Новые правила участия субъектов МСП в закупках по 223-ФЗ

 

Автор: Кирилл Чагин

Дата: 02.08.2017

 

Заказчики, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, должны соблюдать особые требования, которые касаются участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП). Эти требования, установленные Правительством РФ1, определяют категории заказчиков, которые обязаны осуществлять квотированные закупки у субъектов МСП, правила осуществления таких закупок и правила формирования и предоставления отчетности об их осуществлении (данная отчетность должна размещаться в ЕИС – www.zakupki.gov.ru).

Годовой объем закупок таких заказчиков у субъектов МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, а совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, к участию в которых допускаются только эти субъекты, должен быть не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом обратим внимание, что с 01.01.2018 вступает в силу новая норма, в соответствии с которой значение последнего показателя должно увеличиться до 15%2.

На основании отчетов, которые заказчики размещают в ЕИС, можно видеть фактические объемы таких квотируемых закупок. Например, годовой объем закупок ОАО «РЖД» у субъектов МСП, согласно отчету за 2016 г., составил 53 %, а годовой объем закупок, в которых участвовали только субъекты МСП – 21 %.

А у АО «Автономная энергетическая компания» (г. Краснодар) значения этих показателей в 2016 г. составили 30 % и 19 %, соответственно. Таким образом, фактические объемы закупок у субъектов МСП могут заметно, а иногда и очень значительно превосходить установленные минимумы.

В мае 2017 г. в правила осуществления закупок у субъектов МСП по 223-ФЗ были внесены очередные изменения – принято Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое вступило в силу 07.06.2017, но одна часть его конкретных норм начала действовать с 01.07.2017, а другая часть начнет действовать с 01.01.2018.

Первая новация – это расширение круга заказчиков, «обремененных» обязанностью осуществлять целевые закупки у субъектов МСП, за счет включения в него хозяйственных обществ со значительным государственным и муниципальным участием и имеющих меньшие годовые объемы выручки (не 2 млрд руб., а 500 млн руб.), а также различных «дочек» и «субдочек» (при условии, что сами такие заказчики не являются субъектами МСП).

К таким новым категориям заказчиков во втором полугодии 2017 г. стали относиться:

  1. Юридические лица, являющиеся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона.
  2. Юридические лица, являющиеся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем пункте.
  3. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта РФ превышает 50 % и доля участия субъекта РФ превышает долю участия РФ, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к категории субъектов МСП3.
  4. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в предыдущем пункте, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к категории субъектов МСП3.
  5. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем пункте, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к категории субъектов МСП3.

В отношении этих новых категорий заказчиков в 2017 г. годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП установлен в размере не менее 9 % совокупного стоимостного объема договоров, заключенных данными заказчиками по результатам закупок товаров, работ, услуг, осуществленных во втором полугодии 2017 г., а совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных ими с субъектами МСП по результатам закупок, к участию в которых допускаются только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 5 % совокупного стоимостного объема договоров, заключенных во втором полугодии 2017 г. Но уже в 2018 г. на этих заказчиков станут распространятся полноценные годовые квоты таких закупок (см. выше).

Вторая новация – это новая форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП, которую заказчики должны будут использовать в 2017 г. Эта форма расширяет объем и детализирует содержание отчета. В нем теперь должна отдельно учитываться информация о фактической оплате договоров, срок которых превышает 1 календарный год, сведения о нарастающем количестве таких договоров, а также информация о закупках у субъектов малого предпринимательства. Вместе с тем, установленные процентные квоты продолжают относиться к закупкам у субъектов МСП в целом4. Но нельзя не предположить, что раз такая информация начинает учитываться отдельно, то в будущем можно ожидать появления каких-то отдельных целевых квот закупок именно у субъектов малого предпринимательства.

