Группа электронных площадок

Отдельные изменения в закупочной деятельности заказчика при его реорганизации как юридического лица

 

Автор: Кирилл Чагин

В соответствии с гражданским законодательством, реорганизация юридического лица может осуществляться в следующих формах1:

  1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц, в результате чего прекращается существование этих лиц и образуется новое юридическое лицо.
  2. Присоединение – одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу, в результате прекращается существование этого лица (лиц). Отметим, что это единственная форма реорганизации, при которой не происходит создание нового юридического лица (лиц).
  3. Разделение – одно юридическое лицо разделяется на несколько новых юридических лиц и прекращает свое существование.
  4. Выделение – юридическое лицо продолжает свое существование, но из его состава выделяется одно или несколько новых юридических лиц.
  5. Преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица, при этом лицо с прежней организационно-правовой формой прекращает существование, а вместо него образуется новое лицо с другой организационно-правовой формой. В практике эта форма реорганизации является наиболее распространенной.

При этом правопреемство (переход прав и обязанностей) согласно гражданскому законодательству происходит следующим образом2:

  1. При слиянии - права и обязанности каждого из существующих юридических лиц переходят к вновь возникающему юридическому лицу.
  2. При присоединении – права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к юридическому лицу, к которому присоединяется данное лицо.
  3. При разделении - права и обязанности разделяемого юридического лица переходят к вновь возникающим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
  4. При выделении – права и обязанности юридического лица, из которого происходит выделение нового юридического лица (лиц), переходят к каждому из вновь возникающих юридических лиц в соответствии с передаточным актом.
  5. При преобразовании – права и обязанности юридического лица, организационно-правовая форма которого меняется, в отношении других лиц остаются неизменными за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано сменой организационно-правовой формы.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации3. В случае реорганизации в форме присоединения юридическое лицо, к которому осуществляется присоединение другого лица, считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица4.

Реорганизация в любой ее форме означает множество изменений в деятельности подвергаемых реорганизации юридических лиц. В том числе изменения могут касаться и закупочной деятельности организаций, если эта деятельность в соответствии с законодательством осуществляется в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ. В данной статье рассмотрим некоторые из них.

Электронная подпись

При реорганизации во всех формах кроме присоединения создается новое юридическое лицо. Следовательно, новому лицу необходимо оформить новую электронную подпись в удостоверяющем центре в соответствии с действующим законодательством5. Обратим внимание, что в некоторых удостоверяющих центрах при оформлении электронной подписи предлагается дополнительная услуга «сопровождение сертификата»; если эта услуга была оформлена при получении прежней подписи, это дает возможность бесплатно перевыпустить сертификат электронной подписи в течение срока действия договора с удостоверяющим центром, в том числе, и в случаях смены юридических реквизитов.

С использованием новой электронной подписи вновь созданному в результате реорганизации юридическому лицу будет необходимо пройти в установленном порядке перерегистрацию в ЕИС6 и на электронной площадке.

Положение о закупке

Созданному в результате реорганизации юридическому лицу, если оно подпадает под действие 223-ФЗ, необходимо утвердить новое положение о закупке и разместить его в ЕИС. Причем сделать это нужно в течение 3 месяцев с даты регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ – если в течение данного срока это не сделать, то закупочную деятельность в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) придется осуществлять по 44-ФЗ до момента утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке7. Отметим, что если созданное в результате реорганизации юридическое лицо будет продолжать пользоваться положением о закупке реорганизованного юридического лица, это может быть признано нарушением 223-ФЗ8. Более того, несмотря на то, что по буквальному прочтению соответствующей нормы 223-ФЗ7 в течение указанных 3 месяцев заказчик вправе вообще не применять при закупках ни 223-ФЗ, ни 44-ФЗ, судебные органы могут быть не согласны с такой «вольностью» и считать, что и в течение этого срока до появления нового положения о закупках заказчик обязан применять 44-ФЗ8.

Поэтому после регистрации нового юридического лица новое положение о закупках следует утвердить и разместить в ЕИС как можно быстрее. Естественно, в качестве основы можно взять текст прежнего положения, внеся в него при необходимости какие-то изменения и дополнения, обусловленные последствиями проведенной реорганизации. Данные изменения, если в них опять же есть необходимость, нужно внести и в действующее положение о закупке продолжающего свое существование юридического лица, если реорганизация прошла в форме присоединения. Например, может возникнуть необходимость расширить перечень случаев закупки у единственного поставщика, увеличить состав закупочной комиссии и т.д.

Говоря о применении нового положения о закупке, нельзя не сказать про одну особенность, которая касается бюджетных учреждений. Если у всех остальных заказчиков, работающих по 223-ФЗ, положение о закупке вступает в силу с момента размещения в ЕИС, то в отношении бюджетных учреждений есть правило, согласно которому положение о закупке такого учреждения должно быть размещено в ЕИС до начала года, с которого учреждение будет вправе его применять9. Таким образом, может иметь место ситуация, когда бюджетное учреждение, созданное, например, в середине года путем преобразования унитарного предприятия, не сможет продолжать осуществлять закупки по 223-ФЗ до конца текущего года, а будет вынуждено проводить все закупки до наступления следующего года только по 44-ФЗ. И обратим еще особое внимание на то, что до начала следующего года положение о закупке бюджетного учреждения должно быть не просто утверждено учредителем учреждения, а именно размещено в ЕИС. Если, предположим, положение было утверждено в декабре прошлого года, а размещено в ЕИС в январе текущего года, то правовые основания для осуществления закупок по 223-ФЗ возникнут у учреждения лишь в следующем году. Это подтверждает и практика работы контрольных органов10.

Планы и планы-графики закупок

Документами планирования у заказчиков, работающих по 44-ФЗ, являются план закупок и план-график закупок11, а у заказчиков, работающих по 223-ФЗ – план закупок и план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств12. И в том, и в другом случае эти документы подлежат размещению в ЕИС.

Если в результате реорганизации создается новое юридическое лицо, то это лицо должно утвердить и разместить в ЕИС свои собственные документы планирования.

Обратим внимание, что в соответствии с установленными правилам, план закупок по 223-ФЗ должен быть составлен на срок не менее 1 года, однако, сроки подготовки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно13. Поэтому если реорганизация, например, произошла в середине года, то вновь созданному заказчику необходимо будет подготовить план закупок на период минимум с середины текущего года по середину следующего года. Подобным же образом следует поступить в отношении плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, который, согласно действующим правилам, должен составляться на период от 5 до 7 лет14 – если опять же реорганизация произошла в середине 2016 г., то новый план должен быть составлен минимум на период с середины 2016 г. по середину 2021 г.

Что касается документов планирования по 44-ФЗ, то здесь ситуация несколько иная. В соответствии с законодательством план закупки формируется заказчиком на очередной финансовый год и плановый период, а план-график – на один финансовый год15. При этом данные документы должны быть утверждены в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, план-график должен формироваться в соответствии с планом закупки, а закупки, которые не предусмотрены планами-графиками, не могут быть осуществлены16. Таким образом, если реорганизация, в результате которой было создано новое юридическое лицо, произошла в середине текущего года, то план-график нужно сформировать на период до конца текущего года, а план закупок – на период до конца текущего года и на плановый период. Формирование плана закупки в последнем случае будет, конечно, не совсем соответствовать букве закона (план фактически формируется не на очередной финансовый год, а на текущий финансовый год), но это единственная возможность обеспечить требуемую законодательством стыковку плана-графика и плана закупок.

Если же в результате реорганизации существующее юридическое лицо продолжает свое функционирование, то в документы планирования как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ просто вносятся необходимые изменения. Например, если к одному учреждению было присоединено другое учреждение, то в документах планирования первого учреждения может вырасти объем тех или иных закупок (например, закупки коммунальных услуг), а также могут появиться новые закупки, обусловленные потребностями присоединенного учреждения. Соответственно, изменится и совокупный годовой объем закупок, от которого будет зависеть осуществление тех или иных закупочных действий. Например, 10 % средств, которые можно направить на закупку через запрос котировок, или 5 % средств, которые можно направить на «стотысячные» закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в рамках 44-ФЗ17, необходимо будет рассчитывать уже от нового размера совокупного годового объема закупок.

Отчетные документы

Как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ предусматривают формирование и размещение в ЕИС ряда отчетных документов. Так, например, заказчики, работающие по 44-ФЗ, обязаны по итогам года составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС18. А, например, заказчики, которые работают по 223-ФЗ и которые должны осуществлять целевые закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, обязаны составлять годовой отчет о таких закупках и размещать его в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом19.

Если в результате реорганизации создается новое юридическое лицо, то при подготовке отчетов учитываются сведения о закупках, осуществленных уже этим новым лицом после своего создания, в том числе с момента реорганизации производится и расчет совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций или совокупного годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Отметим, что такая позиция разделяется и Минэкономразвития РФ20. Также обратим внимание, что закупочная деятельность вновь созданного заказчика по 223-ФЗ подпадает под действие требований, связанных с целевыми закупками у субъектов малого и среднего предпринимательства, только с 1 января года, следующего за годом, в котором такой заказчик был зарегистрирован в ЕГРЮЛ21.

Если реорганизация произошла путем присоединения (в этом случае юридическое лицо, к которому было присоединено другое лицо, продолжает свое функционирование), то при подготовке отчетов сведения о закупках, осуществленных присоединенным лицом до реорганизации, не учитываются. Такой позиции в отношении отчета о закупках у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках 44-ФЗ придерживается, в частности, Минэкономразвития РФ22. 12.

1 Ст. 57 ГК РФ.

2 Ст. 58 ГК РФ.

3 Ч. 4 ст. 57 ГК РФ.

4 Ч. 5 ст. 57 ГК РФ.

5 Ч. 2 ст. 4 ГК РФ

6 Приказ Казначейства России от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. N 4н».

7 Ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

8 См. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2016 № Ф02-972/2016 по делу № А33-10235/2015.

9 Ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

10 См., например, Решение Московского УФАС России от 09.12.2015 по делу № 1-00-2028/77-15.

11 Ст. 17 и 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

12 Ч. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 Ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», п. 10 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

14 Ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

15 Ч. 4 ст. 17 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

16 Ч. 7-8 ст. 17, ч. 2, 10 и 11 ст. 21 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

17 Ч. 2 ст. 72 и п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

18 Ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19 Ч. 21 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

20 См. Письмо Минэкономразвития России от 13.01.2016 № Д28и-115 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ».

21 П. 3 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.

22 См. Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 N Д28и-365.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить

  • adana escort
  • Samsun Escort
  • Konya Escort
  • Kayseri Escort