Совместные закупки по 223-фз: подготовка и проведение закупочных процедур

 

Автор: Кирилл Чагин

 

Проведение совместных закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ, где таким закупкам посвящена отдельная статья (в части проведения совместных конкурсов и аукционов)1, никак не регулируется. Но и не содержит ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по 223-ФЗ есть возможность такие закупки проводить, хотя распространенной такую практику не назовешь. Их общая суть заключается в том, что один заказчик, имеющий потребность в определенных товарах, работах или услугах (далее – ТРУ), осуществляет закупку общего объема этих ТРУ, в который входит не только потребность именно этого заказчика, но и потребность в данных ТРУ других заказчиков. По результатам осуществления закупки, данный «головной» заказчик заключает договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свою потребность в ТРУ, а другие заказчики также заключают договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на свои потребности. Считается, что в силу большего объема осуществляемой закупки такая конструкция позволяет обеспечить закупку ТРУ заказчиками по меньшей («более оптовой») цене, если бы они проводили каждый свою закупку самостоятельно.

Необходимость совместных закупок может возникать, например, если у нескольких подведомственных автономных или бюджетных учреждений2 (например, региональных образовательных учреждений) имеется потребность в ГСМ для своего автотранспорта, или потребность в какой-то продукции (например, трубах для трубопроводов) имеется у нескольких дочерних предприятий какой-то коммерческой организации (в том числе, возможно, и у этой самой головной организации). Отметим, что инициатором проведения совместной закупки, как правило, является как раз некий «вышестоящий» орган – например, это может быть учредитель автономных или бюджетных учреждений, заинтересованный в обеспечении экономии средств своих подведомственных учреждений, или головная коммерческая компания, заинтересованная в повышении экономичности закупок своих «дочек», а в каких-то случаях и в повышении экономичности и своих собственных закупок при наличии общих потребностей с этими «дочками». Хотя не исключается вариант, при котором заказчики по 223-ФЗ могут объединять свои закупки в целях оптимизации расходов и без какого-то сигнала сверху. Также для совместных закупок характерна ситуация, при которой среди заказчиков присутствует некий «заказчик-паровоз» с самой большой потребностью в ТРУ, который и обеспечивает «крупнооптовость» закупки, а остальные заказчики присоединяются к проводимой им закупочной процедуре со своими относительно небольшими потребностями. Хотя бывает и так, что потребности всех заказчиков в ТРУ примерно могут быть примерно одинаковы, а крупный опт как раз получается от сложения всех этих потребностей.

Приведем для наглядности несколько примеров из практики.

Пример 1.

В декабре 2016 г. государственное бюджетное учреждение «Брянская станция по борьбе с болезнями животных» провела электронный аукцион для закупки различных видов вакцин с начальной (минимальной) ценой договора 88 086 руб.3 Данная закупка проводилась для нужд 3 заказчиков – Брянской станции по борьбе с болезнями животных, которая одновременно выступила и в качестве организатора торгов, а также еще двух областных бюджетных учреждений: Центр ветеринарии «Пригородный» и Выгоничская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных. В техническом задании по каждому заказчику была указана номенклатура необходимых ему вакцин и их количество. Начальная (минимальная) цена договора также была определена как сумма таких цен в разрезе каждого заказчика, при этом доля цены организатора торгов – заказчика составила 74 %. И в документации о закупке обоснование начальной (минимальной) цены договора было тоже приведено в разрезе каждого из 3 заказчиков.

В аукционе, состоявшемся 19.12.2016, приняло участие 3 поставщика, победителем было признано ООО «Брянскзооветснаб», предложившее цену договора в размере 75 313,88 руб. По результатам аукциона каждый заказчик, в том числе и организатор торгов, должен будет заключить договор с данным поставщиком на поставку своей части вакцин.

Пример 2.

В ноябре - декабре 2015 г. ПАО «Ленэнерго» провело открытый конкурс в электронной форме для закупки услуг корпоративной сотовой связи в 2016-2018 гг. для нужд 4 заказчиков – самого ПАО «Ленэнерго», ОАО «Энергосервисная компания Ленэнерго», ЗАО «Царскосельская энергетическая компания», ЗАО «Курортэнерго» с начальной (минимальной) ценой договора в размере 47 169 тыс. руб.4 Обратим внимание, что последние три заказчика являются дочерними компаниями ПАО «Ленэнерго», а само ПАО «Ленэнерго» в свою очередь является дочерней компанией ПАО «Россети».

