Еще один повод задуматься о малых закупках

 

Автор: Вадим Шайхутдинов

Дата: 19.09.2017

 

В отечественных регламентированных закупках все отчётливее проявляется еще один тренд – экономия на так называемых малых закупках. Голоса, говорящие об этом, становятся все громче и их уже сложно не слышать.

Мы решили разобраться в том, что же такое малые закупки и как можно на них экономить. В этой статье мы также приведем краткий обзор практики контролирующих органов в отношении использования малых закупок для ухода от конкурентной процедуры, которое заключается в искусственном дроблении лотов.

Что такое малые закупки

В части 15 статьи 4 закона № 223-ФЗ говорится о том, что «заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей». Это первое и последнее упоминание интересующего нас предмета в тексте Закона. Такие закупки называют малыми закупками или закупками малого объема. Критерий выделения малых закупок – стоимостный.

Большинство заказчиков, так уж сложилась практика, редко внимательно анализируют малые закупки. А напрасно. Несмотря на небольшие суммы, их общий стоимостный объем может достигать нескольких миллионов в год. И экономить на них вполне реально.

Очень подробно малые закупки рассмотрены в «Едином стандарте закупок ПАО «Россети». В пунктах 5.8 и 5.9 обозначены «простые закупки» и «мелкие закупки», соответственно. Простые закупки – осуществляются при НМЦ свыше 100 тыс. руб., но не больше 500 тыс. руб. Мелкие закупки – до 100 тыс. руб.

Кейсы

Мы подобрали примеры кейсов, в которых некоторые компании – субъекты закона № 223-ФЗ осмыслили и упорядочили правила проведения малых закупок в своем положении.

В Положении о закупках ПАО «АНК «Башнефть», утвержденном до присоединения к Положению Роснефти, в пункте 1.1 дается определение закупок малого объема и их классификация. В частности, предусмотрены два варианта таких процедур. Первый вариант – это закупки с НМЦ до 100 тыс. руб. В этом же определении содержится очень важное ограничение заказчиков. Общий стоимостный объем таких закупок, заключенных с одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не должен превышать 1 млн руб. В пункте 7.6.7 прописывается порядок проведения закупок малого объема. Такие закупки проводятся без рассмотрения на закупочной комиссии, информация о них не размещается в ЕИС.

Второй вариант закупки малого объема определен как «Закупка по упрощенной схеме». НМЦ такой закупки не должна быть меньше, чем 100 тыс. руб., но и не должна превышать 500 тыс. руб. Проведение закупок по упрощенной схеме осуществляется «в Обществе (включая Филиалы), ДО, годовая выручка которых за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. с НДС». В Положении подробно прописаны правила проведения закупки по упрощенной схеме. Во-первых, закупка проводится автоматизировано на сайте ЭТП Башнефть. Во-вторых, закупка конкурента. В-третьих, в пункте 7.6.1 говорится о том, что информация о закупке может не размещаться на сайте ПАО «АНК «Башнефть» и в ЕИС.

Такая формулировка оставляет за заказчиком возможность при необходимости разместить информацию о закупке в ЕИС и на сайте Группы Башнефть.

Как мы увидели, в Башнефти не только описали малые закупки, а и начали на них экономить.

Создание собственных закупочных систем для проведения малых закупок – это большой шаг вперед. Только не все заказчики в силу различных причин могут себе это позволить. Поэтому, отвечая возникшим потребностям, рынок предложил системы для конкурентного проведения малых закупок. Одна из таких систем – электронный магазин OTC-Market, входящий в Группу электронных площадок OTC.RU.

Целые регионы внедряют OTC-Market для проведения государственных закупок малого объема. Например, Волгоградская, Иркутская, Тюменская области. Не отстают и корпоративные заказчики: АО «РЖД-Строй», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

В Волгоградской области подвели первые результаты использования электронного магазина для малых закупок OTC-Market («Итоги работы комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области за 2016 год»). Экономия закупок малого объема за 2016 году составила порядка 4% (более 26 млн руб.).

Таким образом, проведение малых закупок с использованием OTC-Market дает серьезный экономический эффект.

Практика ФАС

Однако чрезмерное увлечение малыми закупками может сыграть с заказчиком злую шутку. Речь идет об искусственном дроблении предмета закупки, когда нарушаются нормы законодательства о защите конкуренции. Вот что по этому поводу думает Антимонопольная служба.

Используя «рамочность» Федерального закона №223-ФЗ, многие заказчики проводят закупки до 100/500 тыс. руб. как закупки у ЕП, при этом зачастую не утруждают себя обоснованием такого выбора. В деле № А60-47219/2014 УФАС по Челябинской области встает на сторону поставщика и признает неправомерным дробление общей суммы потребности на ежемесячные закупки до 100 тыс. руб. Суды трех инстанций подтверждают решение ФАС и признают заказчика виновным в нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении ФАС России (от 22.04.2015 № АД/19753/15). Согласно письму, несмотря на то, что Федеральный закон № 223-ФЗ не устанавливает ограничения в определении требований к закупаемым товарам, работам, услугам, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. руб. необоснованное дробление предмета закупки с целью снижения стоимости закупки до 100/500 тыс. руб. либо использование неконкурентных способов закупки, может содержать признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции и противоречит положениям части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Послесловие

Подведем итог. Малые закупки отлично подходят для увеличения экономии и сокращения трудозатрат, однако прежде чем их проводить, следует описать в положении о закупках случаи и правила проведения таких процедур.

При этом не стоит злоупотреблять малыми закупками в ущерб конкурентным процедурам. Возмездие в лице Антимонопольной службы будет неотвратимо. Малые закупки всегда должны быть обоснованы.

Для достижения наилучшего результата (в том числе, экономии средств) рекомендуем осуществлять малые закупки на специальных электронных сервисах, рассчитанных на проведение таких процедур. Одним из примеров подобных сервисов с подтвержденной эффективностью является электронный магазин OTC-market.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить