Разъяснения закупочной документации по 223-ФЗ

 

Автор: Е. Бусарова


Порядок предоставления разъяснений на запрос

Если закупка проходит в электронной форме

О чем могут быть запросы разъяснения закупочной документации

Примеры запросов на разъяснение закупочной документации

Алгоритм размещения ответа на запрос разъяснения закупочной документации

 

Любой заказчик при формировании закупочной документации старается учесть как можно больше нюансов, чтобы исключить ее неоднозначную трактовку потенциальными поставщиками. Участники закупки, ознакомившись с опубликованной закупочной документацией на Официальном сайте, в случае возникновения вопросов к ее отдельным пунктам, могут направить организатору закупки запрос на разъяснение закупочной данных.

Цель подачи таких запросов заключается в пояснении, уточнении, конкретизации для участников закупки непонятных моментов закупочной документации. При этом, суть самой закупки меняться не должна, т.е. предмет закупки остается прежним. Чаще всего запросы на разъяснение закупочной документации направляются участниками до подачи ими заявок, чтобы правильно оценить свои возможности для обеспечения заказчика необходимым товаром (работами, услугами) в нужный срок. Однако бывают случаи, когда участник направляет запрос на разъяснение закупочной документации после подачи своей заявки на участие в закупке (иногда даже на стадии заключения договора может выясниться, что участник не сможет исполнить свои обязательства, так как провел недостаточно полный анализ закупочной документации). В том случае, если полученные разъяснения заказчика будут для претендента неприемлемы для дальнейшего участия в закупке, то он вправе (если это предусмотрено закупочной документацией и положением о закупке и если это позволяют сроки) отозвать ранее поданную заявку.

Разъяснения допускаются только на этапе приема заявок участников закупочного процесса, поскольку это необходимо для правильности понимания конкретных нужд заказчика в товарах работах и услугах, в точности их количества и сроках поставки (или оказания услуг), порядка проведения определенной закупки, выбора победителя и др., когда необходимо закупить тот или иной товар (услуги, работы).

 

Порядок предоставления разъяснений на запрос

Порядок направления и приема запросов на разъяснение закупочной процедуры описывается заказчиком в положении о закупке (он может различаться в зависимости от способа закупки). Организатор закупки должен указать:

  • способ направления запроса разъяснений (в письменной форме или в электронной с указанием электронной почты или адреса электронной площадки);
  • способ отправки разъяснения документации подавшему его участнику (в электронной форме, в письменной, по факсу и др.);
  • срок, в который возможно предоставление таких разъяснений;
  • срок, в течение которого запрос на разъяснение закупочной документации направляется участником (например: «Любой участник закупки вправе направить заказчику запрос разъяснений положений конкурсной документации в письменной форме в срок не позднее, чем за 7 рабочих дней до дня окончания подачи конкурсных заявок. Заказчик в течение 2-х дней со дня поступления запроса на разъяснение положений конкурсной документации направляет по электронной почте или иным способом разъяснения положений конкурсной документации претенденту, направившему запрос, а также размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения на официальном сайте (в ЕИС)»).

Заказчику не следует забывать размещать ответ на запрос разъяснений положений документации на официальном сайте (в ЕИС) не позднее трех дней со дня принятия решения о предоставлении таких разъяснений, так как законодательством РФ, а именно КоАП, предусмотрена ответственность за неразмещение информации, подлежащей публикации на официальном сайте, или нарушение срока публикации таких данных заказчиком. Участник закупки вправе обжаловать такие действия (бездействие) в ФАС России.

Следует также отметить, что вовремя направлять ответы на запросы в интересах заказчика, поскольку участник закупки, неправильно поняв отдельные пункты закупочной документации и не получив необходимые разъяснения до момента окончания срока приема заявок, может поставить не тот товар, который был необходим заказчику, не того размера или фасона, может сэкономить на материалах (если не указано, например, требование ГОСТ) и т.д.

 

Если закупка проходит в электронной форме

При проведении закупки в электронной форме весь документооборот осуществляется в электронном виде, в том числе и подача запроса разъяснения положений закупочной документации, а также ответ на такой запрос. Участник закупки подает запрос разъяснения закупочной документации в личном кабинете на электронной торговой площадке. Этот запрос не смогут увидеть другие участники закупки. В установленном порядке заказчик размещает на ЭТП ответ на запрос (без указания лица, от которого он был получен). Посредством интеграции электронной площадки с официальным сайтом документ, содержащий разъяснения, публикуется и на ООС. В последующем ответ на запрос находится в открытом доступе для других участниками, у которых, возможно, возникнуть те же вопросы относительно закупочной документации заказчика, что и у участника, который был инициатором такого запроса. Это способствует правильности понимания закупочной документации поставщиками (подрядчиками или исполнителями).

