СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ В ДОКУМЕНТАЦИИ О ЗАКУПКЕ ПО 223-ФЗ

plain

31.05.2016

Автор: Кирилл Чагин


С 1 июля 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Положения данного закона затрагивают и закупочную деятельность заказчиков по «223-ФЗ». Теперь заказчики при описании товаров, работ и услуг в закупочной документации должны будут использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации1.

К этим параметрам относятся требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы. При этом если заказчик будет, тем не менее, использовать не «внешние» параметры технических регламентов и стандартов, а какие-то свои собственные параметры, то он будет обязан обосновать в документации о закупке необходимость использования именно этих собственных требований к товару, работе или услуге.

Внесение изменений в различные законодательные акты РФ, в том числе и в 223-ФЗ, обусловлено появлением в 2015 г. нового федерального закона о стандартизации, где одной из целей стандартизации указано «повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг», а достигать эту цель, в числе прочего, предполагается путем «применения документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2. По всей видимости предполагается, что если заказчики будут не каждый раз сами придумывать требования к закупаемым товарам, работам и услугам, а станут в обязательном порядке пользоваться уже имеющимися требованиями, в том числе и установленными уполномоченными органами в сфере стандартизации и технического регулирования (конечно, при наличии таких заранее установленных требований), то это позволит повысить качество закупаемых ими товаров, работ и услуг. Отметим, что хотя 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ формально не относится к закупкам для государственных и муниципальных нужд, но реализация указанных задач коснулась заодно и его.

Стоит отметить, что в своей закупочной деятельности заказчики уже и так нередко пользуются существующими стандартами, техническими регламентами и иными «стандартизирующими» документами, поэтому каких-то революционных потрясений для заказчиков произойти не должно.

Пример 1

В апреле 2016 г. при закупке овощей через запрос котировок ГБУ СО «Раздольненский психоневрологический интернат» указало в документации о закупке, что «поставляемая продукция должна соответствовать ветеринарным и санитарным нормам и правилам, требованиям государственных и отраслевых стандартов РФ, технических условий, а продукция, подлежащая в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации, должна иметь сертификат соответствия»3.

В реальности такие регулятивные документы действительно существуют. Например, в отношении овощей применяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»4, в котором прописаны многочисленные требования к производству, маркировке, хранению, допустимым уровням содержания нитратов и других химических веществ и т.д. Отметим для сведения что, выявление Роспотребнадзором несоблюдения требований данного технического регламента может стать основанием для привлечения производителя и поставщика такой продукции к административной ответственности5.

В вышеприведенном примере мы видим, что заказчик делает общую отсылку на некие существующие «внешние требования», но встречаются и ссылки на конкретные документы:

Пример 2

В марте 2016 г. при закупке трубной продукции и комплектующих через открытый конкурс МУП «Горводоканал» (г. Комсомольск-на-Амуре) указало в документации о закупке конкретные ГОСТы, которым должны соответствовать закупаемые трубы.6

Однако в данном случае такая ссылка имелась только в отношении труб, а вот что касается комплектующих (муфты, отводы, втулки, уплотняющие кольца), то здесь заказчик указал только их маркировку и/или конкретные торговые марки. Поэтому обратим внимание, что в соответствии с новыми правилами в подобном случае заказчик должен будет обосновывать в документации о закупке, почему он не использует ссылки на существующие «стандарторегулирующие» документы в отношении таких позиций – например, таких документов может не существовать в природе или может иметься какая-то объективная необходимость использовать исключительно изделия определенной торговой марки.

Рассмотрим теперь подробнее, требования каких документов заказчик должен будет использовать при составлении документации о закупке. Как было указано выше, это, во-первых, технические регламенты, в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а, во-вторых, документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» и вводимая в действие данным законом новая редакция п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 П. 6 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

3 www.zakupki.gov.ru – закупка № 31603545706. Данная закупка осуществлялась по всей видимости за счет внебюджетных средств учреждения, так как именно такие закупки бюджетные учреждения вправе осуществлять через «223-ФЗ» - п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880.

5 См., например, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 N 19АП-7649/2015 по делу N А14-10765/2015.

www.zakupki.gov.ru – закупка № 31603466529.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Технические регламенты

Технические регламенты утверждаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании». Такой регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, к которым относятся продукция (в том числе здания и сооружения), процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг. Как правило, технические регламенты относятся к пищевым продуктам и безопасности различной промышленной продукции.

Технический регламент может быть принят международным договором РФ - вышеупомянутый регламент «О безопасности пищевой продукции» как раз является таким примером, поскольку он в свое время был принят в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 (в настоящий момент вместо этого соглашения действует Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Также технический регламент может быть принят отдельным федеральным законом7 или постановлением Правительства РФ8. С полным перечнем и содержанием действующих технических регламентов (их несколько десятков) можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) www.gost.ru (раздел «Техническое регулирование», подраздел «Технические регламенты»).

Отметим, что для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов производитель или поставщик продукции должен получить на нее сертификат соответствия в органе сертификации или оформить декларацию соответствия в установленном порядке9. Наличие именно такого сертификата заказчики должны требовать от участника закупки для того чтобы удостовериться в том, что предлагаемая им продукция соответствует требованиям указанных в документации о закупке технических регламентов.

Документы национальной системы стандартизации

В данном случае речь идет о документах, принятых в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», который был принят в развитие положений о стандартизации, содержащихся в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Согласно этому новому закону документами, которые разрабатываются и применяются в национальной системе стандартизации (документами национальной системы стандартизации), являются национальный стандарт, в том числе основополагающий национальный стандарт, и предварительный национальный стандарт, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

Практическое значение при закупке товаров, работ и услуг имеют два используемых здесь понятия – «национальный стандарт» и «информационно-технический справочник». Остальные документы носят скорее методический характер и касаются в большей степени самого процесса стандартизации.

Национальный стандарт – это документ по стандартизации, который утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандартом) и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации. Объекты стандартизации здесь – это опять же продукция, работы и услуги.

Национальных стандартов существует великое множество: в апреле 2016 г. их насчитывалось около 40 тыс. и работа по их созданию (в том числе взамен прежних стандартов) продолжается. Например, только в отношении туристических услуг можно обнаружить более десятка национальных стандартов: экскурсионные услуги, речные круизы, услуги детского и юношеского туризма, услуги турагенств и т.д. Есть даже отдельный ГОСТ для знаменитых мясных консервов «Завтрак туриста».

Внимание!

Привычное для многих обозначение «ГОСТ» относится к так называемым межгосударственным стандартам, а вот для собственно национальных стандартов используется другое обозначение – «ГОСТ Р». Например, стандарт ГОСТ 7177-2015 «Арбузы продовольственные свежие» (вводится в действие с 01.01.2017 вместо стандарта ГОСТ 7177-80) является межгосударственным стандартом, а вот стандарт ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Противогазы гражданские фильтрующие» (впервые вводится в действие с 01.06.2016) является национальным стандартом. Однако в соответствии с установленными правилами применения межгосударственных стандартов они применяются в РФ в качестве национальных стандартов без дополнительного переоформления10. Поэтому заказчики, составляя документацию о закупке, должны при описании требований к закупаемой продукции, товарам или услугам равно ссылаться как на стандарты с обозначением «ГОСТ Р», так и на стандарты с обозначением «ГОСТ» - если, например, в отношении закупаемого товара нет стандарта с обозначением «ГОСТ Р», а есть только с обозначением «ГОСТ», это не может являться основанием считать, что применительно к данному товару не существует «документа национальной системы стандартизации». И поэтому далее в статье, говоря о национальных стандартах, мы будем иметь в виду и межгосударственные стандарты.

