Практика централизованных закупок по 223-ФЗ

 

Автор: Кирилл Чагин

 

В отличие от 44-ФЗ в 223-ФЗ осуществление централизованных закупок не только не регламентируется, но даже не упоминается. Однако в этом законе не содержится и ограничений для проведения подобных закупок. Поэтому у заказчиков по 223-ФЗ есть возможность прибегать к таким закупкам, если соответствующие условия и правила их проведения предусмотрены в положении о закупке конкретного заказчика. И такая практика есть, хотя сильно распространенной ее не назовешь.

Общая суть централизованной закупки заключается в том, что закупки для нужд отдельных заказчиков осуществляются не самими этими заказчиками, а другой организацией, которая выступает в роли организатора закупки, но сама заказчиком не является. Смысл такой закупки может состоять, во-первых, в экономии средств за счет большого объема закупки ТРУ сразу для нужд нескольких заказчиков, а, во-вторых, в снижении административной нагрузки на заказчиков (им не нужно самим осуществлять закупочные процедуры по отдельности для закупки одних и тех же ТРУ). Отметим, что в практике 223-ФЗ, как правило, имеют место ситуации, когда в роли организатора закупки выступает головная компания, которая осуществляет закупку для нужд своих дочерних компаний. Также при этом, как правило, и организатор закупки, и заказчики действуют на основе единого корпоративного положения о закупке, или их положения о закупке хоть и являются отдельными документами, но выстроены по единому корпоративному шаблону.

Обратимся сразу же к конкретным примерам, которые взяты из Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Сразу же отметим, что централизованные закупки нередко называют совместными, хотя фактически они таковыми не являются. Также на практике бывает и так, что совместную закупку называют централизованной. То есть здесь происходит смешение понятий. Следует учитывать, что отличие совместной закупки от централизованной состоит в том, что при совместной закупке организатор является одновременно одним из заказчиков, а при централизованной он только выступает в роли организатора закупки и не является заказчиком. Кроме того, в ЕИС можно встретить случаи, когда заказчик осуществляет закупку для своих филиалов, выступая и в роли организатора закупки, и, собственно, в роли единственного заказчика, заключая договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Такие закупки тоже иногда называют централизованными. Более того, на практике централизованные закупки также могут называть объединенными. Однако далее мы будем рассматривать централизованные (объединенные) закупки, при осуществлении которых организатор закупки и заказчики являются разными юридическими лицами, то есть организатор закупки не является заказчиком, а заказчик не является организатором закупки.

Так, в 2016 г. АО «Газпром Газэнергосеть» (г. Москва) осуществило централизованную закупку бытовых газовых баллонов для нужд своих 6 дочерних (зависимых) компаний – ООО «ГЭС Белгород», ООО «ГЭС Брянск», ООО «ГЭС-НН», ООО «ГЭС Тамбов», ООО «ГЭС Оренбург», ООО «ГЭС Поволжье» . Управлением по организации конкурентных закупок АО «Газпром Газэнергосеть» был проведен запрос котировок с общей начальной (максимальной) ценой договоров в размере 20 422 тыс. руб. При этом в отношении каждого заказчика была определена своя начальная (максимальная) цена договора – от 499 до 7 600 тыс. руб. Были получены котировочные заявки от 3 поставщиков, из которых 2 поставщика были допущены к участию. В результате заказчики заключили договоры с победителем запроса котировок (ООО «Газовый вектор») на общую сумму в размере 19 968 тыс. руб.

Приведем другой пример. В 2015 г. АО «Оборонстрой» осуществило централизованную закупку услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для нужд своих 5 дочерних (зависимых) компаний – АО «Агропром», ОАО им. Крупской, ОАО «Пробуждение», ОАО «Сосновское» и ОАО «277 УНР» . Был проведен запрос предложений в электронной форме с общей начальной (максимальной) ценой договора в размере 1 622 тыс. руб. Так же, как и в предыдущем примере, в отношении каждого из 5 заказчиков была определена своя начальная (максимальная) цена договора – от 277 до 372 тыс. руб. Было получено 2 предложения, по итогам их рассмотрения каждый из 5 заказчиков заключил договор с победителем – ООО «Финэкспертиза».

И еще один пример правда, теперь уже с несколько негативной окраской. В 2015 г. ПАО «Ленэнерго» пыталось осуществило централизованную закупку услуг по страхованию от несчастных случаев и болезней персонала 3 своих дочерних (зависимых) компаний – ЗАО «ЦЭК», ЗАО «Курортэнерго», ОАО «Энергосервисная компания «Ленэнерго» . Был объявлен открытый запрос предложений в электронной форме с общей начальной (максимальной) ценой договора в размере 1 439 тыс. руб. Опять же в отношении каждого из заказчиков была определена своя собственная начальная (максимальная) цена договора – от 267 до 866 тыс. руб. Но по причинам, суть которых неизвестна, запрос предложений был отменен (в соответствующем протоколе, размещенном в ЕИС, есть только ссылка на некую служебную записку, ставшую основанием для отмены закупки). Отметим, что в данном случае эта закупка называлась как раз не централизованной, а совместной.

Особое внимание можно обратить на проведение централизованных закупок в ситуации, когда крупная материнская компания создает для осуществления корпоративных закупок отдельную организацию. Эта организация на договорной основе осуществляет закупочные процедуры как для нужд самой материнской компании, так и для нужд ее многочисленных дочерних (зависимых) компаний. Например, для этой цели ПАО «Интер РАО ЕЭС» создало ООО «Интер РАО – Центр управления закупками». Примеры закупочной деятельности этой «специализированной» организации (так ее можно назвать по аналогии со специализированными организациями, функционирование которых предусмотрено в 44-ФЗ) - закупка светотехнической продукции для нужд омского филиала ОАО «ТГК-11» и ОАО «Омск РТС», закупка кабельной продукции для нужд томского и омского филиалов ОАО «ТГК-11», ОАО «Омск РТС» и ОАО «Томск РТС» в 2014-2015 гг.

Как уже говорилось выше, для того чтобы осуществлять централизованные закупки, как в положении о закупке организатора закупки, так и в положениях непосредственных заказчиков должны быть предусмотрены соответствующие нормы.

Рассмотрим для наглядности, как регламентируется проведение централизованных закупок у «фигурантов» одного из вышеприведенных примеров – ПАО «Ленэнерго» (организатор закупки) и ЗАО «Курортэнерго» (один из заказчиков). Отметим, что ЗАО «Курортэнерго» является по отношению к ПАО «Ленэнерго» дочерней зависимой компанией (размер доли участия ПАО «Ленэнерго» в уставном капитале ЗАО «Курортэнерго» составляет 98,13 % ).

Положение о закупке АО «Ленэнерго» (организатор закупки в вышеприведенном примере)

Данная организация в своей закупочной деятельности руководствуется Единым стандартом закупки (положением о закупке) своей материнской компании – ПАО «Россети». В положении имеется отдельный раздел «Централизованные (объединенные) закупки». В нем установлены следующие ключевые правила осуществления таких закупок:

  1. Централизованные (объединенные) закупки проводятся в целях повышения эффективности закупок близкой по своим характеристикам продукции, необходимой одновременно нескольким заказчикам. Под заказчиками здесь понимаются дочерние (зависимые) компании ПАО «Россети», к которым относятся, в числе прочих, АО «Ленэнерго» . Применительно к самому АО «Ленэнерго», пользующемуся данным положением о закупке в своей закупочной деятельности, под заказчиками уже понимаются его собственные дочерние (зависимые) компании.
  2. Централизованные (объединенные) закупки проводятся на основании принятия соответствующих решений центральных закупочных органов заказчиков и соответствующих договоров между организатором закупки и заказчиками (дочерними зависимыми компаниями). Решение о проведении централизованной (объединенной) закупки принимается как на этапе согласования в установленном порядке проектов планов закупок / корректировки планов закупки соответствующих заказчиков, так и в процессе реализации утвержденных планов закупки / корректировок планов закупки соответствующих заказчиков, в случае возникновения потребности в централизации закупок.
  3. Выбор способа проведения централизованной (объединенной) закупки осуществляется по основаниям, предусмотренным положением о закупке. Иными словами, если, например, закупка по своему размеру в соответствии с положением должна осуществляться путем проведения аукциона, то и централизованная (объединенная) закупка такого размера должна осуществляться через аукцион.
  4. При централизованных (объединенных) закупках потребность в продукции для нужд конкретного заказчика может быть как выделенной в составе отдельного лота, так и включенной в состав одного общего лота, при этом в любом случае такая закупка должна включаться в план закупки каждого заказчика, для чьих нужд осуществляется закупка. Напомним, что в вышеприведенном примере был применен второй подход, хотя начальная (максимальная) цена договора определялась отдельно в отношении каждого заказчика.
  5. Более подробно порядок согласования, подготовки и проведения централизованной (объединенной) закупки может быть определен организационно-распорядительными документами ПАО «Россети» или иного организатора централизованной закупки.

Положение о закупке ЗАО «Курортэнерго» (один из заказчиков в вышеприведенном примере)

У данной компании существует свое собственное положение о закупке. В этом положении также имеется отдельный раздел, который называется «Объединенные закупки». Правила осуществления таких закупок следующие:

  1. Объединенные закупки проводятся в целях повышения эффективности закупок близкой по своим характеристикам продукции, необходимой одновременно нескольким потребителям. Под потребителями здесь понимаются заказчики, являющиеся дочерними зависимыми компаниями ПАО «Ленэнерго».
  2. Объединенные закупки проводятся способами, предусмотренными положением о закупке, выбор способа проведения объединенной закупки осуществляется в соответствии с положением о закупке.
  3. При объединенных закупках потребность в продукции для нужд конкретного заказчика может быть как выделенной в составе отдельного лота, так и включенной в состав одного общего лота.
  4. Объединенные закупки проводятся только при условии принятия соответствующего решения Центральным закупочным органом.
  5. План закупки составляется с учетом объединенных закупок.

Как мы видим, в принципе нормы положений о закупке как организатора закупки (ПАО «Ленэнерго»), так и заказчика (ЗАО «Курортэнерго») в целом соответствуют друг другу, что позволяет осуществлять централизованную закупку. Однако нельзя не отметить, что некоторые нестыковки все же имеются. В частности, в положении о закупке заказчика (ЗАО «Курортэнерго») в отличие от положения организатора закупки (ПАО «Ленэнерго») не говорится о том, что объединенная (централизованная) закупка должна осуществляться на основании договора между организатором закупки и заказчиком. Следует стремиться к тому, чтобы положения о закупке всех сторон, вовлеченных в осуществление централизованной закупки, были максимально близки друг другу. И не только в отношении условий и процедуры осуществления таких закупок, но и в отношении правил и условий выбора способов закупки. Например, если в положении о закупке заказчика установлено, что запрос предложений может проводиться при условии, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 10 млн руб., то и в положении о закупке организатора торгов должна также быть аналогичная норма. Иными словами, централизованная закупка должна осуществляться таким образом, чтобы при ее проведении не нарушались ни правила, установленные в положении о закупке организатора закупки, ни правила, установленные в положении о закупке заказчика (заказчиков). Очевидно, что обеспечить это требование легче всего при условии, когда организатор закупки и заказчик (заказчики) придерживаются единого корпоративного закупочного стандарта, пусть даже реализованного в отдельных положениях о закупке.

Академия OTC.RU

Обучение закупкам по 223-ФЗ

Просто о сложном

Тендерный заём
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Получить