  • Чтобы разместить и опубликовать ответ на запрос разъяснений закупочной документации на электронной площадке ОТС–tender, заказчик в разделе закупок выбирает «Запросы».

  • Далее в подразделе «Запросы участников» необходимо нажать на тему соответствующего запроса, который поступил от участника. На экране появится форма «Запрос на разъяснения №».

  • В подразделе «Ответ» заказчик размещает ответ на конкретный вопрос участника закупочной процедуры, тем самым разъясняя необходимые пункты закупочной документации. Если это нужно, к тексту ответа на запрос прилагается документ, после чего следует нажать на кнопку «отправить».

  • Завершающим этапом размещения разъяснения запроса участника является подтверждением действия электронным сертификатом при помощи кнопки «ок».

Следует отметить, что сведения, которые формируются заказчиком с помощью функционала сайта, и сведения, содержащиеся в документах, в формате, с помощью которого можно сохранить его на технических средствах пользователей и предусматривающим возможность после сохранения осуществить поиск и копирование произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим видом оригинала документа не должны отличаться, а в случае несовпадения таких сведений приоритет отдается данным, которые составил заказчик с помощью функционала официального сайта. Если у участников закупочной процедуры возникнут вопросы, касающиеся таких расхождений, то заказчик в ответе на запрос должен указать, что сведения, созданные с помощью функционала официального сайта, являются достоверными.

 

О чем могут быть запросы разъяснения закупочной документации

Разъяснения закупочной документации могут касаться как самого необходимого товара, работ или услуг, так и порядка проведения оценки заявок, и оформлению заявки на участие в закупочном процессе и др. Задача, которая стоит перед заказчиком во время дачи ответа на разъяснение – как можно точнее и конкретнее ответить на интересующий вопрос участника, кто подал запрос, поскольку во многом от этого будет зависеть результат закупки, и соответственно, обеспечение заказчика необходимым товаром (работами или услугами) в нужные сроки с соблюдением всех норм действующего законодательства.

 

Примеры запросов на разъяснение закупочной документации

1.Тема запроса: форма заявки на участие в запросе предложений

«В пункте 5 закупочной документации запроса предложений на поставку ГСМ для нужд (наименование организации-заказчика) указан срок подачи заявок, место подачи, однако заказчик указал бумажную форму подачи заявок. Возможна ли подача заявок в электронной форме (на электронный адрес вашей организации)?»

Ответ на запрос разъяснений: «В соответствии с п. 5. закупочной документации, заявки представляются в (наименование организации-заказчика) по адресу (указывается адрес) с 29 сентября 2014 года. Дата и время окончания срока подачи заявок: 17.00 часов 07 октября 2014 г. Обеденный перерыв с 12.00 до 13.00. В запечатанном конверте. То есть, подача заявок в данной закупочной процедуре в электронной форме (по электронной почте) не предусмотрена для обеспечения их конфиденциальности».

2. Тема запроса: кто осуществляет выбор поставщика по договору лизинга

«Изучив закупочную документацию, просим сообщить по открытому конкурсу в электронной форме (№ извещения…) на оказание лизинговых услуг по поставке оборудования, какое Лизингодателю необходимо сделать предложение:

1. Только на услуги лизинга, а продавца техники вы выбираете отдельно

2. Услуги лизинга и поставка техники, самой лизинговой компанией ?»

Ответ на запрос разъяснений: «Наша организация (наименование) является заказчиком, осуществляющий закупку любых товаров, работ, в том числе лизинговых договоров, в порядке, установленном ФЗ от 18.07.2011 г. №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Договор лизинга – это договор, по которому лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем (ст. 2 ФЗ от 29.10.1998 № 164 «О финансовой аренде (лизинге)». Таким образом, договором лизинга может быть предусмотрена возможность выбора продавца предмета лизинга либо лизингодателем, либо лизингополучателем. Наша организация проводит закупочную процедуру по выбору лизингодателя, который осуществит выбор продавца и предмета лизинга по письменному согласованию с лизингополучателем. Тем самым, нет необходимости проводить еще одну дополнительную закупку по выбору поставщика, не тратя на это дополнительного времени. Также при выборе поставщика есть вероятность, что при проведении дополнительной закупочной процедуры по выбору лизингодателя такового не найдется. У (наименование заказчика) отсутствуют необходимые денежные средства, чтобы за свой счет приобретать имущество у поставщика».

