Положение о закупке по 223-ФЗ для аптек

«Основные вопросы закупок для нужд заказчиков
(особенности закупок лекарственных средств)»

 


 

 

При закупке лекарственных средств заказчику необходимо быть в курсе изменений нормативной правовой базы, грамотно готовить техническое задание, работать над подготовкой проекта договора, следить за работой поставщика, чтобы планировать возможность выстраивания дальнейших деловых отношений с ним.

Федеральные законы, регулирующие размещение заказов

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предполагается, что после внесения изменений в КоАП касательно 223-ФЗ количество жалоб в адрес заказчиков по 223-ФЗ увеличится.

В соответствии со ст.449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением установленных правил, могут быть признаны судом недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) не всегда является оптимальным способом проведения закупки, поскольку в этом случае увеличивается срок приема заявок, а у заказчика появляется обязанность заключить контракт с победителем. Поэтому специалисты зачастую рекомендуют по возможности выбирать иные способы проведения закупок.

44-ФЗ жестко регламентирует работу в сфере закупок в соответствии с правилами, прописанными в его положениях. 223-ФЗ лишь определяет, что заказчик работает в соответствии с разработанным им Положением о закупке. Из этого следует, что заказчик может изменять документальное основание проведения закупок не исходя из изменений в законодательной базе, а руководствуясь собственными потребностями. Но существует 135-ФЗ, и поставщик может посчитать, что заказчик, предъявляя требования к объекту закупки, ограничивает конкуренцию, нарушая 135-ФЗ.

Согласно 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов (заказчиками) деятельности его участников;
  2. создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия закупке, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
  4. участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Если у вас возникают вопросы по регистрации на Официальном сайте РФ, специально для вас мы проводим бесплатные практические семинары во всех регионах России. Для участия в семинарах оставьте заявку на обучение по 223-ФЗ!

Принципы и основные положения закупки ТРУ

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к УПЗ;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к УПЗ.

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пример 1 структуры Положения о закупках («классическая»)

  1. Политика в области закупок
  2. Общие положения
  3. Управление закупочной деятельностью
  4. Способы закупок и условия их выбора
  5. Планирование закупок
  6. Подготовка закупки
  7. Проведение закупки
  8. Особые закупочные ситуации
  9. Заключение и исполнение договора
  10. Обжалование
  11. Отчетность
  12. Ответственность

Пример 2 структуры Положения о закупках

  1. Основные положения о закупках
  2. Положение о способах закупок (условия проведения)
  3. Положение об оценке заявок
  4. Положение о работе комиссии

Участник закупки

В отличие от 44-ФЗ, где участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо, подавшее заявку, участником по 223-ФЗ может быть физическое или юридическое лицо (несколько юридических лиц), которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч.5 ст. 3 Закона №223-ФЗ).

Участник закупки вправе обжаловать в ФАС действия/бездействие заказчика в случаях:

  1. неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков размещения;
  2. предъявления к участнику требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  3. осуществления заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  4. неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Официальный сайт (единая информационная система, ООС, ЕИС)

Информация о закупках по 223-Фз и по 44-ФЗ размещается на одном и том же сайте (www.zakupki.gov.ru), но на разных серверах, поэтому при входе в личный кабинет, заказчик выбирает 223-ФЗ либо 44-ФЗ.

ЕИС:

  • Общероссийский источник информации о проводимых закупках (в том числе в соответствии с 223-ФЗ)
  • Общероссийский источник информации об итогах закупок
  • Общероссийский источник для размещения планов-графиков

Если отсутствует доступ на ЕИС, заказчик размещает информацию на своем официальном сайте, а когда открывается доступ на ЕИС, размещает информацию там.

При использовании торгов как способа закупки извещение и прочая документация должны быть размещена в ЕИС не позднее, чем за 20 дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах.

Если изменения в извещение о закупке (торги), документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, то срок подачи заявок на участие должен быть продлен так, чтобы срок со дня размещения в ЕИС внесенных изменений до даты окончания подачи заявок составлял не менее 15 календарных дней.

Протоколы, составляемые в ходе любой закупки (не только торги), выкладываются в ЕИС в течение трех дней со дня подписания. Закон не определяет, кто подписывает протокол (вся комиссия или секретарь).

Независимо от формы закупки в ЕИС (в соответствии с ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ) размещается:

  • информация о закупке — извещение о закупке;
  • документация о закупке, включая ТЗ;
  • проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено 223-ФЗ и Положением о закупке.

Извещение о закупке:

  • способ закупки (предусмотренный положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес эл. почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества ТРУ;
  • место поставки, выполнения, оказания ТРУ;
  • сведения о Н(М)ЦД (цене лота);
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений УПЗ и подведения итогов закупки.

 

Порядок проведения конкурса по ЕОСЗ 

 


Требования к УПЗ в ЕОСЗ

Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки, в том числе:

  1. быть зарегистрированным в качестве юр. лица или ИП в установленном в РФ порядке (для российских участников);
  2. обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку ТРУ в соответствии с действующим НПА РФ и если такие ТРУ приобретаются в рамках заключаемого договора…;
  3. не находиться в процессе ликвидации (для юр. лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);
  4. не являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и/или экономическая деятельность которой приостановлена;
  5. соответствовать иным требованиям, установленным в документации о закупке на основании поручений Правительства РФ либо НПА ФОИВ.

Запрос цен (запрос котировок)

Такая процедура как запрос цен (котировок) не попадает под действие статей 447 – 449 и статьей 1057 – 1061 Гражданского кодекса (нет обязательства заключать договор). Отличительная особенность от торгов состоит в возможности отмены процедуры в любой момент до ратификации договора.

Граничное условие

— сумма закупки от 100 (500) тыс. руб. (без НДС)

— до 10 млн. руб. (без НДС) (в т.ч. — объединенной или многолотовой закупки).

Сфера применения — простая продукция (товары), для которой существует сложившийся рынок, имеющейся в наличии у поставщиков (лек. средства, средства мед. назначения)

Преимущества: простая процедура; минимальные затраты времени (срок подачи заявок и рассмотрения не установлен 223-ФЗ); хорошо автоматизируется; «дешевая» для участников.

Спецификации — заказчик четко и однозначно специфицирует закупаемые ТРУ; только один критерий оценки — цена.

Процедура проведения запроса цен 

 

 

Условия проведения запроса цен. ПРИМЕР (Росатом):

Проводится (п.10.7.5)

  • открытым или закрытым (п.10.16.1 и 10.16.2);
  • не в эл. форме (раздел 20) или в эл. форме (дополнительно с учетом раздела 27);
  • с выбором нескольких победителей по одному лоту (подраздел 23.8).

Не проводится (п.10.7.7)

  • в многоэтапной форме (подраздел 10.17);
  • с правом подачи альтернативных предложений (подраздел 10.21);
  • с квалификационным отбором (подраздел 10.18);
  • с проведением переторжки (подраздел 10.20).


Запрос предложений

Граничные условия:

— сумма закупки от 100 (500) тыс. руб. (без НДС);

— например, до 10 млн. руб. (без НДС) (в т.ч. — объединенной или многолотовой закупки);

— использование процедуры конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно.

Преимущества: простая процедура; относительно небольшие затраты времени, сравнительно небольшой объем бумажной работы, небольшие материальные затраты. Проведение закупки способом запроса предложений не накладывает на Заказчика обязательств, в случае отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе проведения процедуры.


Процедура проведения запроса предложений 

 

 


Конкурентные переговоры

Граничные условия:

— сумма закупки от 100 тыс. руб. (без НДС);

— до 10 млн. руб. (без НДС) (в т.ч. — объединенной или многолотовой закупки);

— необходимо провести переговоры с УПЗ, а использование процедуры конкурса с учетом затрат времени или по иным веским причинам нецелесообразно.

Преимущества — простая процедура (конкурс—light); небольшие затраты времени, можно поменять условия закупки в процессе (проведение переговоров), небольшие материальные затраты. Проведение закупки способом запроса предложений не накладывает на Заказчика обязательств, в случае отказа от закупки (и заключения договора) на любом этапе проведения процедуры.

После завершения переговоров заказчик может выбрать победителя сразу, либо просит всех УПЗ представить к определенной дате окончательное предложение (оферту).

Процедура может проводиться столько раз, сколько необходимо для выбора победителя, либо до отказа Заказчика от процедуры (закупки).

При необходимости, заказчик после проведения конкурентных переговоров может не заключать договор, а объявить конкурентную процедуру, пригласив на него участников переговоров.

 

Процедура проведения конкурентных переговоров(см. слайд 38)

 


Техническое задание

Нет нормативного правового акта, устанавливающего требования к ТЗ по закупке лекарственных средств.

 

Лотирование закупаемых товаров

 
223-ФЗ и другие НПА не определяют порядок формирования лотов на товары. Возможное разбиение на лоты:

  • по группам ОКДП (или ОКП, или АТХ), по МНН;
  • по способу назначения — одежда, простыни, для наружного применения и т.д.;
  • по сроку годности ЛС;
  • по отделениям (например, Лот1. Терапевтическое отд.; Лот2. Хирургическое отд.);
  • по удаленности получателя (по региону, области);
  • произвольно (вообще без лотов, т.е. каждое ЛС — отдельный лот или закупка).
  • в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06 июля 2010 года № 1141-р (Перечень стратегически значимых ЛС, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ)
  • по клинико-фармакологической группе (например, средства действующие на ЦНС; сердечнососудистые средства; стимулятор лейкопоэза и т.п.).
  • по Стандарту (реестру) лечения (когда отдельный лот — целый комплекс ЛС, необходимых для лечения больного).

 

Закупки менее 100 (500) тыс. руб.

  • условие применения

— сумма закупки до 100 тыс. руб. (без НДС);

— потребность в конкретном объеме товара;

— времени на проведение процедуры нет.

  • НПА не описывает требования по «как часто и по какому товару можно проводить закупку до 100 тыс. руб.»
  • Заказчик сам устанавливает возможность закупки до 100 тыс. руб. в своем Положении о закупках.
  • Нет ответственности за «дробление» всего объема закупок на закупки до 100 тыс. руб.

 

Сроки исполнения контракта

223-ФЗ не определяет сроки поставки (как всего объема товара, так и отдельной партии), штрафные санкции за недопоставку, срыв поставки и пр. коллизии. Заказчик вправе предъявлять любые требования, не противоречащие Гражданскому кодексу РФ.

 

Вопросы слушателей

ВОПРОС: Если заказчик не закупает инновационную и высокотехнологичную продукцию, то план о таких закупках не размещается или размещается пустой план?

ОТВЕТ: Как показывает практика, целесообразно размещать пустой план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, где указать, что такая продукция не закупается.

ВОПРОС: Возможно ли закупать лекарственные средства на сумму до 100 тыс. руб. постоянно, без ограничений или обязательно необходимо проводить конкурентные процедуры?

ОТВЕТ: Возможно, если в Положении такая закупка будет описана как закупка у единственного поставщика.

ВОПРОС: Если в ЕИС размещен план закупки лекарственных средств на три года, необходимо ли отдельно размещать план на 2015 год? Положение о закупке публикуется ежегодно единожды, и в него вносятся изменения?

ОТВЕТ: Планы и Положение могут изменяться так часто, как это прописано в Положении, а также при необходимости. Иногда заказчики устанавливают, что подведомственные учреждения не имеют права вносить изменения в план-график и Положение чаще, чем раз в месяц.

ВОПРОС: До того, как организация попала под действие 223-ФЗ, был заключен рамочный договор с поставщиком на три года, что потом было отражено в Положении, и полгода закупки проходят без конкурентных процедур по этим рамочным договорам. Нарушается ли законодательство?

ОТВЕТ: Нарушения законодательства нет, так как обстоятельства совершения сделки возникли до того, как организация попала под его действие, что отражено в Положении о закупке.

ВОПРОС: Включаются ли в отчеты о закупках расходы на услуги банков.

ОТВЕТ: Да, включаются.

ВОПРОС: Автономному учреждению выделяются целевые средства на приобретение лекарственных средств. По какому закону необходимо работать?

ОТВЕТ: Автономное учреждение здравоохранения работает в соответствии с утвержденным Положением о закупке, целевые средства осваиваются по 223-ФЗ. По 44-ФЗ только капитальные вложения.

ВОПРОС: Организация закупает лекарственные препараты только по прайс-листам. Можно ли прописать это в Положении и работать без выставления на торги.

ОТВЕТ: Можно. Но целесообразно прописать и случаи, когда проводятся торги.