Полномочия ФАС по рассмотрению жалоб при закупках в рамках 223-ФЗ

 

Автор: Кирилл Чагин

Дата: 05.12.2017

 

Случаи, когда действия (бездействие) заказчика при закупках по 223-ФЗ могут быть обжалованы в ФАС, установлены в самом этом законе. В частности, к таким случаям относятся1:

  1. неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения;
  2. предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  3. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений 44-ФЗ;
  4. неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Полномочия антимонопольных органов установлены в положении о ФАС России2. Однако следует отметить, что если рассмотрение жалоб в отношении закупок по 44-ФЗ фигурирует в этом документе как отдельное полномочие ФАС (п. 5.3.9), то рассмотрение жалоб в отношении закупок по 223-ФЗ не указано в положении в качестве отдельного полномочия. Вместе с тем, в положении определено, что ФАС осуществляет «иные полномочия» в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Поэтому рассмотрение жалоб по закупкам в рамках 223-ФЗ может быть отнесено к этим «иным полномочиям», поскольку подача таких жалоб в ФАС предусмотрена в 223-ФЗ (см. выше).

Также к полномочиям ФАС относится контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (п. 5.3.1.1), рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов3, осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ. Напомним, что антимонопольное законодательство содержит определенный перечень административных правонарушений и мер ответственности за их совершение при осуществлении закупок по 223-ФЗ4.

В практике обжалования в ФАС действий заказчика по 223-ФЗ нередко возникает вопрос о том, полномочна ли ФАС рассматривать жалобы и принимать решения не только в отношении случаев, указанных в 223-ФЗ (см. выше). В частности, в соответствии с федеральным антимонопольным законодательством ФАС рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с 223-ФЗ5 — то есть, возможные случаи обжалования действий (бездействия) заказчика по 223-ФЗ трактуются здесь максимально широко. Например, жалоба на то, что заказчик при осуществлении закупки создал для какого-то участника преимущественные условия участия в закупке и жалоба на недостаточную ясность и четкость критериев оценки и сопоставления заявок могут быть рассмотрены ФАС в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, но с другой стороны они не включены в перечень оснований для подачи и рассмотрения жалоб в соответствии с нормами 223-ФЗ.

Точку в этой спорной ситуации поставила позиция Верховного суда РФ6, согласно которой ФАС может рассматривать жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров7 только по нарушениям, указанным в самом 223-ФЗ. Порядок рассмотрения таких жалоб достаточно детально прописан — определено требуемое содержание жалобы, установлен конкретный срок ее рассмотрения ФАС и т.д. Если жалоба в ФАС подается не по основаниям, указанным в 223-ФЗ, то решение по данной жалобе не может быть принято (а если принято, то является незаконным)8.

Если же жалоба касается других нарушений, то ее рассмотрение должно осуществляться ФАС в ином порядке, также установленном в антимонопольном законодательстве9. При этом перечень таких других нарушений в рамках 223-ФЗ также ограничен в антимонопольном законодательстве следующими случаями10:

  1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Однако здесь следует указать, что в данном порядке собственно обжалование тех или иных действий (бездействия) заказчика не предусматривается. Одним из оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства тут может быть лишь заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (понятие «жалоба» в этом порядке вообще не употребляется). Кроме того, условия и правила подачи и рассмотрения жалобы и заявления разные. Например, жалоба в ФАС может быть подана в ФАС не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов (размещения результатов торгов в ЕИС)11, а заявление о нарушении антимонопольного законодательства может стать основанием для возбуждения дела до истечения 3 лет со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении — до истечения этого же срока со дня окончания нарушения или его обнаружения12; жалобу ФАС обязана рассмотреть в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы13, а заявление должно быть рассмотрено в течение 1 месяца со дня его предоставления14. Важно указать, что если в поданной жалобе ФАС обнаружит признаки нарушения антимонопольного законодательства, то данная жалоба целиком или в конкретной своей части должна рассматриваться в соответствии с порядком о возбуждении дела о нарушении этого законодательства — говоря простыми словами, к этой жалобе ФАС уже будет относиться как к заявлению15.

Таким образом, с точки зрения участника закупки можно сделать вывод, что если конечная цель обращения в ФАС заключается в немедленной отмене результатов проведенной закупки, то необходимо использовать «механизм жалобы», однако, число оснований для ее рассмотрения ФАС сильно ограничено в самом 223-ФЗ. А «механизм заявления» скорее можно считать способом «восстановления справедливости» по отношению к заказчику, допустившему то или иное нарушение антимонопольного законодательства из установленного перечня.

В заключение дополнительно отметим, что в соответствии с нормами 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать любые действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в судебном порядке16, то есть и те действия (бездействие), которые не указаны ни в 223-ФЗ, ни в антимонопольном законодательстве. При этом в соответствии с антимонопольным законодательством обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в ФАС не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке17.

1 Ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».

3 П. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4 См. ст. 7.32.3 КоАП.

5 П.1 ч. 1 ст. 18.1 и ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

6 Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 по делу № А50-9299/2016.

7 Ст. 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

8 Письмо ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 «По вопросу о принятии к рассмотрению жалоб», Решение Курганского УФАС России от 25.04.2016 по делу № АМЗ-25/2016-18.1.

9 Гл. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

10 Ч. 1 и 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

11 Ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

12 Ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

13 Ч. 14 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

14 Ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

15 Письмо ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 «По вопросу о принятии к рассмотрению жалоб».

16 Ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

17 Ч. 3 ст. 18. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить