Составление и использование перечня продукции, закупаемой у субъектов МСП

 

Автор: Дмитрий Кухтенков

Для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ, это обстоятельство осложнено элементами «саморегулирования», а именно, обязанностью самостоятельно утверждать и публиковать перечень продукции, которую они планируют закупать исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом стоит внимательно разобраться с тем, как разработать такой перечень и как использовать его, не нарушая при этом требования законодательства.

Поддержка малого и среднего предпринимательства

Поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства обязаны оказывать те заказчики из числа работающих по Закону № 223-ФЗ, объём выручки которых за предыдущий год превысил 2 млрд. рублей. Это же значение обусловлено требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 в качестве максимально возможного уровня дохода среднего предприятия. Иными словами, поддержку малому бизнесу должны оказывать только те заказчики, которые по масштабам своей деятельности сами выходят за уровень среднего предприятия.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства сформулированы в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: малое (среднее) предприятие не должно превышать упомянутых выше предельных значений по годовому доходу, по численности работников, а также удовлетворять определённым законом требованиям к структуре собственности. Стоит обратить внимание, что последний критерий сформулирован сегодня таким образом, что подавляющее большинство акционерных обществ оказались исключенными из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом Закон № 223-ФЗ не делает различия с точки зрения привилегированного участия в закупках между субъектами малого предпринимательства и субъектами среднего предпринимательства.

Предоставление закупочных преференций субъектам МСП по Закону № 223-ФЗ осложняется тем, что заказчик должен одновременно ориентироваться на результат и на процесс. Так, результатом поддержки малого и среднего бизнеса со стороны заказчика должно стать то, что он передаст МСП не менее 18% своего годового закупочного бюджета. При этом он может сделать это и по результатам обычной закупки, в которой на общих основаниях вдруг победило малое предприятие, и по результатам прямой закупки, и даже путём включения в проект договора нормы, обязывающей победителя закупки привлечь в качестве субподрядчика из числа субъектов МСП. Но одновременно с этой обязанностью существует и обязанность передать МСП не менее 10% своего годового закупочного бюджета по результатам таких процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. Хорошо ещё, что и 10%, и 18% исчисляются не от абсолютной величины закупочного бюджета, а от условной, уменьшенной на целый ряд исключений, сформулированных в п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Этим основанием и является перечень продукции, закупаемой исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства: публикуя его заказчик заранее уведомляет неопределённый круг лиц о тех преференциях, которые он хочет предоставить малому и среднему бизнесу. И после публикации перечня он может допускать до соответствующих закупок исключительно поставщиков, предоставивших ему должным образом заполненную декларацию о принадлежности к МСП по форме, установленной Постановлением Правительства № 1352, или выписку из Реестра МСП.

Перечень продукции, закупаемой исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства, публикуется в том же порядке, что и положение о закупках – в Единой информационной системе. Факт публикации является обязательным условием для вступления этого документа действие. При этом, как и в случае с положением о закупках, заказчик не ограничен в своём праве изменять перечень продукции, закупаемой у малого бизнеса, но только и все изменения он обязан публиковать.

Риски неправильного составления

При всей обширности прав заказчика в отношении составления перечня продукции, закупаемой у малого и среднего бизнеса, реальный спектр его возможных действий ограничен безусловным требованием о размещении не менее 10% своего закупочного бюджета у субъектов малого и среднего предпринимательства, причём по результатам именно конкурентных процедур, участниками которых являлись исключительно субъекты малого и среднего бизнеса. Требование о проведении конкурентных процедур сформулировано Правительством не вполне вразумительно и следует лишь из комплексного толкования норм Постановления № 1352. Но зато в Постановлении сформулировано прямо, что в составе названных 10% могут быть учтены только те закупки, которые были проведены на основании перечня продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом если заказчик объявил закупку продукции, включенной им в этот перечень, а она по каким-то причинам не состоялась, то обязанность по исчерпанию 10% с него всё равно не снимается. Так же и в случае, если годовой закупочный бюджет увеличился – пусть даже в силу аварийной потребности, закрываемой за счёт заёмных средств, – то почти наверняка пропорциональным образом увеличится и денежное выражение пресловутых 10%. И если даже заказчик отдаст дополнительный подряд малому бизнесу, но не включит предмет этого подряда в обсуждаемый нами перечень, то тем самым он сможет закрыть свою обязанность по передаче малому и среднему бизнесу 18% от своего закупочного бюджета, но всё равно не выполнит обязанность по передаче 10%.

Две эти обязанности – отдать МСП 18% и при этом не менее 10% «разыграть» исключительно среди МСП – существуют параллельно и не поглощаются одна другой. И если заказчик выполнил одну из этих обязанностей, но не выполнил другую, он всё равно попадает под соответствующую санкцию Закона № 223-ФЗ: с 1 февраля по 31 декабря следующего года она обязан будет проводить все свои закупки по Закону № 44-ФЗ.

Рекомендации по составлению

Как же соблюсти требование законодательства не только о 18%, но и 10%, и при этом по возможности не навредить собственной закупочной деятельности? Ответ в первом приближении довольно прост: перечень продукции, закупаемой исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства, должен быть составлен «на вырост», но при этом иметь запас «эластичности».

Первое условие соблюдается в том случае, если количество позиций, включенных в перечень, заведомо «перекрывает» больший объём закупок, чем нужно для выборки условных 10%. Этот запас страхует заказчик от риска невыполнения своей обязанности при отмене закупки и в том случае, если она просто не состоялась. В конце концов, в каких-то позициях перечня в течение года просто может отпасть необходимость. Но при этом важно просчитать объём закупок таким образом, чтобы даже после всех этих исключений актуальные позиции могли закрыть необходимые 10% годового закупочного бюджета.

Эластичность же достигается за счёт включения в перечень прежде всего таких товаров, работ и услуг, лоты по которым без лишних усилий можно укрупнить или, наоборот, раздробить. Ни то, ни другое действие не запрещено Законом № 223-ФЗ. При этом Постановление № 1352 вменяет заказчику в обязанность закупать продукцию из перечня исключительно у субъектов МСП только в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта по данному лоту не превышает 50 млн. рублей. При цене выше названной, даже если предмет закупки фигурирует в перечне, заказчик вправе сам решать, будет ли данный лот «разыгран» на общих основаниях или же исключительно среди субъектов МСП. Осмысленно увеличивая или уменьшая начальную цену контракта относительно названной величины при объявлении каждой закупки, заказчик сможет по итогам года передать МСП необходимые 10% по итогам преференционных закупок и при этом, в необходимых ему случаях, закупить даже включённую в перечень продукцию в общем порядке.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить