.2015 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Закон касается развития и поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, за счет закупок, осуществляемых государственными компаниями и всеми другими заказчиками, которые работают по 223-ФЗ.

Законом №156-ФЗ создана Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Корпорация создавалась с целью оказания поддержки субъектам МСП, которая заключается в нескольких инструментах:

  1. Административные функции. На корпорацию возложен контроль за выполнением заказчиками по 223-ФЗ квоты по закупкам у субъектов МСП, установленной постановлением Правительства РФ №1352.
  2. Методологическая поддержка. Проведение семинаров, конференций и других мероприятий, посвященных закупкам по 223-ФЗ, встречи с заказчиками, их знакомство с поставщиками (в настоящее время существует проблема отсутствия в некоторых отраслях субъектов МСП, способных поставлять необходимую продукцию).
  3. Финансовая поддержка. Создание так называемого банка МСП, организованный на основании Агентства кредитных гарантий. В рамках деятельности этого банка будет реализована возможность получения средств субъектами МСП, которые они смогут направлять на свое развитие, на обеспечение исполнения обязательств перед заказчиками.

Появляется термин «выращивание малого бизнеса». Это означает создание условий для появления и развития малого бизнеса в тех отраслях, где сейчас его нет, но существует потребность со стороны заказчиков в соответствующих продуктах и необходимость создания в этих отраслях конкурентной среды.

В сфере 223-ФЗ закон №156-ФЗ создает механизм административного контроля за планированием закупочной деятельности заказчиков по 223-ФЗ, в том числе 35 крупных компаний, отобранных распоряжением Правительства РФ №2258-р.

В отношении этих 35 заказчиков Корпорация проводит оценку соответствия проектов планов закупки, планов закупки и вносимых в них изменений установленной квоте по прямым закупкам у субъектов МСП (10% от общего годового объема закупок): чтобы в случае увеличения объема закупок в плане объем закупок у МСП оставался не ниже 10%.

В связи с вышеописанными изменениями и созданием такого крупного механизма внесены изменения и в действующие нормативные правовые акты – ПП РФ 932 и ПП РФ 1352.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Изменения в ПП РФ 932

Изменения касаются выделения в плане закупок отдельного раздела, посвященного закупкам у субъектов МСП. Заказчики, на которых распространяется ПП РФ 1352, в частности, 35 конкретных заказчиков, в отношении которых проводится оценка соответствия, формируют план закупки с указанием конкретных закупок, которые будут проводиться только у субъектов МСП. В настоящее время в ЕИС заказчики проставляют соответствующие «галочки» напротив таких закупок, а сайт автоматически подсчитывает объем закупок у малого бизнеса по отношению к общему объему закупок в плане.

Функции Корпорации

Заказчик перед публикацией планов согласовывает их с Корпорацией, которая:

  1. выдает заключение о соответствии планов установленным квотам по закупкам у МСП.
  2. проводит соотнесение позиций перечня закупок у МСП, который заказчик формирует и размещает в ЕИС, с позициями плана закупки. Технически происходит сравнение кодов ОКПД 2. Не должны возникать ситуации, когда заказчик включает в план закупки позиции, которых нет в перечне, и наоборот.

Если Корпорация признает планы соответствующими установленным квотам и не находит несоответствия в позициях планов и перечня закупок у МСП, заказчику выдается положительное заключение, после чего он может продолжить размещение планов в ЕИС. Если выявлены нарушения, заказчику предлагается устранить их. 

Далее есть 2 варианта развития событий:

  1. Заказчик соглашается, что он допустил какую-либо ошибку (например, техническую) и устраняет нарушения.
  2. Заказчик настаивает на отсутствии нарушений и отказывается устранять несоответствия.

Далее:

  • либо в соответствии с протоколом разногласий Корпорация соглашается с тем, что она допустила ошибку;
  • либо каждая из сторон остается при своем мнении. В этом случае решение будет принимать ФАС России.

В последней ситуации возникает вопрос, связанный с наказанием заказчика, в случае признания антимонопольной службой верным заключения Корпорации. В этом случае план закупки будет приостановлен на 10%. Это означает, что заказчик не вправе публиковать в ЕИС извещения о закупках из (проекта) плана закупки, в отношении которых проводилась оценка (мониторинг) соответствия, до того момента, когда нарушения будут устранены.

Аналогичные процедуры проводятся по порядку мониторинга соответствия. Мониторинг соответствия проводится в отношении заказчиков, подпадающих под действие ПП РФ 1352, с годовой выручкой свыше 50 млрд рублей (кроме 35, о которых шла речь выше). Проверять действия заказчиков, подпадающих под ПП РФ 1352, но с выручкой менее 50 млрд рублей, Корпорация не уполномочена.

Мониторингу соответствия подлежат уже утвержденные планы закупки, планы закупки инновационной продукции, а также годовые отчеты о закупках.

По результатам мониторинга Корпорация:

  • либо дает заключение о соответствии (положительное заключение)
  • либо направляет заказчику уведомление о несоответствии. Реализация планов закупок по решению ФАС России приостанавливается в объеме 10% до устранения нарушений. Заказчик должен устранить нарушения в течение срока, установленного Правительством РФ.

2. Изменения, касающиеся закупки инновационных товаров, работ и услуг

В 223-ФЗ внесены изменения о том, что заказчики обязаны сформировать перечни товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. Критерии устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, заказчикам необходимо будет разработать положения о порядке и правилах внедрения товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Внимание!

В настоящее время в законе №156-ФЗ данные нормы прописаны таким образом, что они распространяются на всех заказчиков по 223-ФЗ, в том числе на тех, которые инновационную и высокотехнологичную продукцию не закупают. В этой связи следует указать, что ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект, в соответствии с которым эти нормы будут распространяться только на тех заказчиков, которые закупают инновации.

В начале 2016 года Минэкономразвития России внесло в Правительство перечень заказчиков, которые закупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, насчитывающий порядка 100 организаций. На данных заказчиков будет распространяться обязанность по соблюдению квоты закупок инновационных товаров, работ, услуг (в том числе у субъектов МСП). Также эти заказчики должны будут сформировать перечни таких товаров и порядок их применения.

Кроме того, в конце 2015 года было принято ПП РФ 1442, в котором устанавливается порядок расчета квоты закупок инновационной продукции, в том числе у субъектов МСП. В порядке расчета предполагается, что заказчики обязаны будут ежегодно увеличивать на 5% закупки инновационных товаров, работ и услуг. Таким образом, если сейчас заказчик закупает инновации в размере 1 – 2 % от общего объема закупок, то в следующем году этот объем необходимо будет увеличить на 5%.

В ПП РФ 1352 внесено изменение, в соответствии с которым закупки инноваций у субъектов МСП также необходимо планировать в объеме, превышающем на 5% такие закупки в текущем году.

3. Импортозамещение

Федеральный закон от 13.07.2015 №249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Изменения, вносимые в 223-ФЗ законом №249-ФЗ, проводятся с целью исполнения поручения президента РФ о создании механизма координации деятельности заказчиков при осуществлении закупок в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, которые частично или полностью финансируются из федерального бюджета. Этот механизм должен позволить заменять иностранную технологическую базу российскими аналогами.

Существенное изменение, которое касается абсолютно всех заказчиков по 223-ФЗ, отражено введением в статью 3 закона о закупках части 5.1, в которой говорится, что договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не могут быть заключены без указания в плане закупки соответствующей информации о таких закупках, за исключением случаев, когда необходимо оперативное принятие решений (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обстоятельства непреодолимой силы и т.д.).

Со вступлением в силу части 5.1 статьи 3 закона 223-ФЗ изменился и порядок формирования планов закупки и публикации извещений в ЕИС. Теперь публикация извещений по позициям, отсутствующим в плане, автоматически блокируется.

Механизм координации деятельности заказчиков в рамках импортозамещения реализуется применительно к проектам, цена которых превышает 10 млрд рублей. Распространяется и на юридические лица, которые не подпадают под действие 223-ФЗ. Таким образом, положения о координации деятельности заказчиков распространяются на частные компании (например, ПАО «Лукойл», ГАЗПРОМНЕФТЬ) в случае реализации крупных инвестиционных проектов с господдержкой.

В чем заключается координация деятельности заказчиков?

Закон 249-ФЗ предусматривает создание правительственной комиссии (ПП РФ 785) по импортозамещению, которая будет согласовывать с заказчиком перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, которая необходима для реализации инвестиционных проектов. Это значит, что в рамках реализации какого-либо крупного инвестиционного проекта заказчик обязан будет сформировать перечень перспективных потребностей в продукции машиностроения в соответствии с критериями отнесения продукции к машиностроению, установленными ПП РФ 1521, и направить перечень в комиссию по импортозамещению.

Далее Комиссия определяет, что:

  • эксплуатационные характеристики соответствуют требованиям, которым могут отвечать российские поставщики. В таком случае у заказчика есть возможно провести закупку после согласования.  
  •  

    либо

  • необходима поставка импортных компонентов и российские аналоги отсутствуют. Комиссия выдает согласование о возможности закупки за рубежом.

Также Комиссия наделена полномочиями по определению необходимости публикации заказчиками в ЕИС перечней перспективных потребностей в рамках реализации инвестиционных проектов, либо определению конкретных видов продукции машиностроения, которые не должны публиковаться в ЕИС (будет выдано соответственное решение Правительства).

Предполагается, что будет вестись реестр инвестиционных проектов, в отношении которых правительственная комиссия будет принимать определенные решения, предусмотренные законом. В настоящее время такой реестр только формируется, а до его внедрения заказчик в рамках реализации инвестиционных проектов по правилам, которые действовали до вступления в силу 249-ФЗ (10.01.2016).

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!

Планируемые изменения

В Госдуме готовится ко второму чтению проект федерального закона №821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законопроект направлен на создание условий, которые позволят заказчикам максимально эффективно, с экономией трудовых и временных ресурсов проводить закупки в рамках 223-ФЗ.

Чем вызваны нововведения?

Отсутствие в законе исчерпывающего перечня способов закупки. Минэкономразвития совместно с ФАС России осуществляет ежеквартальный мониторинг применения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц, по итогам которого можно выявить следующие проблемы:

1. Либеральные нормы 223-ФЗ привели к тому, что заказчики устанавливают множество (более 2000) наименований способов закупки и порядков их проведения, значительная часть которых маскирует закупки у единственного поставщика, что мешает развитию конкурентной среды. 223-ФЗ предполагает, что закупка должна быть прозрачной, информационно открытой, доступной для неограниченного круга участников.

Согласно статистике среднее количество участников на процедуру по 223-ФЗ составляет 1,2 заявки, тогда как по 44-ФЗ – более 3.

Решение:

Будет установлен исчерпывающий перечень конкурентных способов: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также неконкурентный способ – закупка у единственного поставщика.

Предполагается, что при проведении конкурса заказчик сможет предусмотреть этапы его проведения: предквалификационный отбор, рассмотрение предварительных заявок, рассмотрение окончательных заявок.

Есть предложение о том, чтобы распространять конкурентные способы закупки на закупки, цена которых не превышает 200 млн рублей, чтобы соотнести эти поправки с ПП РФ 1352: поскольку законопроект связан с обеспечением поддержки МСП.

2. Проблема функционирования электронных торговых площадок и проведения закупок в электронной форме. В 223-ФЗ нет определения закупки в электронной форме и порядка проведения такой закупки, поэтому нередки случаи, когда заказчик признает закупкой в электронной форме подачу заявок по электронной почте. При этом еще начиная с 94-ФЗ под электронной закупкой понимается процедура, проводимая на каком-либо электронном ресурсе, который обеспечивает соблюдение принципов электронной закупки:

  • конфиденциальность заявок и информации о подавших эти заявки участниках;
  • электронный документооборот;
  • подписание всех документов в электронном виде электронной подписью.

Решение:

Проведение всех закупок в электронной форме по 223-ФЗ на ЭТП, отобранных для закупок по 44-ФЗ.

3. Отсутствие системы контроля.

Решение:

Расширение случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Предусматривается возможность осуществления ведомственного контроля соответствующими органами или структурными подразделениями.

Кроме вышеописанного, законопроект предполагает:

Сокращение избыточной отчетности. В настоящее время заказчики ежемесячно (до 10 числа месяца, следующего за отчетным) публикуют информацию о количестве и стоимости договоров, заключенных по итогам закупки, а также публикуют сведения и документы в реестре договоров. В окончательной редакции законопроекта предполагается исключить ежемесячную отчетность.

Исключение обязанности публикации извещения о закупке у единственного поставщика, поскольку она не является конкурентной и нет необходимости публикации такой информации в ЕИС. Останется обязанность размещать информацию о закупке у единственного поставщика только в плане закупки и реестре договоров.

Формирование единых закупочных политик холдинговых компаний. Предполагается регламентация возможности формирования единого положения о закупке, к которому дочерние организации заказчика смогут присоединяться с помощью механизма ЕИС.

Право федеральных и региональных органов исполнительной власти утверждать типовые положения о закупке для подведомственных организаций (автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения).

Право субъектов РФ создавать региональные и корпоративные информационные системы, интегрированные с ЕИС.

Ответы на вопросы

Если закупка в 2015 году не закрыта до 31.12.2015, нужно ли в 2016 году в реестре договоров крепить все документы по исполнению договора?

Ответ: Если договор был заключен в 2015 году, информация о нем внесена в реестр договоров, а исполнение продолжается в 2016 году, то никакие документы загружать в реестр не нужно.

Организация заключает договор на поставки продуктов питания ежеквартально по результатам конкурса в соответствии с 223-ФЗ. Является ли нарушением заключение еще одного договора на поставку тех же продуктов в меньшем объеме для «подстраховки», если в положении о закупке об этом ничего не говорится?

Ответ: В настоящее время заказчик может осуществлять закупку ТРУ в объеме, превышающем зафиксированный в протоколе по результатам процедуры. В случае изменения объема, срока, цены договора информация об этом должна быть опубликована в ЕИС, в том числе в реестре договоров. Такие действия должны быть закреплены в положении о закупке.

ФАС России разработала стандарт закупочной деятельности. Обязано ли автономное учреждение приводить положение в соответствие с таким стандартом?

Ответ: Минэкономразвития России давало оценку данного стандарта и определило, что он носит рекомендательный характер. Обязанности приводить положения о закупках в соответствие с этим стандартом в настоящий момент нет.

Что делать с составом закупочной комиссии, если пять человек не набирается ввиду сокращения численности работников?

Ответ: Если в положении о закупке оговорено, что число членов комиссии – пять человек, то можно внести изменение в положение о закупке и оговорить иное число членов закупочной комиссии.

Если аукцион был для всех, а победил малый предприниматель, такая закупка может включаться в долю закупок у субъектов МСП?

Ответ: Да, но только в долю общих закупок у субъектов МСП (18%), а не в долю специальных закупок только среди субъектов МСП (10%).

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Белые гарантии за 1 час

Получить