Особенности подготовки заявок на участие в закупочных процедурах


01.10.2014 
Спикер: Снисаренко Иван Петрович

 

 


Цели регулирования 223-ФЗ

Принципы закупки товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ

При закупке ТРУ заказчики руководствуются правовыми актами, регламентирующими правила закупок

Основные способы закупки

Специфика закупочных процедур

Особенности закрытых закупочных процедур

Закупки в электронной форме

ЭТП

Особенности подготовки заявок для участия в квалификационном отборе

Состав заявки на участие в закупке

Документы заявки на участие в закупке

Дополнительные документы заявки на участие в закупке

Особенности содержания заявки на участие в открытом аукционе, проводимом в электронной форме

   

 

В своей закупочной деятельности заказчики по 223-ФЗ руководствуются:

- Конституцией Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- специальным нормативным правовым актом – Федеральным законом №223-ФЗ;

- другими федеральными законами;

- иными нормативными правовыми актами РФ;

- принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми акты, регламентирующими правила закупки конкретных заказчиков – положениями о закупке.

 

 

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Закон №223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, не регламентирует жестко закупочную деятельность. Он устанавливает определенные рамки ведения закупочной деятельности и допускает большую свободу действия заказчика.

 

Цели регулирования 223-ФЗ

  • Расширение возможности участия юридических и физических лиц в закупках товаров, работ и услуг для нужд заказчиков;
  • Создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах;
  • Стимулирование участия юридических и физических лиц в закупках;
  • Развитие добросовестной конкуренции;
  • Эффективное использование денежных средств;
  • Обеспечение единства экономического пространства;
  • Предотвращение коррупции и других злоупотреблений;
  • Обеспечение гласности и прозрачности закупок.
 

Принципы закупки товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются правовыми актами, регламентирующими правила закупок

В соответствии со ст. 2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая описание способов закупки и условия их применения), порядок заключения и исполнения договора, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 №908 установлено, что положение о закупке в должно быть размещено на в свободном доступе на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В случае внесения изменения в положение о закупке заказчик должен публиковать их на Официальном сайте в течение 15 дней.

Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 №932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана». План закупки публикуется до 31 декабря предшествующего года, что дает возможность потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с потребностями заказчиков в следующем году. ПП РФ №932 устанавливает и порядок корректировки планов закупки. Заказчик может корректировать план закупки в случаях:

a) изменения потребности в товарах, работах, услугах, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

b) изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;

c) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

В случае если закупка осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на Официальном сайте извещения о закупке и закупочной документации или вносимых в них изменений.

Кроме положения о закупке и плана закупок на Официальном сайте публикуются:

  • извещение о закупке
  • документация о закупке
  • проект договора
  • изменения, вносимые в извещение и документацию
  • разъяснения документации в случае появления запросов от участников
  • протоколы, составляемые в ходе закупки
  • иная информация, установленная положением о закупке

 

223-ФЗ регламентирует период публикации извещения только для двух способов закупки – аукциона и конкурса. Такие извещения должны публиковаться на Официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. Срок размещения извещения о проведении запроса предложений, запроса цен, конкурентных переговоров устанавливается согласно положению о закупке конкретного заказчика.

На официальном сайте размещается информация о закупке

 

Сведения, содержащиеся в извещении о закупке и закупочной документации, на которые следует обратить внимание при принятии решения об участии в закупке и подготовке заявки на участие.

Общий алгоритм действий при принятии решения об участии в закупке, подготовке заявки:

  • заинтересованность в поставке такой продукции;
  • объемы поставки, выполнения работ;
  • соответствие НМЦ рыночной цене;
  • условия исполнения договора, в том числе:

 

- место поставки товара, выполнения работ;

- осуществимость сроков поставки, выполнения работ;

- условия оплаты (в том числе наличие авансирования);

- требования к обеспечению исполнения договора;

  • способ закупки с привязкой к срокам подготовки заявки;
  • требования к участникам закупки (например, можно ли привлекать к исполнению подрядчиков, соисполнителей).

 

В извещении о закупке должны быть указаны:

  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • способ закупки;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения об НМЦ договора;
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В закупочной документации должны быть указаны установленные заказчиком требования к:
  • качеству;
  • техническим характеристикам товара, работы, услуги;
  • их безопасности;
  • функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • размерам;
  • упаковке;
  • отгрузке товара;
  • результатам работы;
  • и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 

Кроме того, в извещении заказчик должен объяснить, каким образом участникам закупки следует составить предложение и описать предлагаемые ими товары, работы, услуги а в документации – описать требования у содержанию, форме, оформлению и составу заявки; указать место, условия и сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, форме и порядка оплаты.

Порядок оплаты заказчиком предоставляемых товаров, работ, услуг для любой коммерческой организации очень важен. Некоторые заказчики, злоупотребляя, устанавливают следующие условия оплаты: «в случае возможности», «при поступлении средств на счет». В такой ситуации потенциальный поставщик не может понять, когда и как заказчик с ним рассчитается. Такие действия заказчика следует обжаловать, так как подобные условия мешают участникам закупки сформировать свои предложения.

Также в документации должны быть указаны:

  • порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Следует обратить внимание, что в документации должен быть приведен именно четкий перечень с детальным указанием наименований документов и формы их предоставления.
 

Основные способы закупки

Заявка на участие в закупке готовится исходя из указанного заказчиком способа ее проведения.

Способ закупки – это однозначно регламентированные процедуры осуществления закупки, отличающиеся друг от друга особенностями проведения и гражданско-правовыми последствиями. Так по результатам проведении аукциона или конкурса (отнесенных гражданским законодательством к торгам) заказчик обязан заключить с победителем договор; по результатам проведения других процедур заказчик не обязан этого делать.

Процедуры, предусматривающие состязательность участников:

  • конкурс
  • аукцион (редукцион)
  • запрос предложений (приглашение делать оферты)
  • запрос цен (запрос котировок цен, мониторинг цен и т.п.)
  • конкурентные переговоры

 

Процедуры, не предусматривающие состязательность участников:

  • закупка у единственного поставщика
  • упрощенные способы закупок (мелкие закупки, закупки в особых условиях и т.п.)

 

Это наиболее часто применяемые способы закупки, однако заказчики в своих положениях могут указывать совершенно разные способы, например в таких вариациях:

  • в открытой или закрытой форме,
  • одноэтапной или многоэтапной форме,
  • с проведением или без проведения квалификационного отбора и (или) постквалификации,
  • в электронной либо не в электронной форме,
  • с проведением переторжки или без нее,
  • с правом подачи альтернативных предложений,
  • с выбором нескольких победителей по одному лоту,
  • и в иных формах, предусмотренных Положением о закупке.

 

Специфика закупочных процедур

Конкурс

Конкурс является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать заявки. Назначенная организатором конкурсная комиссия рассматривает заявки на отборочной стадии и отклоняет не соответствующие конкурсной документации, оценивает соответствующие заявки на оценочной стадии и определяет победителя как лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора по совокупности критериев, объявленных в конкурсной документации. Таким образом, конкурс отличается возможностью для заказчика ориентироваться не только на цену, но и на иные критерии (условия исполнения договора): сроки поставки, качество продукции, квалификация участников и т.д.

Конкурс может применяться для закупок любой продукции в любых случаях, если ограничения на его применение не установлены законодательством РФ или распорядительными документами заказчика. Конкурс можно назвать наиболее эффективным способом закупки, так как все участники осведомлены об установленных заказчиком условия закупки, о том, чем будет руководствоваться заказчик при выборе победителя, а сам заказчик получает конечные, взвешенные предложения участников.

Аукцион

Аукцион является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать заявки. Назначенная организатором аукционная комиссия рассматривает заявки и отклоняет не соответствующие требованиям аукционной документации, проводит процедуру аукциона и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора.

Аукцион применяется, если предметом закупки являются серийно производимые товары, типовые работы или услуги, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

Целесообразно проводить аукцион при одновременном выполнении следующих условий:

-существует возможность четко, точно и детально сформулировать описание объекта закупки;

-критерии определения победителя такой закупочной процедуры имеют количественную и денежную оценку.

Запрос предложений

Запрос предложений является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать заявки. Назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их и отклоняет не соответствующие требованиям документации о закупке, оценивает соответствующие заявки и определяет победителя по совокупности критериев, объявленных в документации о закупке. Отличается от конкурса прежде всего тем, что по результатам запроса предложений заказчик не обязан заключать договор с победителем.

Также существенная разница состоит в том, что закупочная комиссия при проведении запроса предложений может быть наделена правами провести переговоры с допущенными участниками в отношении их заявок. Применяется, как правило, с ограничениями (условиями применения). Запрос предложений может быть с выбором нескольких победителей по одному лоту.

Запрос цен

Запрос цен является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения. Закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену договора. В отличие от аукциона не является торгами: заказчики требуют представления конечного ценового предложения, победителем становится участник, предложивший наименьшую цену. По результатам запроса цен заказчик также не обязан заключать договор.

Запрос цен может применяться в тех же случаях, что и аукцион, когда заказчик может конкретно, детально прописать характеристики предмета закупки. Как правило условием применения запроса цен вместо аукциона служит ограничение по цене договора и срокам осуществления закупочной процедуры.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры являются конкурентным способом закупки, при котором их организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать заявки. Закупочная комиссия рассматривает их и отклоняет не соответствующие требованиям документации о закупке, проводит переговоры (вправе это сделать) не менее чем с двумя неаффилированными участниками закупки, оценивает соответствующие заявки (с учетом результатов переговоров) и определяет победителя по совокупности критериев, объявленных в документации о закупке.

Конкурентные переговоры могут проводиться, когда в силу особенностей продукции и (или) условий договора заказчику затруднительно определить их характеристики, сформулировать подробные спецификации продукции, вследствие чего требуется проведение переговоров с участниками закупки.

Особенности закрытых закупочных процедур

В конкурентной закупке, проводимой в открытой форме может принять участие любой участник рынка. В закрытой процедуре могут принять участие только специально приглашенные лица. Заказчик имеет право не указывать в размещаемых на официальном сайте извещении и документации о закрытой закупке начальную (максимальную) цену договора.

Закупка проводится в закрытой форме, если на рынке существуют несколько потенциальных поставщиков закупаемой продукции и одновременно с этим выполняется одно из следующих условий:

- приглашенные к участию в закупке должны получить в составе извещения и (или) документации о закупке сведения, составляющие государственную тайну;

- если по решению Правительства Российской Федерации сведения о конкретной закупке не подлежат размещению на официальном сайте;

- если предмет закупки составляет коммерческую тайну при условии невозможности описания предмета закупки в извещении без раскрытия такой коммерческой тайны;

- если закупается продукция, включенная Правительством Российской Федерации в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не подлежат размещению на официальном сайте. Такой перечень составляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.06.2012 №591 (такой перечень есть у госкорпорации Росатом).

Закупки в электронной форме

В соответствии с 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Такой перечень установлен ПП РФ от 21.06.2012 №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

Не следует путать проведение процедуры в электронной форме с электронным аукционом, который проводят государственные и муниципальные заказчики в соответствии с 44-ФЗ. Электронный аукцион – это одна из разновидностей процедур, проводимых в электронной форме. ПП РФ №616 обязует проводить закупки согласно перечню в электронной форме, но не включает требования к способу закупки.

 

 

ЭТП

При проведении закупки на конкретной электронной торговой площадке (ЭТП) подать заявку на участие в ней могут только аккредитованные на ней лица. Аккредитация участника закупок на электронной площадке осуществляется на определенный срок с даты направления оператором электронной площадки этому участнику уведомления о принятии решения о его аккредитации на ЭТП.

Заявка подготавливается и подается посредством программных и технических средств ЭТП в форме одного электронного или нескольких электронных документов согласно регламенту работы ЭТП.

Участник закупки, подавший заявку, как правило, вправе отозвать ее в любой момент до окончания срока подачи заявок посредством программных и технических средств ЭТП. Площадка обязана обеспечить сохранность и конфиденциальность сведений и документов, содержащихся в поданных заявках, а также сведений о количестве и перечне подавших заявки участников.

В случае внесения изменений в документы и информацию об участнике закупок, замены или прекращения действия документов (в том числе замены или прекращения действия электронной подписи) либо выдачи участником новых доверенностей на осуществление от его имени действий по участию в таких закупках, этот участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и информацию, уведомление о прекращении действия документов, прекращении действия усиленной электронной подписи и т.д.

Ответственность за достоверность документов и информации об участнике закупок, в том числе усиленных электронных подписей, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в такие документы и информацию, за замену указанных документов или прекращение их действия несет участник закупок, предоставивший указанные документы и информацию.

Следует обратить внимание на то, что участникам закупок необходимо следить за состоянием счета на ЭТП, чтобы избежать ситуаций, когда участник подает заявку на участие в процедуре, а оператор ЭТП отказывает ему в участии по причине недостатка средств для обеспечения заявки.

Особенности подготовки заявок для участия в квалификационном отборе

Квалификационный отбор – процедура, проводимая заказчиком для определения квалифицированных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, допускаемых к участию в последующих закупках этого заказчика.

Целью квалификационного отбора является формирование реестра (короткого списка) квалифицированных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, допускаемых к участию в последующих закупках организации-заказчика и заключению по результатам таких закупок соответствующих договоров.

Квалификационный отбор может быть самостоятельной процедурой или являться дополнительным элементом конкурентной закупки и представляет собой определение соответствия участников такой процедуры требованиям и критериям, установленным заказчиком. В любом случае, квалификационный отбор проводится до подачи участниками заявок с технико-коммерческими предложениями.

При квалификационном отборе информация о его проведении сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения на Официальном сайте извещения о проведении квалификационного отбора и квалификационной документации.

По результатам квалификационного отбора комиссия заказчика составляет перечень (реестр) лиц, которые, по мнению заказчика, признаются квалифицированными участниками закупки и в последующем приглашаются к участию к закупке. Не следует путать с закрытыми процедурами. К участию в закрытых процедурах приглашается определенный круг лиц, выбор которых не связан с проведением квалификационного отбора. Квалификационный отбор проводится среди всех участников рынка, среди которых отбираются лица, соответствующие квалификационным требованиям, которые допускаются к участию в последующих процедурах.

Участник, не прошедший или не проходивший квалификационный отбор, исключается из числа участников последующей стадии закупки.

Обычно заказчик устанавливает следующее требование. Если по результатам квалификационного отбора участник включен в короткий список (реестр), однако в последующем в ответ на приглашение принять участие в закупке, осуществляемой среди квалифицированных поставщиков, не подаст заявку или направит отказ от участия в закупке установленное заказчиком количество раз, этот участник исключается из перечня и не может участвовать в предварительном отборе участников закупки, проводимом на следующий год для обновления перечня поставщиков.

Состав заявки на участие в закупке

Заказчики в закупочной документации должны детально прописывать перечень документов, требуемых от участника для допуска его к процедуре закупки. Если заказчик не указал конкретный документ, который он требует в составе заявки на участие в закупке (а указывает в качестве требования, например, «соответствие законодательству РФ»), но при этом не допускает участника к закупке по причине непредоставления такого документа, это является нарушением законодательства – такие действия заказчика следует обжаловать.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к предметам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Документы заявки на участие в закупке

1. Первый раздел закупочной документации.

В составе заявки на участие в закупке, как правило, требуется представить следующую информацию и материалы об участнике закупки:

- наименование, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

- выписка (нотариально заверенная копия) из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее срока, установленного в закупочной документации

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (руководителя);

- документы, подтверждающие соответствие участника закупки иным требованиям установленным заказчиком в закупочной документации (или копии таких документов) ( в т.ч. в декларативной форме);

- копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);

- решение об одобрении или о совершении крупной сделки;

- документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ (декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения / преференции в отношении участников закупки).

Следует обратить внимание на то, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Заказчик, устанавливая ограничение для участия в закупке только субъектов малого и среднего предпринимательства, в качестве подтверждения может запросить продекларировать это в заявке, либо приложить к ней документ о том, что участник относится к таким субъектам.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2013 N 867-р Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков к 2015 году должна составить не менее 18%. Доля прямых закупок у таких субъектов должна составить не менее 6%.

 

Дополнительные документы заявки на участие в закупке

В закупочной документации заказчик вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта (копия бухгалтерского баланса);

2) оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании (например, договор аренды);

3) опыта работы, связанного с предметом контракта;

4) деловой репутации (надежности);

5) профессиональной компетентности, т.е. наличию в необходимом количестве специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (копии дипломов, свидетельств и т.п.).

