Группа электронных площадок

Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой

Автор: Кирилл Чагин

Дата: 14.05.2018

Особые правила осуществления закупок в рамках 223-ФЗ теми юридическими лицами, которые осуществляют инвестиционные проекты с государственной поддержкой, были введены в указанный федеральный закон с начала 2016 г.1 Данные правила касаются закупок продукции машиностроения.

Цель применения данных правил состоит в согласовании планируемой закупочной деятельности заказчиков и планируемой деятельности отечественных производителей продукции машиностроения – иными словами, чтобы производители планировали выпускать то, что планируют покупать заказчики. Официально в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, который внес эти дополнения в 223-ФЗ в 2015 г., это называется «координацией процесса реализации крупных инвестиционных проектов с программами развития машиностроительной отрасли РФ».

До 30.06.2018 г. рассматриваемые правила применяются заказчиками при реализации инвестиционного проекта, включенного в специальный реестр инвестиционных проектов, стоимость которого превышает 10 млрд. руб., при этом заказчик должен являться государственной корпорацией, государственной компанией, хозяйственным обществом, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50 %, или любым юридическим лицом, которому для реализации его инвестиционного проекта оказывается государственная поддержка. Под такой поддержкой имеются в виду случаи, когда юридическому лицу предоставляется государственная гарантия по кредиту и/или финансовое обеспечение в размере не менее 10 % от стоимости проекта за счет средств федерального бюджета (бюджетные инвестиции или субсидии), Фонда национального благосостояния или средств государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Но с 30.06.2018 г. круг заказчиков, на которых распространяют свое действие данные правила, будет изменен2. Их должны будут применять только юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой, однако, порог стоимости проектов при этом существенно снижается – он будет составлять всего 500 млн. руб. Также меняется подход к определению пороговой величины финансового обеспечения проекта в рамках его государственной поддержки – этот порог теперь определяется в абсолютном значении и будет составлять не менее 10 млн. руб. Кроме того, рассматриваемые правила не будут применяться не только как сейчас при реализации инвестиционных проектов за пределами РФ или в рамках межгосударственных/межправительственных договоров, но от их применения освобождаются те самые государственные корпорации, государственные компании, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50 % (см. выше).

Правила отбора инвестиционных проектов для включения в вышеуказанный реестр установлены Правительством РФ, ведет реестр Министерство промышленности и торговли РФ, решение о включении проекта в реестр принимает Правительственная комиссия по импортозамещению (http://government.ru/department/314/about/3). Отметим, что правила ведения реестра не предусматривают его размещение в открытых источниках, хотя на сайте Минэкономразвития РФ можно обнаружить «похожие» реестры – например, Реестр инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования (раздел «Корпоративное управление»4), Реестр инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе (раздел «Стратегическое планирование»5).

Юридические лица, осуществляющие инвестиционные проекты с государственной поддержкой, обязаны сформировать «перечень перспективных потребностей в продукции машиностроения» на срок до 5 лет или на срок реализации конкретных инвестиционных проектов.

В этот перечень должна быть внесена информация о продукции машиностроения, которая необходима для реализации инвестиционного проекта, если цена единицы такой продукции превышает установленную Правительством РФ величину: например, в отношении компьютерного томографа такая величина установлена в размере 2 млн. руб., в отношении вертолета или самолета – 200 млн. руб., в отношении квадроцикла – 1 млн. руб. и т.д.6. Отметим, что данные величины установлены в отношении 142 видов продукции. Цена единицы продукции определяется заказчиком на основании данных о стоимости продукции, указанных в одном из документов инвестиционного проекта, путем деления общей стоимости продукции на количество единиц продукции, а вот если содержание документов проекта не позволяет определить цену продукции таким образом, то она «автоматически» считается превышающей установленную величину, и эта продукция должна быть включена в перечень7.

Кроме того, если заказчик для реализации своего проекта испытывает потребность в какой-то иностранной продукции машиностроения, освоение производства которой на территории в РФ он считает целесообразным, то он также должен включить информацию о такой продукции в данный перечень независимо от цены единицы такой продукции.

Обратим внимание, что общими критериями отнесения товара к продукции машиностроения при этом являются: 1) соответствие товара кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в пределах товарных классов № 25-30; 2) принадлежность к товарам производственного назначения, предназначенным для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их использования в хозяйственной деятельности; принадлежность к продукции, которая не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.

Информация, вносимая в перечень, должна содержать следующие сведения:

  1. наименование продукции машиностроения;
  2. эксплуатационные характеристики, ориентировочное количество и ориентировочную цену такой продукции;
  3. планируемый срок заключения договора (год) и планируемый срок поставки такой продукции (год);
  4. сведения о предполагаемых поставщиках такой продукции (при наличии этих сведений);
  5. сведения о том, что такая продукция происходит из иностранных государств, группы иностранных государств, в том числе об отдельных видах такой продукции, которую заказчик рекомендует для производства на территории РФ;
  6. сведения о том, что заказчик планируют закупать такую продукцию у единственного поставщика;
  7. сведения о том, что при закупке такой продукции заказчиком будут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки о создании либо модернизации и (или) об освоении производства продукции машиностроения на территории РФ с указанием этих дополнительных требований.

Сформированный перечень перспективных потребностей в продукции машиностроения должен быть представлен на рассмотрение в координационный орган Правительства РФ. Таким координационным органом является уже упоминавшаяся выше Правительственная комиссия по импортозамещению8.