3. Тема запроса: Подготовка заявки на участие в конкурсе на оказание транспортных услуг

«В соответствии с п. 2 конкурсной документации заказчиком установлен необходимый перечень документов, который необходимо подать в составе заявке, однако отсутствуют требования по их оформлению при подаче. Нужно ли делать опись соответствующих документов и проставлять их нумерацию? Насколько это принципиально и важно при рассмотрении заявок на этапе работы комиссии?»

Ответ на запрос разъяснений: «Участник закупки должен подать все необходимые документы в составе заявки, установленные п.2 конкурсной документацией. Требование по оформлению таких документов, а именно прошивка, опись, нумерация и др. не предусмотрено заказчиком»

4. Тема запроса: Требование к участникам закупки – деловая репутация

«Закупочной документацией запроса предложений, а именно в п.9, предусмотрено предоставления в составе заявки необходимых документов (имеется соответствующий перечень). Также указано требование подтвердить положительную репутацию участника закупки. Какие именно документы необходимо предоставить, чтобы удовлетворить данное положение?»

Ответ на запрос разъяснений: «Среди установленных требований к поставщикам заказчиком было установлено требование подтверждения положительной репутации для оценки его деятельности. Документами, которые могут свидетельствовать о надежности поставщика и качестве его товара, могут быть грамоты, благодарственные письма, ранее заключенные договоры, положительные отзывы других заказчиков и др. Заверенные копии таких документов участникам закупки необходимо представить в составе заявки»

 

Алгоритм размещения ответа на запрос разъяснения закупочной документации

Заказчик, получив запрос на разъяснение положений закупочной документации в установленные положением о закупке сроки, должен предоставить ответ на запрос участнику закупки и своевременно (в соответствии с ФЗ 223 и положением о закупке) разместить документ с разъяснениями на официальном сайте (в ЕИС).

  • Заказчик через «Личный кабинет» на официальном сайте находит закупку, в отношении закупочной документации которой был подан запрос разъяснений. С помощью функционала сайта (синий треугольник справа от наименования закупки) заказчик выбирает пункт «Сведения закупки».


  • Среди представленных пунктов («список лотов», «документы закупки» «изменения и разъяснения», «журнал событий») заказчику необходимо выбрать «Изменения и разъяснения».


 

  • На экране появятся сведения о вносимых изменениях и размещенных разъяснениях, если ранее были таковые. Заказчик с помощью зеленого крестика выбирает пункт «внести разъяснения по положениям документации по закупке».
  • Теперь заказчик заполняет сведения о поступившем запросе от участника закупочной процедуры. Заказчик указывает тему разъяснения, сведения о предмете запроса, дату поступления запроса о разъяснении, дату принятия решения о предоставлении разъяснений (поля, отмеченные красной звездочкой, обязательны для заполнения). После этого заказчик с помощью кнопки «обзор» загружает нужный файл с документом, содержащим разъяснение запроса. Нажав кнопку «прикрепить», заказчик может перейти к опубликованию необходимого файла с помощью ЭЦП.

 

 

 

Информацию о наличии разъяснений, внесенных заказчиком в конкретной закупочной процедуре можно просмотреть на официальном сайте. Такие сведения будут видны и заказчику, и другим пользователям – пометка о них отображается слева от наименования закупки (там же отображаются изменения закупочной документации, если таковые имелись, и опубликованные протоколы).

Для ознакомления с опубликованными разъяснениями участникам закупки следует найти соответствующую закупку на официальном сайте (в ЕИС), выбрать раздел «документы закупки» и ознакомиться с имеющимися разъяснениями, которые конкретизируют отдельные непонятные моменты закупочной документации, которые интересовали определенного участника (данные о нем не указываются на сайте закупок заказчиком, т.е. другие поставщики (подрядчики, исполнители) не смогут узнать от кого был подан запрос разъяснения закупочной документации.

Таким образом, правильное понимание закупочной документации и порядка проведения закупки позволяет участникам своевременно и надлежащим образом подать заявку на участие в закупке, учитывая порядок проведения конкретной закупки, а заказчику – приобрести необходимый товар, работы и услуги. Разъяснения закупочной документации способствуют конкретизации закупочного процесса, обеспечивают взаимопонимание между организатором закупок и потенциальными претендентами на заключение договора.