Другие требования, которые заказчик вправе установить в закупочной документации:

  • об отсутствии случаев (документально подтвержденных в соответствии с законодательством РФ) невыполнения участниками закупки ранее принятых ими договорных обязательств перед самим заказчиком или перед иными заказчиками. Подтвердить это можно, как правило, только декларативно;
  • об отсутствии сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков (как в соответствии с 223-ФЗ, так и согласно 44-ФЗ). В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров;
  • о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника и (или) предприятия – изготовителя товара, право на поставку которого является предметом закупки. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества (со ссылкой «либо аналог» либо «или эквивалент»), или должны быть изложены основные требования к такой системе;
  • об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает определенный размер балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
  • к обеспечению заявок, в том числе к форме предоставления и размеру обеспечения заявок в закупках, осуществляемых в электронной форме. Это нужно для того, чтобы заказчик мог оградить себя от ситуации, когда победитель закупки отказывается заключать договор. Как правило, обеспечение заявки может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств;
  • о предоставлении в составе заявки гарантий производителя на товар;

 

В документации о закупке и проекте договора заказчик вправе указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупки заключается договор, привлекать к исполнению договора субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), или исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор. Если проектом договора допускается привлечение субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), заказчик вправе указать виды поставок, работ, услуг, которые должны быть выполнены лично поставщиком(исполнителем), а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей).

В отношении всех требований к участникам закупки в закупочной документации должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

Например, заказчик будет рассматривать участника закупки как соответствующего требованиям, если участник располагает десятью штатными специалистами, имеющими лицензии охранника, копии которых должны быть приложены к заявке.

 

2. Второй раздел закупочной документации.

Включает в себя:

  • предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе информацию о стране происхождения или производителе товара. Участник закупки должен описать объект закупки строго в соответствии с требованиями, изложенными в закупочной документации. Если заказчик таких требований не установил, участник закупки описывает объект так, как считает необходимым (в этом случае будет незаконным отклонение заявки на том основании, что объект закупки описан неправильно, непонятно и т.д.);
  • в случае, если способом закупки выбраны конкурс или запрос цен участник включает в заявку предложение в отношении предлагаемой цены договора, заключаемого по результатам закупки.

 

3. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге).

При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

4. В случае, если заказчик установил требование об обеспечении заявки – документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).

Внимание к деталям при подготовке заявок

В ходе подготовки заявок необходимо уделять внимание ряду деталей, игнорирование которых зачастую приводит к недопуску к процедурам.

Заказчик устанавливает как обязательные требования заказчика (формирующие критерии отбора), так и предпочтения (формирующие критерии оценки). Участнику закупки необходимо четко разделять их.

Обязательным требованием является такое необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает недопуск соответствующего участника закупки к следующему этапу закупочной процедуры.

Например, заказчику необходимо купить автомобиль, оборудованный системой кондиционирования. На участие в закупке подали заявки 3 участника. Первый участник в заявке указал, что автомобиль оборудован кондиционером. Второй предложил автомобиль с люком в крыше. Третий указал, что автомобиль оборудован двухзонным климат-контролем. В этой ситуации заказчик вправе отклонить вторую заявку, так как наличие люка не соответствует понятию системы кондиционирования.

Если предложенные характеристики превышают минимальные требования заказчика (заказчик требует наличие системы кондиционирования, а участник предлагает двухзонный климат-контроль, также включающий в себя кондиционер), заказчик вправе рассмотреть это в качестве своих предпочтений, если они указаны в закупочной документации. Если в документации предпочтения не указаны, то он рассматривает эти предложения в равной степени (и кондиционер, и климат-контроль).

К предпочтениям относятсяхарактеристики, соответствующие в совокупности следующим требованиям:

  • предлагаемые в заявке характеристики и (или) условия превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика, установленные в закупочной документации;
  • несоответствие таким предпочтениям не может служить основанием для отклонения заявки;
  • характеристики и условия, превышающие минимально необходимые обязательные требования заказчика, учитываются при определении степени предпочтительности (сравнительной оценке) предложений участников закупки, если это указано в закупочной документации.

 

Такие «улучшенные» характеристики и условия применяются только в отношении заявок, прошедших отборочную стадию (по результатам рассмотрения заявок участников закупки) и принимаются во внимание закупочной комиссией заказчика при ранжировании предложений участников закупки на оценочной стадии закупочной процедуры. Если по какому-либо параметру заявка не соответствует документации, заказчик не примет ее, даже если по остальным она представляет «улучшенные» характеристики.

В своей закупочной документации заказчик должен установить порядок подтверждения в отношении каждого заявленного обязательного требования и предпочтения:

  • путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке (декларация);
  • путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом.

 

В соответствии с п.9 ч.10. ст.4 223-ФЗ заказчиком должен быть установлен перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Особенности оформления заявки на участие в открытом конкурсе, проводимом в письменной форме

При подготовке заявки на участие в открытом конкурсе в «бумажной» форме заявку следует оформлять строго в соответствии с закупочной документацией.

Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в закупке, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в закупке и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и подписаны участником закупки или уполномоченным лицом.

Заказчик может указать, что заявка готовится в двух экземплярах (подлинник и копия). В этом случае нужно подготовить два конверта: на одном указать «подлинник», на втором – «копия».

Часто заказчики устанавливают такие формальные требования, как оформление нумерации страниц (например, «страницы следует нумеровать авторучкой в правом нижнем углу» и др.). Следует обращать внимание на такие требования, чтобы заказчик не отклонил заявку.

Особенности содержания заявки на участие в открытом аукционе, проводимом в электронной форме

При проведении аукциона заявка, как правило, состоит из двух частей. Первая часть, в которой не идентифицируется участник закупки (оператор ЭТП должен сохранить в тайне, кто подал заявку, до момента, когда определится победитель, которому будет присвоен номер), должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию.

При заключении договора на поставку товара:

- если заказчик четко, детально описал закупаемую продукцию (указав торговую марку производителя и т.д.), участнику в заявке следует подтвердить факт полного соответствия товара требованиям заказчика;

- если заказчик не указал, какую именно продукцию он хочет закупить (без указания марки, производителя и т.п.) но прописывает конкретные характеристики, показатели, которыми должен обладать такой товар (например, при закупке грузового автомобиля заказчик указывает максимальную скорость, размер грузовой платформы; пассажировместимость, количество мест для сидения – при закупке автобуса и т.д.).

При заключении договора на выполнение работ, оказание услуг:

- согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе;

При заключении договора на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения или оказания которых используется товар:

а) согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных закупочной документацией, указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в закупочной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;

б) согласие, на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных закупочной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Если заказчик указал «или эквивалент», но не указал параметры, значит, нет параметров эквивалентности, поэтому любой товар, выполняющий аналогичные функции, будет отвечать требованиям (например, краски).

Пример из практики
Заказчик закупал автомобиль марки Audi A6 или эквивалент. Участник закупки предложил как эквивалент автомобиль марки Kia Magentis. Заявка была отклонена как не соответствующая параметрам эквивалентности. Участник направил жалобу в ФАС России. Жалоба была признана обоснованной, т.к. заказчик не установил параметры эквивалентности и предложенный участником автомобиль является эквивалентным автомобилю Audi A6.

 

Механизмы манипулирования при установлении и применении требований к составу, содержанию, оформлению и порядку подачи, рассмотрении и оценке заявок на участие в закупках

Закон №223-ФЗ запрещает заказчикам:

  • предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в закупочной документации;
  • осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в закупочной документации.

 

Наиболее часто применяемые критерии отбора заявок:

  • соответствие заявки по своему составу и (или) оформлению требованиям документации о закупке по существу;
  • достоверность сведений и действительность документов, приведенных в заявке;
  • соответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке;
  • соответствие заявленных участником закупки субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) требованиям, если таковые установлены документацией о закупке;
  • соответствие предлагаемой участником закупки продукции и договорных условий требованиям документации о закупке;
  • предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки;
  • иные отборочные критерии, которые могут быть установлены нормативными правовыми актами в области деятельности заказчика и распорядительными документами заказчика.

