Группа электронных площадок
  • Академия
  • Статьи
  • Изменение цены договоров по 223-ФЗ в связи с повышением налога на добавленную стоимость
  • Изменение цены договоров по 223-ФЗ в связи с повышением налога на добавленную стоимость

    Автор: Кирилл Чагин

    Дата: 31.10.2018

    В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве с 01.01.2019 основная ставка НДС повышается с 18 до 20%1. В связи с этим заказчикам и исполнителям договоров, заключенных в рамках 223-ФЗ, необходимо решить, как действовать в отношении договора, цена которого была определена с учетом пока еще действующей ставки и срок действия которого, а соответственно и полная оплата которого должна производиться уже в 2019 г.

    Сразу обозначим, что каких-то исключений, позволяющих изменить цену заключенного договора с учетом изменения налоговой ставки НДС в самом налоговом законодательстве не предусмотрено. В случае исполнения договора налогоплательщиками по НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, выступающие в роли поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реализующие в рамках договора товары (работы, услуги)2. Следовательно, именно они будут проигравшей стороной, если цена заключенного по 223-ФЗ договора не изменится, а точнее не повысится с учетом повышения ставки НДС. А вот можно ли ее изменить (повысить)?

    В принципе да – можно, поскольку в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не содержится строгих норм, устанавливающих, что цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора3, а кроме того, в 223-ФЗ допускается сама возможность изменения цены заключенного договора4. Но при соблюдении ряда условий.

    Во-первых, на повышение цены договора должен быть согласен заказчик. Он может быть, конечно, с этим и не согласен, считая, что поставщик (подрядчик, исполнитель) может «выкрутиться» и так. Но может и пойти навстречу, если поставщик (подрядчик, исполнитель) сможет обосновать необходимость этого вынужденного повышения ради интересов заказчика - например, тем, что без этого повышения возникнет риск задержки выполнения работ и т.п., то есть заказчик поймет, что договор будет исполнен и без повышения цены, но какие-то проблемы из-за этого у него все равно могут возникнуть.

    Во-вторых, возможность изменения цены договора в таком случае должна быть предусмотрена в положении о закупке конкретного заказчика – нарушать свое положение о закупке заказчик не вправе. Ситуации здесь могут быть разными. Например, в положении о закупке ФГУП «Почта России» вообще не предусмотрена возможность изменения цены договора без соответствующего изменения объема ТРУ или улучшения их качественных характеристик5. А вот в положении о закупке АО «Находкинский морской торговый порт» просто говорится, что если в ходе исполнения договора имеет место изменение объема, цены и/или сроков поставки (выполнения, оказания) закупаемых товаров, работ или услуг по сравнению с указанными в итоговом протоколе заседания закупочной комиссии, то стороны подписывают соответствующие соглашения об изменении условий заключенных договоров, предварительно согласовав их на закупочной комиссии – таким образом, фактически здесь заказчик вправе без каких-то особых ограничений и условий изменять цену заключенного договора. Но даже если необходимых «разрешительных» норм в положении о закупке и нет, то с учетом того, что положение о закупке является собственным нормативным документом заказчика, у заказчика есть возможность быстро внести в этот документ необходимые изменения – в частности, прописать, что цена заключенного договора может изменяться в случае повышения налоговой ставки НДС. Исключением здесь могут быть государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, на которые могут распространяться типовые положения о закупке, утвержденные их учредителями6 – в этом случае процесс внесения нужных изменений может оказаться гораздо сложнее и дольше, а может и не удастся совсем.

    Вместе с тем, здесь нельзя не упомянуть правовую позицию ВС РФ, согласно которой не допускается изменение цены договора, заключенного в рамках 223-ФЗ, которое существенно изменяет его условия по сравнению с условиями документации о закупке, так как это противоречит принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции)7. Хотя в рассматриваемом ВС РФ случае речь идет о многократном повышении цены заключенного договора, нельзя исключать того, что заказчикам, повысившим цену договора в связи с увеличением налоговой ставки НДС, придется отстаивать объективную необходимость такого повышения в суде.

    Но что делать в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не может или никак не желает исполнять заключенный договор с повышенной налоговой ставкой НДС, заказчик не может повысить цену договору в связи с ограничениями в своем положении о закупке, которые он не может преодолеть, но в принципе готов пойти навстречу заказчику. Здесь остается расторгнуть договор по соглашению сторон, которое предусматривается гражданским законодательством8. Но в этом случае для обеспечения своих нужд, которые никуда не исчезнут, заказчику будет необходимо заново проводить закупку на оставшийся невыполненным объем ТРУ с учетом повышенной налоговой ставки НДС, цена единицы ТРУ уже может быть больше с учетом повышенного НДС, а кроме того такое «полюбовное» расторжение договора может привлечь внимание контрольных органов. Так что реализация данного сценария, скорее всего, будет совсем не в интересах заказчика. Кроме того, если последующая закупка не будет осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то не факт, что договор достанется тому же поставщику (подрядчику, исполнителю).

    В ситуации, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) не может или не желает исполнять договор с повышенной налоговой ставкой НДС, но заказчик не идет на расторжение договора по соглашению сторон, то поставщик (подрядчик, исполнитель) может попробовать отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, если это разрешено нормами гражданского законодательства о конкретном виде договора - например, исполнитель может отказаться от договора возмездного оказания услуг, возместив заказчику убытки9. Наконец договор может быть расторгнут поставщиком (подрядчиком, исполнителем) через суд – для этого поставщику (подрядчику, исполнителю) нужно будет обосновать в суде, что из-за повышения ставки НДС существенно изменились обстоятельства заключения договора10. Отметим, что в этом случае согласно нормам гражданского законодательства суд применительно к ситуации с повышением налоговой ставки НДС может вынести решение о расторжении договора при одновременном наличии следующих условий11:

    1. В момент заключения договора стороны исходили из того, что повышения налоговой ставки НДС не произойдет. Следовательно, если договор был заключен после 16.06.2018 (дата внесения законопроекта о повышении НДС с 18 до 20 % в Государственную Думу РФ), то такое условие суд может уже счесть невыполненным.
    2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог повлиять на принятие решения о повышении налоговой ставки НДС или оставлении ее на прежнем уровне. Это условие, конечно же, можно считать выполненным по умолчанию.
    3. Исполнение договора без увеличения его цены с учетом повышения налоговой ставки НДС влечет для поставщика (подрядчика, исполнителя) такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. Этот пункт по всей видимости может вызывать больше всего трудностей для обоснования расторжения договора в суде.
    4. Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств исполнения договора несет поставщик (подрядчик, исполнитель).

    В завершение отметим еще один нюанс, который может возникнуть в связи с изменением налоговой ставки НДС в ходе исполнения договора. Если договор заключен с учетом налоговой ставки по НДС в размере 18 % и эта сумма отдельно выделена в договоре, а оплата договора происходит уже в период, когда действует налоговая ставка НДС в размере 20 %, то может возникнуть ситуация, когда размер НДС в договоре и выставленных заказчику счетах и счетах-фактурах может не совпадать. Во избежание этого стороны договора могут заключить дополнительное соглашение к договору, в котором укажут скорректированный размер НДС без изменения общей цены договора. Основанием для заключения дополнительного соглашения в данном случае будет изменение федерального налогового законодательства в ходе исполнения договора.

    1 Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

    2 Ст. 143 и 146 НК РФ.

    3 См. для сравнения Ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость».

    4 Ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    5 Здесь и далее сведения о содержании положений о закупке приводятся по данным, размещенным в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).

    6 В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    7 П. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

    8 Ч. 1 ст. 450 ГК РФ.

    9 Ч. 2 ст. 782 ГК РФ.

    10 В соответствии со ст. 451 ГК РФ.

    11 Ч. 2 ст. 451 ГК РФ.