В документацию о закупке были включены 4 отдельных технических задания в отношении каждого заказчика, утвержденные руководителями или уполномоченными должностными лицами заказчиков. Отметим для сведения, что технические задания состояли из сведений о количестве необходимых прямых и федеральных телефонных номеров, описания технических требований к услуге, плановому ежемесячному объему потребления услуг, перечня населенных пунктов Ленинградской области, где должна предоставляться услуга. Так же, как и в предыдущем примере, в закупочной документации были приведены начальные (минимальные) цены договоров в разрезе каждого заказчика, причем доля организатора торгов – заказчика опять же была львиной – 43 563 тыс. руб. Кроме этого, в документации о закупке были указаны единые для всех заказчиков максимальные тарифы по направлениям вызовов за минуту (вызовы на мобильные номера оператора в рамках корпоративного договора, исходящие вызовы в роуминге по России и т.д.). А вот обоснование начальной (минимальной) цены договора ни в целом, ни в разрезе отдельных заказчиков здесь в отличие от предыдущего примера в документацию не включалось – этого не требовалось положениями о закупке данных заказчиков.

В конкурсе приняли участие 3 сотовых оператора – МТС, Мегафон и Билайн (Вымпелком). Согласно протоколам закупки, в конкурсную комиссию входили только сотрудники одного из заказчиков (организатора торгов) – ПАО «Ленэнерго». Все участники конкурса подали заявки, содержавшие одинаковое предложение по цене договора, равное начальной (минимальной) цене договора. По результатам рассмотрения поданных заявок заявки компаний МТС и Билайн были отклонены в связи с их несоответствием техническим заданиям. В связи с этим конкурс был признан несостоявшимся, и заказчики заключили договоры с компанией Мегафон как с единственным исполнителем.

Пример 3.

В мае 2015 г. муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 181» (г. Оренбург) провело запрос котировок для закупки хлеба для собственных нужд, а также нужд еще 6 таких же муниципальных учреждений дошкольного образования5. Общая начальная (минимальная) цена договора здесь не определялась, а в закупочной документации были определены 7 лотов (по числу заказчиков), каждый из которых имел свою начальную (минимальную) цену договора (от 23 540 до 66 750 руб.), спецификация же (техническое задание) в свою очередь содержала 7 разделов по каждому лоту, в которых были приведены конкретные потребности каждого заказчика в хлебе. Отметим, что в отличие от предыдущих примеров в этой закупке какого-то одного «заказчика-паровоза» не было.

Также в отличие от предыдущих примеров данная закупка закончилась неудачей – на участие в запросе котировок не было подано ни одной заявки. Возможно, причиной этой неудачи было как раз то, что закупка была разделена по лотам, а закупочная документация (в частности, форма заявки) позволяла участвовать в закупке только в отношении одного или нескольких лотов (то есть не всех). Это могло не создать у потенциальных участников закупки представление о том, что речь идет о единой закупке большого размера у одного поставщика.

В ЕИС также можно встретить совместные закупки, которые проводили и проводят заказчики по 223-ФЗ для приобретения топлива, новогодних подарков детям сотрудников, путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников, лакокрасочных материалов, технического обслуживания газового оборудования, страховых услуг, клининговых услуг, строительно-ремонтных материалов (песка, щебня), программного обеспечения, расходных материалов для оргтехники и компьютеров, электрооборудования, медицинских услуг и т.д.

Условия и порядок проведения совместных закупок по 223-ФЗ, как и многие другие правила осуществления закупок, не регламентированные самим законом и его подзаконными нормативными правовыми актами, определяются в положениях о закупке конкретных заказчиков. И как это имеет место в отношении разных правил закупки, здесь тоже наблюдается заметное разнообразие. Вот как, например, осуществление таких закупок регулируется в положении о закупке упоминавшегося выше ПАО «Ленэнерго» - данный заказчик, являясь «дочкой» ПАО «Росссети», принял решение руководствоваться Единым стандартом закупочной деятельности ПАО «Россети» (положением о закупке)6.

Данный документ содержит отдельный раздел «Управление совместными закупками», перечислим его основные нормы.

  1. ПАО «Россети» и его дочерние компании могут заключать с другими заказчиками, в том числе осуществляющими закупочную деятельность не по стандарту ПАО «Россети, соглашение о совместных закупках продукции, однако, такое соглашение может быть подписано только при внесении в него условия, что правила проведения совместной закупки не могут нарушать нормы стандарта ПАО «Россети».
  2. В соответствии с соглашением совместные закупки могут проводиться с соблюдением следующих условий:
  3. Соглашение должно устанавливать права и обязанности заказчиков в рамках закупки, в том числе порядок согласования и утверждения извещения и документации о закупке, изменений и разъяснений документации о закупке, порядок формирования закупочной комиссии и порядок ее работы, порядок проведения заседаний закупочной комиссии и оформления ее решений.
  4. В соглашении должны определяться заказчик, выступающий организатором закупки, его права и обязанности.
  5. При планировании каждый заказчик включает совместную закупку в своей части в свой собственный план закупок. Обратим внимание на этот важный момент – такой подход является единственно правильным при любой совместной закупке по 223-ФЗ, так как в соответствии с нормативно-правовой базой в план закупки конкретного заказчика должны включаться сведения о закупке ТРУ, необходимых для удовлетворения потребностей данного заказчика7. Вместе с тем, отметим, что форма такого плана не предусматривает какого-либо указания на то, является ли та или иная закупка совместной8.
  6. По результатам совместной закупки может быть заключен либо многосторонний договор между всеми заказчиками совместной закупки и ее победителем, либо несколько отдельных договоров между каждым из заказчиков и победителем.

А вот какие правила касательно совместных закупок мы видим в соответствующем разделе относительно мелкого заказчика по 223-ФЗ - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 323» (г. Уфа)6 – см. ниже.

  1. При наличии у двух и более заказчиков нужд в одних и тех же ТРУ такие заказчики вправе проводить совместные закупки на основании соглашения, в котором определяются права, обязанности и ответственность заказчиков.
  2. При проведении совместных закупок могут применяться следующие способы, в том числе в электронной форме: открытый аукцион; открытый конкурс; запрос котировок цен. Отметим, что в данном случае в отличие от вышеприведенного примера имеет место ограничение способов закупки для осуществления совместных закупок - в положении о закупке данного заказчика также предусматривается применение такого конкурентного способа закупки как запрос предложений, но в перечень для совместных закупок он включен не был.
  3. Договор с победителем совместных закупок или с участником, с которым заключается договор, заключается каждым заказчиком. Отметим, что в отличие от предыдущего примера возможность заключения многостороннего договора здесь не предусматривается.
  4. Организатором совместных закупок выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение таких закупок.
  5. Соглашение должно содержать:
  • информацию о сторонах соглашения;
  • информацию о предполагаемых закупках, в отношении которых проводятся совместные закупки;
  • права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  • информацию об организаторе совместных закупок, в том числе перечень полномочий, передаваемых указанному организатору сторонами соглашения;
  • порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  • порядок и сроки разработки и утверждения документации о закупке;
  • примерные сроки проведения совместных закупок;
  • порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных закупок.

Таким образом, в любом случае важной регулирующей составляющей осуществления совместных закупок является соглашение о проведении таких закупок, которое заключают между собой разные заказчики. Если какие-то процедурные моменты не упомянуты в положении о закупке, то они могут устанавливаться в этом соглашении. В качестве примера рассмотрим содержание соответствующего соглашения, которое было заключено между уже знакомым нам уфимским детским садом № 323 и другим таким же городским автономным учреждением «Детский сад № 28»9.