Также на рассмотрение данной комиссии заказчики должны представлять и изменения, которые они планируют вносить в сформированные перечни. Конкретный срок предоставления перечня в комиссию устанавливается протоколом комиссии при принятии решения о включении проекта заказчика в реестр инвестиционных проектов9. Предложения о данном сроке могут подавать и сами заказчики (исполнители проектов) в ходе процедуры отбора проектов для включения их в реестр инвестиционных проектов10. При этом до предоставления сформированного перечня (или изменений, подлежащих внесению в этот перечень) на рассмотрение Правительственной комиссии по импортозамещению заказчик не вправе вносить подлежащую включению в перечень продукцию машиностроения в план закупок и/или осуществлять закупку этой продукции.

Обратим внимание, что в законе говорится только о факте предоставления перечня (изменений в него) в координационный орган, до наступления которого нельзя осуществлять закупки, а не о факте появления некого «разрешающе-утверждающего» документа от этого органа11. Также в соответствии с изменениями, вступающими в силу с 30.06.2018, не будет права только осуществлять такие закупки, а запрет включать их в план закупки исчезнет.

При закупке отдельных видов продукции машиностроения, включаемых в перечень перспективных потребностей, необходимо предварительно получить согласование от Правительственной комиссии по импортозамещению. В частности, здесь возможны две ситуации.

В первом случае, если планируется закупка отдельных видов продукции машиностроения, утвержденных Правительством РФ, то с комиссией необходимо согласовать эксплуатационные характеристики этой продукции12 – в соответствующий список сейчас включено 11 позиций: паровые котлы, самолеты, рыболовные суда и т.д.

Во втором случае, если планируется осуществить закупку отдельных видов продукции машиностроения, утвержденных Правительством РФ, за пределами РФ, то с комиссией необходимо согласовать саму возможность такой закупки13. Данное правило сейчас касается закупки 139 видов продукции – снегоочистителей, автокранов, экскаваторов и т.д., при этом общая стоимость продукции одного вида в рамках инвестиционного проекта должна составлять не менее 150 млн. руб.

Перечень перспективных потребностей в продукции машиностроения должен быть размещен в ЕИС (www.zakupki.gov.ru), если Правительственная комиссия по импортозамещению примет обязывающее к этому решение, а также наоборот перечень или сведения о закупке отдельных видов продукции не должны размещаться в ЕИС, если соответствующее решение будет принято комиссией. Данные решения сообщаются исполнителю инвестиционного проекта путем направления ему протокола Комиссии по импортозамещению. Обратим внимание, что еще в феврале 2016 г.

Положение о размещении в ЕИС информации о закупке уже было дополнено отдельным разделом «Порядок размещения перечня перспективных потребностей в продукции машиностроения», который вступил в силу с 1 апреля 2016 г.14 Также важно отметить, что процедура отбора проектов для включения в реестр инвестиционных проектов предусматривает предоставление исполнителями проектов своих собственных предложений о полной или частичной публикации перечня перспективных потребностей в ЕИС15 – иными словами, у заказчиков здесь есть возможность постараться учесть свои интересы в части, например, сохранения коммерческой тайны.

Но на практике открытая публикация таких перечней – пока явление редкое. На момент подготовки статьи (конец апреля 2018 г.) в ЕИС соответствующие перечни были размещены только одним заказчиком – ОАО «РЖД» в отношении 2 инвестиционных проектов: «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» и «Приобретение тягового подвижного состава».

В заключение необходимо отметить, что хотя рассмотренный механизм, предусматривающий координирующую функцию, выполняемую Правительственной комиссией по импортозамещению, призван обеспечить координацию закупок иностранного оборудования заказчиками, улучшить условия для участия отечественных производителей в закупках крупных заказчиков, следует помнить, что указание в документации о закупке страны-производителя, установление приоритетов в документации о закупке на основании страны-производителя, оценка заявки на основании критериев происхождения товара являются нарушением положений 223-ФЗ16.

Несмотря на то, что в отношении отдельных видов продукции машиностроения, необходимых для реализации инвестиционных проектов, упомянутая комиссия и согласовывает эксплуатационные характеристики, а также возможность закупки этих видов продукции у зарубежных производителей (см. выше), главной задачей механизма является информационно-координирующее взаимодействие заказчиков и производителей.

1 Ст. 3.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2Ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1516 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов».

4http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/reestr/.

5http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/assessment/investregistry/.

6Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1521 «Об утверждении критериев отнесения товара к продукции машиностроения, цены единицы продукции машиностроения, при превышении которой сведения о такой продукции включаются в формируемые заказчиками или юридическими лицами перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов».

7Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1485 «Об утверждении Правил определения цены единицы продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, заказчиками или юридическими лицами».

8П. 4 Положения о Правительственной комиссии по импортозамещению, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 785.

9П. 16 Правил отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516.

10Пп. «в» п. 10 Правил отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1516.

11Ч. 10 ст. 3.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

11Ч. 10 ст. 3.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

12Распоряжение правительства РФ от 29.12.2015 № 2744-р «О перечне отдельных видов продукции машиностроения, включаемой в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками или юридическими лицами, указанными в части 5 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», без согласования эксплуатационных характеристик такой продукции с Правительственной комиссией по импортозамещению».

13Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 № 2781-р «Об утверждении отдельных видов продукции машиностроения, которая включается в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов, и закупки которой не могут быть осуществлены заказчиками или юридическими лицами, предусмотренными частью 5 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, за пределами территории России без согласования возможности осуществления такой закупки с Правительственной комиссией по импортозамещению».

14 Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 № 76 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

15 Пп. «г» п. 10 Правил отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1516.

16См. Письмо Минэкономразвития России от 12.02.2016 № Д28и-284.