Практические примеры описания объекта закупки (составления технических заданий) с учетом требований по стандартизации и техрегулированию

 

Автор: Кирилл Чагин


С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2016 № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». Положения данного закона затронули закупочную деятельность заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. В частности, теперь, составляя техническое задание, заказчики при описании закупаемых ими товаров, работ и услуг должны использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации1. К этим параметрам относятся требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы. При этом если заказчик использует не «внешние» параметры технических регламентов и стандартов, а какие-то свои собственные параметры, то он будет обязан обосновать в документации о закупке необходимость использования именно этих собственных требований к товару, работе или услуге.

Еще до вступления в силу указанного выше закона мы уже рассматривали эти новые требования в одном из размещенных на сайте материалов (см. статью «Стандартизация товаров, работ и услуг в документации о закупке в рамках 223-ФЗ»). В данной статье на материале Официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) мы рассмотрим некоторые практические примеры описаний объектов закупки (составления технических заданий), которые заказчики делают уже в соответствии со вступившими в силу правилами.

Закупка товаров

В конце июля 2016 г. Публичное акционерное общество «РАО Энергетические системы Востока» в рамках 223-ФЗ объявило открытый конкурс на поставку каменного угля в период с августа 2016 г. по апрель 2019 г. Начальная (максимальная) цена договора составила 1 млн. 171 тыс. руб., а общий объем закупаемого угля – 216 480 тонн.

В техническом задании (в составе документации о закупке оно оформлено в виде отдельного файла в формате Microsoft Excel), в разделе «Технические требования» мы видим ссылку на 5 документов национальной системы стандартизации:

  1. ГОСТ 32464-2013 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования»
  2. ГОСТ 32354-2013 «Угли Дальнего Востока для энергетических целей. Технические условия»
  3. ГОСТ 32347-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей»
  4. ГОСТ 25543-2013 «Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам»
  5. ГОСТ 19242-73 «Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков»

Обратим внимание, что стандарты 2 и 3 касаются случая, когда поставщик угля будет поставлять уголь месторождений конкретных географических местностей – на них существуют отдельные ГОСТы. Кроме того, в разделе «Регламентирующая нормативная документация» присутствует ссылка на два стандарта, которые касаются уже не самого угля, а оценки их качества: ГОСТ 1137-64 «Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и брикеты. Правила приемки по качеству» и ГОСТ 10742-71 «Угли бурые, каменные, антрацит, горючие сланцы и угольные брикеты. Методы отбора и подготовки проб для лабораторных испытаний». Это те стандарты, которыми заказчик собирается руководствоваться при приемке поставляемого товара. Отметим, что в техническом задании также содержится требование о том, что участник закупки должен представить в составе своей заявки сертификат качества изготовителя (оформленный в соответствии с требованиями Правил проведения сертификации угля, утвержденных постановлением Госстандарта России от 05.06.2000 № 32, с указанием срока действия сертификата) и оформленный протокол качества угля с подтверждением результатами химического анализа, проведенного независимой лабораторией ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», и акт отбора направленной для анализа пробы предполагаемого к поставке угля, отобранной комиссионно с участием аккредитованного независимого эксперта.

Вместе с тем, в техническом задании также содержится еще один раздел, который называется «Качественные характеристики угля». В нем мы видим значения 6 параметров угля – марка, максимальная общая влага рабочего состояния, минимальная низшая теплота сгорания и т.д. Кроме того, здесь имеется указание на то, что к поставке не допускаются окисленные угли. Данные параметры выполняют функцию уточнения требований заказчика к объекту закупки в рамках существующих ГОСТов. Так, например, в задании говорится, что общая влага рабочего состояния топлива не должна быть выше 18 %. А в ГОСТе 32354-2013 «Угли Дальнего Востока для энергетических целей. Технические условия» указано, что значения данного параметра в зависимости от марки угля, размера кусков и других характеристик могут быть в диапазоне от 7 до 45 %. Но указанное в техническом задании значение укладывается в этот диапазон, поэтому здесь заказчик, как это и установлено в 223-ФЗ, использует именно требования, которые предусмотрены документами стандартизации.

Приведем еще один пример – теперь из практики закупок по 44-ФЗ. В середине августа 2016 г. Федеральное государственное казенное учреждение «Пятый объединенный авиационный отряд Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (Камчатский край) объявило электронный аукцион на закупку столового куриного яйца 1-й категории. Начальная цена контракта – 288,3 тыс. руб., требуемый объем закупки яиц – 30 тыс. шт. В техническом задании указан стандарт, которому должна соответствовать поставляемая продукция, – ГОСТ 31654-2012 «Яйца куриные пищевые. Технические условия». Для интереса скажем, что, в соответствии с этим стандартом, куриное столовое яйцо 1-й категории должно весить от 55,0 до 64,9 г.; пятна, точки и полоски на скорлупе яйца (от соприкосновения яйца с полом клетки или транспортером для сбора яйца) могут занимать не более 1/8 его поверхности; оно должно иметь определенную маркировку и т.д. Также отметим, что в данном стандарте содержатся не только требования, касающиеся характеристик самого яйца, но и правила приемки яиц и контроля их характеристик (в вышеприведенном примере по углю для этого существуют отдельные ГОСТы). Каких-либо других дополнительных или уточняющих требований к объекту закупки в техническом задании не содержится (опять же в отличие от вышеприведенного примера с углем). Но и в этом стандарте от поставщика яиц (но не от участника закупки!) требуется предоставление документов, подтверждающих их соответствие требованиям к качеству. В частности, речь идет о «сопроводительных документах, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 г. № 422 «Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов». Отметим, что на яйца не распространяется действие Технического регламента ТР ТС - 021 – 2011 «О безопасности пищевой продукции» (объектом регулирования этого регламента является продукция уже переработанная, то есть произведенная в промышленных условиях и прошедшая определенную обработку), а также они отсутствуют в списке продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия2. Поэтому яйца могут быть сертифицированы поставщиком только на добровольной основе (в данном случае «добровольно-принудительно», так соответствия продукции ГОСТу требует заказчик) в том или ином центре сертификации. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим качество яиц, является заключение ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ), обязательность которой в отношении яиц установлена федеральным законодательством о ветеринарии3.

Закупка работ и услуг

В середине августа 2016 г. муниципальное казенное учреждение «Управление по эксплуатации административных зданий города Перми» в рамках 44-ФЗ объявило электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту чердачного перекрытия в одном из административных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 274 тыс. руб. В техническом задании нет ссылок на ГОСТы, которые бы касались непосредственно указанных в нем 456 видов работ по капитальному ремонту (разборка полов, устройство гидроизоляции, установка дверей и т.д.). Причина этого в том, что какого-то общего ГОСТа или технического регламента касательно капитального ремонта административных зданий не существует (в отличие, скажем, от капитального ремонта многоквартирных домов – здесь есть соответствующий ГОСТ4). Однако в феврале 2016 г. был принят ГОСТ Р 56860-2016 «Оценка качества работ, выполняемых членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Общие положения и требования к оценке», который вступил в действие с 01.09.2016 с правом досрочного применения. Отметим, что этот ГОСТ в принципе мог бы быть использован заказчиком при составлении технического задания, тем более что его применение касается уже к оценке качества работ по капитальному ремонту.

Вместе с тем, в техническом задании есть ссылки на ГОСТы в том его разделе, который касается показателей товаров, используемых при выполнении работ. Например, в отношении ламинированного покрытия (ламината) в задании указывается, что данный товар должен соответствовать ГОСТу 32304-2013 «Ламинированные напольные покрытия на основе древесноволокнистых плит сухого способа производства. Технические условия», а также приводятся 2 конкретные требуемые характеристики ламината класс применения 33 (производственные помещения, повышенная нагрузка) и толщина покрытия 12 мм. Обратим внимание, что значения этих двух конкретных характеристики, которые заказчик указал отдельно, находятся в диапазоне значений, допускаемых вышеуказанным ГОСТом. Поэтому так же, как и в случае с закупкой угля (см. выше), заказчик здесь уточняет необходимые ему характеристики товара именно в рамках ГОСТа. Соответственно, от участника закупки требуется указать в своей заявке значения приведенных в задании показателей.

Наконец, рассмотрим пример, связанный с закупкой услуг. В августе 2016 г. государственное автономное учреждение Тюменской области «Волейбольный клуб «Тюмень» в рамках 223-ФЗ объявило запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по организации общественного питания своих спортсменов. Срок оказания услуг – с сентября по декабрь 2016 г. включительно, начальная (максимальная) цена договора составила 2 684 тыс. руб. В техническом задании мы видим, что заказчик установил требование о соответствии закупаемых услуг следующим ГОСТам:

  1. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»
  2. ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»
  3. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции»

Также в техническом задании говорится о том, что качество продуктов, используемых для приготовления блюд и кулинарных изделий, должно соответствовать ГОСТам либо техническим условиям (ТУ). Однако данный пример приходится разбирать более критически, чем предыдущие.

Во-первых, заказчик не учел, что первые два ГОСТа на момент объявления запроса котировок уже были отменены.

Во-вторых, в отношении непосредственного процесса оказания услуг общественного питания действует гораздо больше ГОСТов, которые заказчик должен бы был использовать при составлении технического задания. К ним относятся:

  1. ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования»
  2. ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»
  3. ГОСТ 30524-2013 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу»
  4. ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования»
  5. ГОСТ 32692-2014 «Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания»

В-третьих, заказчику следовало бы также указать в техническом задании, что продукты питания, используемые при оказании услуг, должны соответствовать действующим техническим регламентам, например, Техническому регламенту «На масложировую продукцию» (ТР ТС - 024-2011), Техническому регламенту «На соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС - 023-2011) и т.д.

В-четвертых, требовать выполнения вышеупомянутого международного стандарта ИСО имеет смысл не напрямую, а в привязке к реализации такого специально разработанного стандарта как ГОСТ Р 55889-2013 «Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания».

В целом, следует сказать, что в отношении различных работ и услуг заказчикам пока далеко не всегда удается использовать ссылки на технические регламенты или документы стандартизации. Прежде всего, это связано с разнообразием услуг и работ и отсутствием соответствующих регламентов и ГОСТов, которые бы относились к тем или иным услугам (работам). Но заказчикам необходимо внимательно следить за появлением новых документов на сайте Росстандарта (www.gost.ru), ведь нельзя исключать, что если уже есть ГОСТы, которые касаются ремонта и технического обслуживания холодильных приборов и стиральных машин, то в будущем может появиться и ГОСТ, который будет касаться, например, заправки картриджей для печатных устройств. Одновременно заказчикам не следует забывать, что если технического регламента и (или) ГОСТа, который относится к закупаемым ими услугам или работам, пока нет в природе, то необходимо обосновывать использование в техническом задании своих собственных требований именно этим обстоятельством.

1 П. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2 Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

3 Ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»

4 ГОСТ Р 56193-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.»

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить