Новые изменения в правилах закупок по 44-ФЗ: последствия для участников закупок

Автор: Кирилл Чагин

Дата: 06.02.2018

В самом конце 2017 г. был принят новый федеральный закон, который внес изменения в правила закупок, осуществляемых в рамках 44-ФЗ — Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные изменения, большинство из которых вступят в силу со второго полугодия 2018 г., в целом направлены на расширение электронных форм закупок и повышение прозрачности закупочной деятельности. Новаций очень много, и по некоторым из них можно написать отдельные статьи, но рассмотрим основные изменения с точки зрения их последствий в той или иной степени для участников закупок.

1) Конкурентные закупки (конкурсы, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) должны будут проводиться в электронной форме.

В электронной форме (как электронные процедуры) должны будут проводиться любые открытые конкурентные закупки, закрытые конкурентные закупки должны будут проводиться в случаях, определенных Правительством РФ. Закупки должны осуществляться через электронные площадки, в связи с чем вводится их разделение на обычные и специализированные. На первых проводятся открытые закупки, на вторых — закрытые закупки. И в первом, и во втором случае перечни площадок утверждаются Правительством РФ.

Подробно регламентирован порядок проведения электронных закупочных процедур, в т.ч. в разрезе отдельных способов закупки — например, допускается право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, если Правительством РФ будет установлено такое право, в т.ч. порядок ее взимания, а также определены ее предельные размеры; в случае отмены заказчиком закупки оператор электронной площадки должен будет возвратить заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об ее отмене; при любых закупках в электронной форме участнику закупки, который вносит в качестве обеспечения денежные средства, достаточно будет представить документ (например, платежное поручение), подтверждающее это внесение; и т.д.

Данное изменение появляется в 44-ФЗ с 01.01.2018. При этом после этого срока и до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством РФ в соответствии с новыми правилами, закупки путем проведения электронных процедур будут осуществляться на прошедших ранее отбор электронных площадках. В связи с этим могут быть установлены особенности прекращения функционирования ранее прошедших отбор электронных площадок, в том числе в части возврата участникам закупок денежных средств и банковских гарантий, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах. Кроме того, для полного перехода заказчиков к применению открытых конкурентных способов закупки в электронной форме предусмотрен переходный период — с 01.07.2018 по 31.12.2018 это является их правом, а с 01.01.2019 это станет их тотальной обязанностью. По этой причине в законе на фоне новых «электронных» норм пока остаются нормы проведения конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в «бумажной» форме.

2) Участники закупок должны будут применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей.

Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

3) Вводится единый реестр участников закупок в ЕИС.

В целях формирования такого реестра будет осуществляться бесплатная регистрация участников закупок в ЕИС в порядке, который установит Правительство РФ. При этом операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию. Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке. Регистрация участника закупки в ЕИС и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года. Данное изменение вступает в силу с 01.01.2019.

4) Создается специальная государственная информационная система для мониторинга и фиксации действий (бездействия) участников контрактной системы в ЕИС.

Данная система в числе прочего должна обеспечивать отслеживание работоспособности ЕИС и электронных площадок, что должно повысить доступность пользования этими сервисами участниками закупок. Эксплуатацией этой системы будет заниматься отдельный федеральный орган исполнительной власти. Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

5) В перечень единых требований, предъявляемых заказчиком к участникам закупки включается требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

Проверка соответствия участника закупки этому требованию является правом комиссии заказчика по осуществлению закупок. Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

6) Из функций оператора электронной площадки исключается обязанность проверять «неофшорность» участника закупки при его аккредитации на электронной площадке.

Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

7) В случае, если заказчик отказался от заключения договора с победителем закупки из-за того, что обнаружилось его несоответствие установленным требованиям к участникам закупки, заказчик получил право заключить договор с другим участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

При этом, если отказ происходит в случае, когда победитель закупки отказывается снижать предлагаемую цену до предельной отпускной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов1, то такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, а, следовательно, сведения о нем должны быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. Данное изменение уже вступило в силу с 01.01.2018.

8) Заказчик сможет по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и НМЦК (если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке) не только при проведении конкурса или аукциона, но и при проведении запроса предложений.

Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

9) В контракт должно будет вноситься обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Это изменение значимо для участников закупки, являющихся физическими лицами без статуса индивидуального предпринимателя, поскольку в действующей редакции закона речь идет только о налоговых платежах (в данном случае НДФЛ), а вопрос о страховых сборах во внебюджетные фонды в отношении физических лиц «висит в воздухе», хотя полномочия по уплате данных сборов в соответствии с законодательством должен выполнять заказчик2. Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

10) У Правительство РФ появится право установить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, а также требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов ТРУ.

В частности, реализация такого права призвана помочь избежать ситуаций, когда, например, срок выполнения тех или иных работ устанавливается заказчиком нереалистично коротким, что позволяет участвовать в закупке только одному исполнителю, у которого результаты исполнения контракта имелись еще до его заключения. Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

11) У Правительства РФ появится право установить минимальный размер НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов.

Напомним, что банковское сопровождение контрактов означает для участника закупки, что осуществление расчетов между ним и заказчиком в ходе исполнения контракта отражается на счетах, которые открываются в указанном заказчиком банке.

Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

12) Изменяются правила в отношении обеспечения заявок.

Заказчик будет обязан установить обеспечение заявки при проведении конкурса или аукциона только в том случае, если НМЦК превышает 5 млн. руб. Участник закупки будет иметь право использовать банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки не только при конкурсе, но и при аукционе, причем оператор электронной площадки должен будет осуществлять взаимодействие с реестром банковских гарантий. Требование о предоставлении обеспечения заявки не будет распространятся на таких участников закупок как казенные учреждения. Денежные средства, вносимые в качестве обеспечения при электронных закупках, должны будут перечисляться не операторам электронных площадок, а на специальные счета в банках, перечень которых должно утвердить Правительство РФ, эти же банки будут осуществлять блокирование и возврат обеспечения на основе своего взаимодействия с операторами электронных площадок, при этом участникам закупки будет начисляться банковский процент за пользование денежными средствами в соответствии с договором, заключаемым между банком и участником закупки. Изменяется размер обеспечения: он должен составлять от 0,2 % до 1 % НМЦК, если НМЦК — от 5 млн. руб. до 20 млн. руб.; от 0,2 % до 5 % НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. руб. Субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации исключаются из числа участников закупок, которым гарантируются максимальный размер обеспечения заявки не выше 2 % от НМЦК.

Данные изменения вступают в силу с 01.07.2018, при этом по 30.06.2018 включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в прежнем порядке3.

13) Если в заявке участника закупки при закупке ТРУ, в отношении которых действует национальный режим4, будут отсутствовать документы, подтверждающие происхождение ТРУ, то эта заявка будет приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.

1См. п. 2 ч. 10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2Ч. 1 ст. 419 НК РФ.

3Ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».