Новая форма отчета включает в себя следующие новые позиции:

  1. По каждой категории договоров необходимо будет отдельно указывать не только общий стоимостной объем и количество договоров, заключенных заказчиком в отчетном году, но и «стоимостной объем оплаты в отчетном году (с учетом объема оплаты в отчетном году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие отчетные периоды)», а также «количество договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, заключенных в предыдущие отчетные периоды» - для этого в форму отчета добавлены 2 дополнительные колонки.
  2. Отдельно должны будут указываться сведения о договорах, заключенных с субъектами малого предпринимательства (в том числе с субъектами малого предпринимательства, относящимися к микропредприятиям):
    • о таких договорах, заключенных по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются любые лица, в том числе субъекты МСП;
    • о таких договорах, заключенных по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты МСП;
    • о таких договорах, заключенных для целей исполнения договоров, заключенных с заказчиком по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП;
    • о таких договорах, заключенных в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиком по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП- в этой отдельной позиции речь идет о договорах, заключенных на срок более 5 лет по результатам закупок товаров, работ, услуг государственными компаниями, созданными на основании федерального закона, которые предусматривают софинансирование, проектирование и (или) разработку рабочей документации и строительство (реконструкцию и (или) комплексное обустройство), эксплуатацию, включая содержание, ремонт (при необходимости капитальный ремонт) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, а также могут предусматривать выполнение функций оператора по сбору платы за проезд по платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог) общего пользования федерального значения, при условии установления указанными заказчиками в отношении участников закупки требований о привлечении к исполнению таких договоров (соглашений) субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.
  3. Отдельно должны указываться сведения об общем годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и о годовом объеме закупок у этой категории поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты МСП.

Третья новация – изменения в правилах проведения мониторинга и оценки планирования закупок у субъектов МСП. Эти изменения вступят в силу с 01.01.2018, они касаются Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга».

Во-первых, Правительство РФ сможет включать отдельные новые категории заказчиков, на которых начинают распространяются требования по квотируемым закупкам у субъектов МСП, в специальный перечень конкретных заказчиков, в отношении которых проводится оценка соответствия проектов планов закупки товаров, работ, услуг, проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов изменений, вносимых в такие планы.

В частности, из пяти новых категорий в данный перечень теперь могут быть включены 3 следующие категории:

  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 %, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых совокупная доля участия РФ и субъекта РФ превышает 50 % и доля участия субъекта РФ превышает долю участия РФ, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП3;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в предыдущем пункте, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП3;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в предыдущем пункте, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не относятся к субъектам МСП3.

На момент подготовки статьи (начало июля 2017 г.) данный перечень включал 67 конкретных заказчиков, при этом последние дополнения в него вносились в декабре 2016 г.5.

Кроме того, в данный перечень в обязательном порядке теперь должны быть включены федеральные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства. Напомним, что именно такой формулировкой законодатель в самом конце 2016 г. обозначил те ГУПы, которым в отличие от всех остальных унитарных предприятий было позволено не переходить на 44-ФЗ, а продолжить осуществлять свои закупки по 223-ФЗ6.

Во-вторых, были скорректированы категории заказчиков, в отношении которых проводится не оценка соответствия, а мониторинг соответствия.

К таким заказчикам были отнесены:

  • Отдельные категории заказчиков7, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 40 млрд руб., а также заказчики, являющиеся дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным дочерним хозяйственным обществам. При этом оценка соответствия в отношении данных заказчиков будет проводиться Федеральной корпорацией по развитию МСП.
  • Отдельные категории заказчиков8, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 10 млрд руб. При этом оценка соответствия в отношении данных заказчиков будет проводиться органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданными ими организациями.

Таким образом, круг заказчиков, в отношении которых будет проводиться мониторинг соответствия, был расширен. В настоящий момент (до 01.01.2018) действуют норма, согласно которой к ним относятся только те заказчики, чей годовой объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 50 млрд руб.

1 П. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» (вступает в силу с 01.01.2018).

3 В соответствии с критериями, установленными в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (лимиты по среднесписочной численности работников и т.д.).

4 П. 5 и 5(1) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

5 Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р «О Перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» оценке соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке».

6 П. 6 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р «Об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства».

7 См. пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169.

8 См. пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить