Правила формирования плана закупки товаров, работ, услуг

 

Автор: Бусарова Е.М.


Закупочная деятельность заказчиков, подпадающих под действие 223-ФЗ, должна осуществляться в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 4 Закона №223-ФЗ), который находится в открытом доступе на официальном сайте (в ЕИС) для поставщиков, желающих ознакомиться с перечнем необходимых товаров, работ, услуг для заказчика и принять в последующем участие в той или иной закупочной процедуре. Не всем заказчикам удается точно формировать план и следовать ему, потому что раньше заказчики осуществляли свою закупочную деятельность самостоятельно в соответствии с общими нормами действующего законодательства, у большинства компаний не было определенной структурированной формы планы с указанием товаров, работ, услуг, которые будут необходимы заказчику в дальнейшем. Для того чтобы составить план закупки максимально точно и в соответствии с потребностями организации, нужно учитывать специфику работы заказчика; необходимые объемы товаров, работ услуг, которые в обязательном порядке понадобятся заказчику; непредвиденное использование тех или иных товаров; необходимо проводить мониторинг рынка товаров работ услуг, следить за ценами за тот или иной вид продукции и т.д. В соответствии с финансовыми возможностями и потребностями заказчика формируется план закупки товаров, работ, услуг.

План закупки товаров, работ, услуг – это документ, который содержит сведения о закупке товаров, работ, услуг, которые необходимы для удовлетворения нужд заказчика, формируется на основе внутренних локальных актов заказчика, определяющих его деятельность. План закупки составляется с учетом объемов расходов, которые заказчик планирует направить для удовлетворения нужд. В план закупки вносятся сведения о тех договорах, которые заказчик планирует заключать в течение года, за исключением случаев, определенных законом.

Конечно, компании планировали свои закупки и до принятия 223-ФЗ.

Однако сейчас данные о проводимых закупках товаров работ, услуг того или иного заказчика носят более регламентированный, открытый характер. Поставщики, изучив план закупки, могут определить, в какой именно период времени заказчику понадобится конкретный товар, работа или услуга, чтобы в дальнейшем подать заявку на участие в закупочной процедуре, т.е. своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика с необходимыми показателями цены, качества, надежности. Со вступлением в силу 223-ФЗ закупочные процедуры стали носить открытый характер, обеспечивая прозрачность закупок.

Заказчики в соответствии с установленным Постановлением Правительства от 10.09.2012 РФ №908 требованием должны разместить на официальном сайте (в ЕИС) утвержденный план закупки до 31 декабря. План закупки, после его утверждения, размещается заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня утверждения или внесения в план изменений. План закупки следует разместить в открытой части официального сайта zakupki.gov.ru (ЕИС) в структурированном виде и электронном или в структурированном и графическом виде. Как правило, план закупки разрабатывается на один год и должен иметь разбивки – помесячную или поквартальную (на усмотрение заказчика). При размещении на официальном сайте (в ЕИС) с помощью функционала сайта указывается дата утверждения, вид, период действия плана.

Порядок формирования плана закупки товаров работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте (в ЕИС) такого плана, требования к его форме устанавливаются Правительством РФ (Постановление Правительства от 17.09.2012 г. № 932).

 

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств

 

Заказчики должны также опубликовать план закупки лекарственных средств, высокотехнологичной и инновационной продукции сроком на 3 года. В дальнейшем срок размещения будет увеличен: с января 2015 года план закупки лекарственных средств, высокотехнологичной и инновационной продукции необходимо будет составлять сроком на 5 лет. Критерии, по которым товар будет отнесен к инновационной продукции и (или) высокотехнологической продукции, формируются федеральными органами исполнительной власти, которые выполняют функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере.

На сегодняшний день некоторыми органами исполнительной власти утверждены критерии, которые используются при планировании закупок, связанных с деятельностью в таких сферах, как: промышленность, внешняя и внутренняя торговля, гражданская оборона и обеспечение пожарной безопасности, здравоохранение, образование, наука и научно-техническая деятельность, связь и массовые коммуникации, миграция.

Следует заметить, что конкретные критерии находятся в зависимости от той отрасли экономики, в которой будут закупаться определенные товары, работы или услуги. (Приказ МЧС России от 14.12.2012 N 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции" ,Приказ Минобрнауки России от 01.11.2012 N 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции" , Приказ Минпромторга России от 01.11.2012 N 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации" ,Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 31.07.2013 N 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции").

До 1 января 2015 года заказчику следует разместить два плана: ежегодный план закупки обычной продукции и трехлетний план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, а уже с 1 января 2015 года планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств должны будут размещаться на срок от пяти до семи лет.

Порядок внесения изменений в план закупок товаров, работ, услуг

 

Заказчик может скорректировать план закупки товаров, работ, услуг когда:

- изменяется потребность в товарах ( работах, услугах) в том числе срок их приобретения, срок исполнения договора, способ осуществления закупочной процедуры;

- изменяется более чем на 10% стоимость товаров (работ, услуг), которые планировалось приобрести. Такие расхождения могут быть обнаружены, например, при подготовке к проведению конкретной закупочной процедуры, когда невозможно осуществить закупку в соответствии с объемом денежных средств, заложенных в плане закупок, когда необходимо закупить больше товара, чем было запланировано ранее;

- в других случаях, предусмотренных Положением о закупках и иными документами (например, при реализации законов, поручений (указаний) Президента РФ и Правительства РФ).

Вносить изменения в план заказчик может сколько угодно раз, если в Положении о закупках не установлены ограничения.

 

Сроки внесения изменений в план закупки

Если закупка товаров, работ или услуг осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, заказчик должен внести изменения в план закупки в срок не позднее размещения на официальном сайте (ЕИС), извещения о закупке. Если это не конкурс или аукцион, а, например, запрос предложений, то в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), которые необходимы заказчику для удовлетворения нужд в срок, установленный Положением о закупках.

При размещении на официальном сайте (в ЕИС) измененного плана закупки (обновленный план в электронном виде) также необходимо опубликовать и сами изменения (т.е. размещается два документа – сам план и изменения). При просмотре плана закупки с помощью синего треугольника выбрать функцию «проект изменений». При загрузке файлов необходимо отметить причину корректировки плана закупки (например, в связи с производственной необходимостью, в связи с увеличением объемов закупаемого товара ). Заказчик в личном кабинете, в разделе «реестр планов закупок» (с левой стороны) должен разместить эти два файла. На официальном сайте при загрузке новых документов заказчику следует поставить соответствующую пометку у старого плана «неактуально», сделав его тем самым недействующим, так как действующим может быть только один план, а именно новый, с внесенными в него изменениями.

Форма плана закупки товаров, работ, услуг

 


 

План закупки товаров, работ, услуг формируется заказчиком по форме в виде единого документа в электронном формате, который обеспечивает возможность его сохранения на технических средствах пользователей, с возможностью поиска и копирования любого фрагмента текста при помощи соответствующей программы для просмотра. План закупки содержит сведения о заказчике: наименование, адрес, телефон и электронная почта, ИНН, КПП, ОКАТО, сведения о предмете договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов, подклассов товаров и услуг, а также видов товаров и услуг.

Буквально точного совпадения наименования предмета закупки с наименованием кода по классификатору практически не встречается, или встречается редко. Товар, который планируется закупить, следует относить к коду, который наиболее подходит по смыслу к предмету предстоящей закупочной процедуры. Если по мнению заказчика закупаемый товар может быть отнесен одновременно к двум или более кодам ОКДП, решение об отнесении к конкретному коду следует принимать исходя из наименования укрупненных кодов (в которые входят коды, которые были выбраны заказчиком) и их соответствия предмету закупки.

При возникновении сложностей у заказчика с правильностью отнесения закупаемого товара к конкретному коду, или если у заказчика все же есть сомнения в определении соответствующего кода, можно воспользоваться опытом работы других заказчиков, которые уже проводили закупочные процедуры аналогичных товаров, работ, услуг. Заказчик с помощью официального сайта, через поисковую систему может найти похожую соответствующую закупку. С помощью мышки и синего треугольника у наименования закупки, заказчик может выбрать функцию просмотра «печатная форма» (на экране отобразится краткая информация о закупочной процедуре, среди которой будет информация о кодах ОКВЭД и ОКДП).

В плане закупки товаров, работ, услуг отображаются:

- минимальные необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, предусмотренные договором, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости) , например, если заказчик проводит закупку щебня ,то в минимальных необходимых требованиях к товару можно указать «щебень гранитный , фракция 5-20 мм»).

При формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам заказчику рекомендуется соблюдать следующие требования:

  • устанавливаемые требования к товарам, работам, услугам должны быть понятными и полными, обеспечивать четкое и однозначное изложение требований к качеству и иным показателям товаров, работ, услуг;
  • следует учитывать действующие на момент размещения извещения о закупке требования, предъявляемые законодательством РФ по видам товаров об обязательной сертификации (полный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия находится в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», об обязательном наличии санитарно-эпидемиологического заключения, а также положения Федерального закона от 27.12.2002 № 184 ФЗ «О техническом регулировании». Требования, установленные заказчиком, не должны искусственно ограничивать товары, работы, услуги, которые подходят в соответствии с такими требованиям (за исключением, когда необходимо обеспечить взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком) или круг потенциальных поставщиков. Таким образом, при проведении торгов запрещаются действия, приводящие к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции».

- единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц (ОКЕИ предназначен для использования при решении задач количественной оценки товаров, работ, услуг в целях осуществления учета заказчиком количества приобретаемого товара, работ услуг), например, если закупаемый товар –щебень, то код по ОКЕИ 113.

- сведения о количестве закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении, например, 1000 кубических метров, 1000 тонн.

- регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления), например, если товар будет поставляться в Липецкую область, то код ОКАТО 42000000000.

- сведения о начальной цене (максимальной) цене договора ( при проведении закупочной процедуры заказчик укажет ее в извещении и документации о закупке, в последующем поставщики путем подачи заявок будут предлагать свою цену за конкретный объем товара (работ, услуг), не более максимальной)

- планируемая дата размещения извещения о закупке ( год, месяц). Предполагая, когда именно возникнет необходимость в том или ином товаре, заказчик указывает период размещения информации о закупке, с учетом специфики работы предприятия.

- срок исполнения договора (год, месяц). Осуществляя закупочную деятельность заказчик в договоре указывает срок действия договора, в зависимости от потребности товара на определенном временном отрезке. В течение действия заключенного договора по итогам закупочной процедуры, могут меняться существенные условия договора, если возможность предусмотрена положение о закупке. Информация о таких изменениях публикуется заказчиком на официальном сайте (в ЕИС).

- способ закупки. В соответствии с Положением о закупках заказчик вправе выбрать тот или иной способ закупки, путем проведения торгов (конкурс, аукцион) или без их проведения ( запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры, закупка у единственного поставщика и другие).

- закупка в электронной форме (да/нет). Заказчик вправе проводить закупочной процедуры в электронной форме на электронных торговых площадках, а в соответствии с Постановлением Правительства № 616 закупка некоторых товаров, работ услуг проводится исключительно в электронной форме. Лучше всего проводить закупки на ЭТП OTC-tender. Заказчик вправе пользоваться сразу несколькими электронными площадками, ограничений в этом нет.

Заказчик не включает в план закупки такие сведения, как:

- сведения о закупке, составляющие государственную тайну (защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» в соответствии со ст.2 Закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1), при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора.

- сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ: по конкретной закупке, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте; в отношении перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляет государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте (в ЕИС).

Сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100тысяч рублей (500 тысяч рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год более чем 5 миллиардов рублей), заказчик может не отражать в плане закупок, это не является обязанностью.

План закупок товаров, работ, услуг помогает заказчику правильно организовать закупочную деятельность предприятия, обеспечив возможность ознакомления поставщикам с потребностями того или иного заказчика в конкретных товарах, работах, услугах, эффективно использовать денежные средства для обеспечения нужд организации, анализировать расходы тех или иных товаров в течение года.