 

Широко применяемые критерии оценки заявок:

  • цена договора, цена единицы продукции;
  • срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • условия оплаты товара, работ, услуг;
  • функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
  • качество технического предложения участника закупки при закупках работ, услуг;
  • срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг;
  • иные критерии оценки, установленные распорядительными документами заказчика.
  • квалификация участника закупки, а также его субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), в том числе:

 

- обеспеченность материально-техническими ресурсами (применяется при закупках работ или услуг);

- обеспеченность кадровыми ресурсами (применяется при закупках работ или услуг);

- опыт (применяется при закупках любой продукции);

- репутация участника закупки (применяется при закупках любой продукции);

- наличие, степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля);

- дополнительные подкритерии (применяется при проведении запроса предложений или конкурентных переговоров);

Часто заказчики устанавливают в документации о закупке подкритерии оценки. При этом обязательным условием является установление порядка оценки по каждому критерию и подкритерию с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения. Общая значимость (сумма весов) всех критериев оценки должна быть 100%. Общая значимость (сумма весов) всех подкритериев одного критерия оценки должна быть 100%.

При проведении конкурса, запроса предложений или конкурентных переговоров оценка заявок проводится минимум по двум критериям, одним из которых обязательно устанавливается «цена договора, цена единицы продукции».

Единственным критерием оценки со значимостью (весом) 100% в аукционе и запросе цен является цена договора (цена единицы продукции).

Значимость (вес) критерия может устанавливаться нормативно.

Любой участник закупки вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений закупочной документации в письменной форме и (или) в форме электронного документа за подписью его руководителя или уполномоченного лица.

Если запрос о разъяснении положений закупочной документации поступил к заказчику не позднее срока, установленного положением о закупке, до даты окончания срока подачи заявок, заказчик в течение периода, установленного положением о закупке, обязан дать ответ участнику закупки, направившему такой запрос.

Заказчик обязан разместить на официальном сайте ответ участнику закупки, направившему запрос о разъяснении положений закупочной документации. В ответе должен быть указан предмет запроса без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее сути.

Распространенные ошибки при подготовке заявок на участие в закупках

1. Использование «типовой» формы заявки участника, не учитывающей «детали» закупочной документации и специфики конкретного заказчика. Исполнители не вчитываются в перечень требований к составу и содержанию документов заявки.

2. Просчеты по срокам действия документов заявки: выписки, справки, удостоверения, доверенности и т.п.; уставных документов; приказов, протоколов о назначениях.

3. Неполнота документов представленных в заявке:

-не все листы в документах, выданных третьими лицами (в свидетельствах, лицензиях нет копий приложений, содержащих конкретные сведения таких свидетельств: виды работ, места правомочного оказания услуг и т.п.);

- попытки дополнить заявку «недостающими» документами (особенно актуально при закупках в электронной форме). В такой ситуации целесообразно отозвать заявку, снова сформировать ее и направить.

4. Оформление заявки не соответствует требованиям закупочной документации:

-порядок сшивки, расположение листов, нумерация и т.п.;

- написание номеров страниц и парафирование листов на нотариально заверенных документах (копиях);

- порядок сшивки, расположение листов, нумерация;

- номера страниц и подписи проставлены на нотариально заверенных документах;

- копирование ТЗ заказчика.

Действия заказчиков, направленные на ограничение допуска к участию в закупке

1. Отсутствие указания или указание в «общем» виде в закупочной документации перечня конкретных документов, подтверждающих соответствие участника закупки критериям допуска, в т.ч. копии разрешительных документов на конкретные виды работ, услуг. Если заявка отклонена из-за отсутствия документа, который не был указан в закупочной документации, участнику следует обратиться в антимонопольную службу.

2. Изменение параметров закупки относительно плана закупок.

3. Нечитаемость (неправильная форма размещения) закупочной документации. В ПП РФ №908 установлены требования к размещению информации на официальном сайте. Документация должна быть читаемой и предполагать возможность копирования и произвольного поиска информации в тексте.

4. Нарушение сроков размещения информации о закупке.

5. Создание проблем для подачи заявки, недоговоренности с порядком подачи заявок и доступом на вскрытие конвертов.