Группа электронных площадок

Обеспечение контракта при форс-мажоре

Дата: 07.09.2016

Автор: Чагин Кирилл

 

Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает внесение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта перед его заключением, при этом в одних случаях это внесение является обязательным, а в других – заказчик сам может решить, требовать такое обеспечение или нет1. Например, при проведении конкурса или электронного аукциона установление требования о внесении обеспечения является обязательным независимо от воли заказчика, а при запросе котировок оно остается на его усмотрение.

Обратим внимание, что если заказчик в том или ином случае принимает решение о применении такого требования, то обозначить это он обязан уже сразу в извещении о закупке и (или) проекте контракта – никаких неожиданностей для участников закупок здесь быть не должно. Кроме того, на 2016 г. Правительством РФ были дополнительно установлены отдельные 5 случаев, когда заказчик вправе не требовать обеспечения контракта – например, такое право есть у заказчика, если он осуществляет целевую закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а проект контракта при этом не предусматривает выплату аванса2. Также в самом законе о контрактной системе определены случаи, когда обеспечение исполнения контракта не должно требоваться заказчиком – например, в случае если закупается услуга по предоставлению кредита или контракт заключается с казенным учреждением3.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств, при этом способ обеспечения самостоятельно выбирается участником закупки, с которым заключается контракт4. Размер обеспечения контракта зависит от различных условий, но обычно он составляет от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о закупки5.

При проведении конкурса его победитель должен предоставить заказчику документы, подтверждающие предоставление требуемого обеспечения, вместе со всеми экземплярами подписанного им контракта . При проведении аукциона его победитель должен разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта, вместе с подписанным им проектом контракта6. В отношении других способов закупки (запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика) в законодательстве нет прямых указаний по порядку внесения обеспечения, но поскольку по общей норме контракт может быть заключен только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, требуемого обеспечения исполнения контракта7, то однозначно, если в извещении о закупке содержится соответствующее требование, то обеспечение должно быть предоставлено до этого момента.

На практике хоть и редко, но могут быть ситуации, когда перед заключением контракта вступают в действие судебные акты или возникают обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют заключению контракта одной из сторон. Отметим, что в нормативной базе8 под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. Но к таким обстоятельствам не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

Что касается имеющейся практики закупок, то, в частности, поставщик закупаемых заказчиком товаров может быть не в состоянии подписать контракт в связи с возникшими техническими неисправностями в функционировании механизма электронной подписи или внезапной временной нетрудоспособностью ответственного лица, уполномоченного подписывать контракт. Например, в Омской области осенью 2015 г. победитель электронного аукциона не разместил своевременно на электронной площадке подписанный контракт в связи с выявленными неисправностями в операционной системе Windows 7 и программе «Крипто-Про», установленными на принадлежащем победителю ноутбуке, а также в связи с временной нетрудоспособностью генерального директора победителя (единственного держателя личной ЭЦП), о чем заказчик был извещен9. Другой пример – осенью 2014 г. победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ с разработкой рабочей документации объекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла» не смог своевременно подписать контракт в связи с неправомерной блокировкой данного действия функционалом электронной площадки, о чем заказчику было также направлено соответствующее уведомление10.

Ситуация, когда подписанию контракта мешают указанные выше события, в законодательстве предусмотрена11 – если она наступает, то сторона, у которой возникли эти события, обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств непреодолимой силы в течение 1 дня. Обратим внимание, что какой-то утвержденной формы такого уведомления не существует, однако, в него по логике следует включать описание причины, по которой та или иная сторона не может подписать контракт, сообщение о том, что сторона не отказывается о подписания контракта после устранения возникших препятствий, а также предполагаемые сроки их устранения. При этом сроки предоставления обеспечения исполнения контракта и, соответственно, подписания контракта приостанавливаются на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. Здесь следует понимать, что если участник закупки, у которого возникли данные препятствия для заключения контракта, не уведомит заказчика об этом в установленный срок, то он будет считаться уклонившимся от заключения контракта, а это может повлечь по решению ФАС внесение сведений об этом участнике в реестр недобросовестных поставщиков12. Собственно, имеющаяся практика, описанная выше, как раз и связана конфликтными ситуациями, когда поставщик жалуется в ФАС на заказчиков, которые, получив такое уведомление, все равно сочли поставщика уклонившимся от заключения контракта – при этом ФАС при рассмотрении жалобы вполне обосновано занимает сторону поставщика. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств. Примечательно, что все эти нормы относятся только к конкурентным способам закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений). Что касается закупки у единственного поставщика, то здесь соответствующей нормы в законодательстве нет, и поэтому если при подготовке к заключению контракта указанные проблемы возникают на стороне поставщика, то заказчик не обязан ждать устранения этих проблем и может немедленно заключить контракт с каким-то другим «единственным поставщиком». Вообще, конечно, возникновение такой ситуации может быть неприятно для обеих сторон, но в большей степени она может ударять, конечно, по заказчику. Представим себе, например, что заказчик закупает услуги по проведению назначенного на конкретное время мероприятия, и неожиданно у поставщика возникает некий форс-мажор, из-за которого контракт не может быть заключен, но заказчик вынужден ждать 30 дней, время уходит и мероприятие срывается.

Отдельно в законодательстве регулируется ситуация, при которой наступление форс-мажора или появление «блокирующих» судебных решений происходит до заключения контракта, но уже после того, как участник закупки, с которым должен заключаться контракт, предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств. В этом случае, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем указанные выше 30 дней, закупка признается несостоявшейся, а денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть возвращены заказчиком этому участнику закупки в течение 5 рабочих дней с даты признания закупки несостоявшейся13. Но здесь есть проблема – данное положение законодательства относится только к проведению конкурса, а вот в отношении других способов закупки (аукцион, запрос котировок, запрос предложений) соответствующей нормы нет. Ничего не говорится в законе и о возвращении заказчиком обеспечения тому поставщику, с которым в силу наступившего форс-мажора не получилось заключить контракт как с единственным поставщиком. В извещении и документации о закупке, при которой требуется обеспечение исполнения контракта (например, при электронном аукционе), заказчики тоже, как правило, никак не отражают данный момент. Это, безусловно, создает определенный пробел в законе, из-за которого у участников закупки могут быть проблемы, связанные с «зависанием» у заказчика денежных средств, внесенных ими в качестве обеспечения исполнения контракта при этих способах закупки. Снять данный риск участник закупки может лишь путем использования в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии.

1 Чч. 1-2 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Ч. 2.1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта».

3 Ч. 8 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 Ч. 6 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6 Ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Чч. 2 и 4 ст. 96, ч. 17 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

8 «Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)» (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14), ч. 3 ст. 401 ГК РФ.

9 См. Решение Омского УФАС России от 24.12.2015 по делу № РНП-55-208/2015.

10 Решение ФАС России от 25.12.2014 по делу № К-1947/14.

11 Ч. 9 ст. 54, ч. 16. ст. 70, ч. 15 ст. 78, ч. 21 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 Ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

13 Ч. 9 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить

  • adana escort
  • Samsun Escort
  • Konya Escort
  • Kayseri Escort