Предметом данного соглашения является осуществление совместных закупок продуктов питания. Организатором закупок определен один из заказчиков – детский сад № 28. В его обязанности были включены:

  1. формирование комиссии по проведению совместных закупок;
  2. установление формы заявки на осуществление закупок, которую должен подавать другой заказчик организатору торгов;
  3. подготовка документации о закупке и ее утверждение, в том числе проекта договора;
  4. организация и проведение процедур закупок, в том числе размещение в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке (в том числе проекта договора), разъяснений по документации о закупке, протоколов, а также изменений, внесенных в соответствующие документы; прием и регистрация заявок от участников закупки;
  5. организация работы комиссии по проведению совместных закупок, составление протоколов и предоставление их другому заказчику;
  6. хранение всех документов, связанных с закупкой, в течение 1 года с даты размещения в ЕИС извещения о закупке.

В свою очередь к обязанностям заказчика, не являющемуся организатором торгов, были относены:

  1. представление организатору торгов кандидатур своего представителя для участия в работе комиссии по проведению совместных закупок, обеспечение их участия в этой работе;
  2. предоставление организатору торгов заявок на осуществление закупок по установленной им форме в следующие сроки: конкурс или аукцион – ежеквартально, не позднее 60 дней до наступления квартала, в течение которого должны осуществляться закупки; запрос котировок цен – по мере необходимости, но не позднее 30 дней (закупка свыше 500 тыс. руб.) или 20 дней (закупка до 500 тыс. руб.) до начала исполнения договора;
  3. участие в определении организатором торгов требований к условиям поставки и начальной (минимальной) цены договора с целью установления единых требований и цены, применяющихся при осуществлении закупки;
  4. рассмотрение документации о закупке, составленной организатором торгов, ее утверждение в течение 3 рабочих дней с даты получения;
  5. в случае принятия решения об отказе от проведения закупки или внесения изменений в документацию о закупке – своевременное уведомление организатора торгов для проведения им необходимых процедур.

Особым условием соглашения является то, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки с тем или иным заказчиком, срыва поставки продуктов данное обстоятельство служит основанием для повторного осуществления закупки организатором торгов без оформления новой заявки со стороны заказчика. В случае нарушения заказчиком, не являющимся организатором торгов, установленных сроков выполнения своих обязанностей, а также в случае ненадлежащего оформления заявки организатор торгов имеет право исключить данного заказчика из числа заказчиков, для нужд которых должна осуществляться закупка.

В заключение следует сказать, что при проведении совместных закупок ключевое значение имеет стыковка правил осуществления закупок, установленных в положениях о закупке разных заказчиков. Именно поэтому, в числе прочего, совместные закупки практикуют, как правило, те заказчики, которые имеют, так сказать, «родственные» положения о закупках. Здесь может идти речь о коммерческих заказчиках, осуществляющих закупки на основании положения о закупке компании, которая является их учредителем, или чьи положения о закупке хоть и являются формально разными нормативными документами, но «списаны» с одного источника – с того же самого положения о закупке головной компании. Также таким случаем может быть ситуация, когда разные заказчики пользуются положениями о закупке, составленными на основе типового положения о закупке, утвержденного их общим учредителем. Например, в г. Новосибирске городская мэрия утвердила такое типовое положение и предложила своим муниципальным унитарным предприятиям, своим муниципальным автономным и бюджетным учреждениям, а также хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия г. Новосибирска в совокупности превышает 50 %, использовать его в качестве основы для формирования положений о закупке10. Хотя отметим, что в этом типовом положении проведение совместных закупок как раз не предусматривается. А вот, напротив, в типовом положении о закупке, утвержденном в Калининградской области в отношении областных государственных медицинских учреждений проведение совместных закупок предусмотрено11.

1 Ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

2 Бюджетные учреждение вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ за счет части своих средств, в том числе за счет средств, полученных от оказания платных услуг и платных работ – в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3 www.zakupki.gov.ru – закупка № 31604366856.

4 www.zakupki.gov.ru – закупка № 31502923654.

5 www.zakupki.gov.ru – закупка № 31502342451.

6 www.zakupki.gov.ru.

7 П. 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

8 Форма плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932

9 http://detsad323.ru (раздел «Сведения об образовательной организации», подраздел «Документы»).

10 Постановление мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 № 11420 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

11 Приказ Министерства здравоохранения Калининградской области от 28.11.2014 N 824 «Об утверждении примерного Положения о закупке товаров, работ, услуг»

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить