Программа партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства

 

26.06.2015

Автор: Я. Бубнова


В соответствии с Положением «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» (далее – Положение), утвержденным Постановлением Правительства от 11 декабря 2014 года №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление №1352), заказчики, выручка которых за предыдущий год превышает 1 млрд руб., обязаны 18% от совокупного годового стоимостного объема договоров заключать с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – СМП).  При этом 10% от совокупного годового стоимостного объема договоров заказчик должен заключить по итогам специальных процедур, проведенных только среди СМП. Для проведения таких процедур заказчик самостоятельно формирует и утверждает перечень товаров, работ, услуг, закупку которых он будет осуществлять только у СМП (утверждение данного перечня является обязанностью заказчика). Для заказчиков, выручка которых превышает 10 млрд.руб, Постановление №1352 вступает в силу уже с 1 июля 2015 года.

Постановление №1352 предусматривает ряд инструментов, направленных на исполнение заказчиком указанного норматива. В том числе, заказчик вправе утвердить программу партнерства – документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование реестра (перечня) субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по договорам, заключенным между указанными субъектами и заказчиком либо между указанными субъектами и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заключившим договор с заказчиком, участниками которых может быть неограниченное количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Утверждение программы партнерства является правом заказчика.

Рекомендуем данным правом воспользоваться всем тем заказчикам, перед которыми остро стоит вопрос нехватки поставщиков из числа СМП и существует угроза неисполнения установленного норматива по закупкам у СМП.

Заказчик не имеет права проводить закупки только среди участников программы партнерства, но имеет право предоставлять участникам программы определенные преференции.

Рассмотрим требования к программе партнерства и условия, при которых она может стать эффективным инструментом привлечения СМП к участию в закупках, а не остаться формальным документом заказчика.

1. Заказчик самостоятельно разрабатывает программу партнерства, утверждает ее и публикует на своем официальном сайте (п.16 Положения). Порядок утверждения программы партнерства законодательно не установлен, поэтому заказчик должен руководствоваться своим внутренним порядком.

2. Заказчик самостоятельно определяет требования, которым должны соответствовать СМП, желающие принять участие в программе, а также публикует их на своем официальном сайте (п.16 Положения). Данные требования можно включить в программу партнерства и не оформлять отдельным документом.

Минимальные требования определены в пп. 2 п.15 Положения: «исполнение субъектом малого и среднего предпринимательства не менее 2 договоров, заключенных с заказчиком по результатам закупок, без взыскания с субъекта малого и среднего предпринимательства неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими договорами». Соответственно, принять участие в программе партнерства могут только уже известные заказчику поставщики, подтвердившие свою добросовестность минимум два раза.

Заказчик вправе установить любые другие разумные дополнительные требования, например, рекомендованные Минэкономразвития России (письмо №23941_ЕЕ от 1.11.2013/Д23и «О методических рекомендация по реализации программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства», далее – методические рекомендации Минэкономразвития России):

  • «наличие регистрации в установленном порядке юридического лица или индивидуального предпринимателя, непроведение ликвидации субъекта МСП и отсутствие решения арбитражного суда о признании субъекта МСП банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности субъекта МСП в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату заключения договора присоединения, указанного в пункте 1.7 настоящих Рекомендаций;
  • отсутствие у субъекта МСП недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов субъекта МСП, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Субъект МСП считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на присоединение к договору присоединения не принято;
  • отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера субъекта МСП судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с деятельностью данного субъекта МСП, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • отсутствие сведений о субъекте МСП в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом N 223-ФЗ;
  • наличие у субъекта МСП опыта исполнения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений либо договоров, заключенных с юридическими лицами, подпадающими под действие Федерального закона N 223-ФЗ, либо опыта производства и поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, включенных в реестр инновационных товаров, работ и услуг, либо наличие у субъекта МСП статуса участника проекта "Сколково"».

Дополнительно рекомендуем устанавливать требование об отсутствии не исполненных в срок и надлежащим образом обязательств и просроченных задолженностей перед заказчиком.

Все требования должны быть объективными и обоснованными и не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников программы партнерства.

3. Заказчик ведет реестр СМП – участников программы (п.15 Положения). Порядок включения поставщика в реестр  СМП – участников программы партнерства (далее – реестр СМП) также определяется заказчиком. Количество участников программы партнерства ограничивать не следует. В соответствии с п.1.7 Методических рекомендаций Минэкономразвития России «для реализации программы партнерства рекомендуется заключать безвозмездный договор присоединения в соответствии с гражданским законодательством, сторонами которого являются заказчик и соответствующие требованиям, предъявляемым заказчиком, субъекты МСП (далее - договор присоединения)». Типовую форму договора присоединения можно утвердить в приложении к программе партнерства. Также следует утвердить  форму заявки на включение поставщика в реестр СМП и перечень документов, подтверждающих соответствие поставщика предъявляемым требованиям.

Предоставляя поставщикам возможность подать заявку на включение в реестр СМП в электронном виде, в том числе с использованием сайта заказчика или функционала электронной торговой площадки ОТС.RU, заказчик получает большее количество заявок на участие в программе партнерства, так как поставщики из числа СМП не осуществляют расходов, связанных с подготовкой и отправкой документов.

Порядок присоединения к программе партнерства должен быть максимально прозрачным и простым. Решение о включении или об отказе включения поставщика в реестр СМП лучше всего принимать коллегиально, фиксировать в протоколе и публиковать на официальном сайте заказчика.

                          

4. Заказчик вправе предоставлять участникам программы партнерства ряд преимуществ, в том числе:

  • Авансирование в размере не менее 30% от суммы договора (п. 17 Положения, данную сумму заказчик вправе увеличить);
  • Короткий срок оплаты по договору (не более 30 календарных дней – п. 28 Положения, данный срок заказчик может сократить дополнительно);
  • Иные установленные заказчиком преимущества.

Программа партнерства должна предусматривать реальные меры поддержки участников реестра СМП, иначе у СМП не будет мотивации присоединяться к программе.

Значительный эффект может принести использование финансовых инструментов поддержки СМП.

Использование финансовых инструментов уже заложено в самом Положении. В частности, при подаче заявки на участие в закупках, проводимых только для СМП, в соответствии с п.23 Положения участник закупки, являющийся СМП, при подаче заявки самостоятельно выбирает способ обеспечения заявки: денежные средства, банковская гарантия или иной способ, предусмотренный документацией о закупке. Такая же ситуация в отношении исполнения договора (п.26 Положения).

Соответственно, при проведении закупок только среди СМП заказчик не вправе в качестве способа обеспечения заявки установить только внесение денежных средств.

Возможность предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки избавляет поставщика от необходимости «замораживать» на длительный срок свободные денежные средства, что позволяет большему числу поставщиков стать участниками закупок. Однако банки довольно долго рассматривают заявки на получение гарантии и часто отказывают в ее выдаче поставщикам, имеющим мало опыта. Все это приводит к сокращению количества участников из числа СМП в закупках заказчика и к увеличению риска неисполнения заказчиком норматива.

От участников программы партнерства заказчик может вообще не требовать предоставления обеспечения заявки и договора, либо установить для них меньший объем обеспечения.

Заказчики также могут предложить участникам программы использовать специальный финансовый сервис выдачи банковских гарантий, который позволяет получать банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в закупках и для обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ. OTC-finance отличается от других тем, что позволяет получить гарантию за несколько часов и по низкой цене (которая формируется за счет конкуренции банков между собой) и полностью устраняет риск получения заказчиком поддельной банковской гарантии, так как банки подтверждают выдачу гарантии.  

Сегодня ситуация складывается таким образом, что компании, которые раньше работали независимо или даже конкурировали друг с другом, теперь интегрируются, объединяют усилия и вместе меняют рынок, предоставляя более качественный сервис. OTC-finance может быть внедрен на любую электронную торговую площадку и открыт для подключения к нему новых банков (по запросу банка или заказчика).

5. Рекомендуем заказчику определить порядок и случаи исключения поставщика из реестра СМП. Во-первых, установить срок действия статуса участника программы партнерства (например, 1 год) и указать что если участник не прошел ежегодную проверку на соответствие требованиям, то он автоматически исключается из реестра СМП. Во-вторых, предусмотреть обязанность заказчика исключить поставщика из реестра СМП при обнаружении недостоверных сведений в заявке на включение в реестр СМП или если поставщик перестал относиться к СМП в соответствии с законодательством РФ.

В настоящий момент многие крупные заказчики уже опубликовали на своих сайтах программы партнерства. В их числе ОАО «РЖД», ОАО «Русгидро», ОАО «Россети», ОАО «ОЗК» и другие. Напоминаем, что неисполнение норматива по закупкам у СМП влечет за собой признание Положения о закупке неразмещенным и почти год осуществления закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поэтому заказчикам целесообразно использовать такой инструмент увеличения объема договоров с СМП, как программа партнерства.

 

Источник: «Аукционный вестник», №247 (06.197)

Подробно об изменениях мы расскажем 14 июля на семинаре «Закупки по 223-ФЗ в 2015 году с учетом изменений в ГК РФ»