А вот доступ к действующим национальным стандартам не так прост. В справочно-правовых системах (например, «Консультант Плюс») содержатся далеко не все имеющиеся национальные стандарты, также зачастую там есть только сами «утверждающие» приказы Росстандарта, а текстов самих утвержденных стандартов нет. На сайте Росстандарта можно обнаружить так называемый «Каталог национальных стандартов» (раздел «Стандартизация», подраздел «Стандарты»), но он работает только по принципу поиска – можно найти конкретный стандарт (или стандарты) по его номеру или ключевым словам (например, «машины землеройные», «туристические услуги» и т.п.), а кроме того, результат поиска выдает только реквизиты стандарта (стандартов) без текста. Однако на этом же сайте есть и другой сервис – в подразделе «Опубликование стандартов и классификаторов» в разделе «Стандартизация» имеется ссылка «Переход к просмотру текстов стандартов», которая позволяет знакомится с текстами стандартов, правда, только тех, которые были размещены в течение предшествующих 12 месяцев. Получить же полный доступ к любому национальному стандарту можно, оформив на платной основе заказ на сайтах подведомственных Росстандарту ФГУП «Стандартинформ» (www.gostinfo.ru, www.standards.ru) или ФБУ «Интерстандарт» (www.interstandart.ru). Кроме этих организаций продажей национальных стандартов «промышляют» и разные другие фирмы, в том числе и в регионах.

Что касается информационно-технических справочников, то они опять же утверждаются Росстандартом и содержат систематизированные данные в определенной области, включающие в себя в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Пример такого документа - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента» (вводится в действие с 01.07.2016)11. На апрель 2016 г. было утверждено 10 таких справочников – с их перечнем и содержанием можно ознакомиться на сайте Росстандарта www.gost.ru (раздел «Направления» - подраздел «Наилучшие доступные технологии» - подраздел «Справочники НДТ»).

Так же, как и в случае с техническими регламентами, соответствие продукции, работ или услуг положениям национальных стандартов должно подтверждаться сертификатом соответствия или декларацией о соответствии10. Наличие таких документов заказчики должны требовать от участников закупки, если в документации о закупке заказчиками будет устанавливаться ссылка на эти стандарты. Отметим, что отдельные виды продукции (их несколько сотен) подлежат обязательному подтверждению соответствия – обязательной сертификации (например, цемент) или принятию их производителем декларации о соответствии (например, минеральные удобрения)12, поэтому при закупке такой продукции у ее поставщика данные документы должны уже иметься.

Однако при закупке товара (работы, услуги), в отношении которого обязательное подтверждение соответствия не требуется ни техническим регламентом, ни перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, но в отношении которого существует национальный стандарт, и заказчик в документации о закупке установил требование о соответствии товара этому стандарту, то потенциальному участнику закупки будет необходимо предварительно пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия своего товара в том или ином органе по сертификации13. Любой вид подтверждения соответствия осуществляется на платной основе и занимает определенное время. Поэтому данное «обременение» может стать определенным барьером к участию в закупке, если производитель продукции (поставщик услуг, исполнитель работ) не прошел данную процедуру заранее по своей инициативе для повышения своей конкурентоспособности на рынке.

А вот какое-либо подтверждение соответствия продукции положениям информационно-технических справочников законодательством не предусматривается14. Однако и утверждены они пока по таким видам продукции и работ, по которым уже и так требуется обязательное подтверждение соответствия техническим регламентам, национальным стандартам или экологическим требованиям.

Также обратим внимание, что подтверждение соответствия стандартам, предусмотренное федеральным законодательством о техническом регулировании, не относится к таким стандартам как федеральные образовательные государственные стандарты, стандарты о бухгалтерском учете, стандарты оценочной деятельности, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания15. Вопросы применения данных стандартов, в том числе и подтверждения соответствия им, регулируется тем или иным отраслевым законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами – например, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и т.д.

9 Гл. 4 «Подтверждение соответствия» Федерального закона от 27.12.2002 №

10184-ФЗ «О техническом регулировании».

П. 6.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 1.8-2011 «Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения», утвержденный Приказом Росстандарта от 28.06.2011 № 160-ст.

11 Утвержден Приказом Росстандарта от 15.12.2015 № 1576.

12 Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», http://protect.gost.ru/nom.aspx (документы, устанавливающие обязательные требования при обязательной сертификации), http://protect.gost.ru/nom.aspx?nomentype=2 (документы, устанавливающие обязательные требования при принятии декларации о соответствии).

13 Ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

14 См. ст. 18 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

15 Ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Получить