Что происходит с банковской гарантией в случае увеличения срока госконтракта

 

Автор: И. Маткова
19.10.2015


Регулированию возможности внесения изменений в основные условия государственного контракта посвящена статья 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с данной статьей изменения в госконтракт могут вноситься только в исключительных случаях, и эти случаи, как правило, касаются изменения цены работ или услуг. Внесение изменений в срок контракта данной статьей не предусматривается и является вероятным лишь в том случае, если условия госконтракта предусматривали такую возможность по согласованию сторон.

Вместе с тем, в 2015 году стало возможным внесение изменений в госконтракт посредством заключения дополнительного соглашения, (Постановление Правительства РФ №198 от 06.03.2015). Данное Постановление регламентирует возможность внесения изменений в госконтракты, срок действия которых заканчивается в 2015 году.

Внесение изменений возможно только посредством согласования и заключения между исполнителем и заказчиком дополнительного соглашения к основному контракту. Для того, чтобы инициировать процедуру внесения изменений в срок действия контракта, исполнитель должен написать официальное письмо в адрес заказчика, с просьбой увеличить срок действия государственного контракта. Письмо должно содержать обоснование, что выполнение обязанностей в срок, предусмотренный основным контрактом, невозможно в связи с существенным изменением обстоятельств. Заказчик должен рассмотреть просьбу исполнителя об изменении срока госконтракта в течение 30 дней с даты получения официального письма. Если по результатам рассмотрения заявления заказчик принял положительное решение, согласовываются условия заключения дополнительного соглашения, изменяющего госконтракт. Стоит отметить, что Постановление Правительства регламентирует продление срока госконтракта только в пределах 2015 года.

В рамках согласования условий заключения дополнительного соглашения исполнитель должен предоставить обеспечение исполнения госконтракта в соответствии с условиями, предусмотренными ФЗ-44. Если исполнитель использовал в качестве обеспечения банковскую гарантию, то такая гарантия должна превышать срок исполнения контракта как минимум на 1 календарный месяц.

Если уже предоставленная банковская гарантия не покрывает новый срок действия госконтракта, то необходимо обратиться в банк, выдавший такую гарантию, за изменением условий, а именно – увеличением срока банковской гарантии на период, превышающий 1 месяц нового срока окончания госконтракта.

Отсутствие банковской гарантии с учетом новых условий госконтракта влечет за собой невозможность заключения дополнительного соглашения о продлении сроков, так как противоречит нормам ФЗ-44.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!



Запрещается включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (п. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются постановлением Правительства РФ от 08.11.13 № 1005. Постановлением Правительства РФ от 09.12.14 N 1339 в постановление № 1005 внесены изменения, которые вступили в силу 20 декабря 2014 года.

Изменениями установлено, что реестр банковских гарантий, формируется и ведется на государственном языке Российской Федерации. В старой редакции говорилось, что наименование иностранных юридических лиц, а также фамилию, имя, отчество иностранных физических лиц необходимо указывать с использованием букв латинского алфавита. В качестве поправки к иностранным юридическим и физическим лицам добавлены лица без гражданства, а вся информация о лицах, включенных в перечень, необходимо указывать одновременно двумя способами – как на государственном языке Российской Федерации, так и с использованием букв латинского алфавита. Кроме этого введено уточнение относительно того, что банковская гарантия подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (гаранта), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ. Ряд положений банковской гарантии подлежит обязательному закреплению в тексте. С принятием данных нормативных актов становится очевидным то, что государство принимает все меры для того чтобы сделать закупки для государственных или муниципальных нужд на максимально выгодных для себя условиях при этом интересы банков-гарантов становятся вторичными. То, что могут позволить себе банки-гаранты с обычными коммерческими организациями с государственными и муниципальными заказчиками уже не проходит, данное обстоятельство опять же ставит названных участников гражданского оборота на разные ступени.

Например, в тексте банковской гарантии по закону № 44-ФЗ обязательно должно быть закреплено:

а) право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспеченных обязательств, а также в случаях уклонения или отказа участника закупки заключить контракт, либо непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

б) право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика, с предварительным извещением об этом гаранта в оговоренных законом случаях;

в) условие что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет сам гарант. Так государство, определило что взимать комиссию за перечисление бенефициару-госзаказчику гарантированной суммы банк не вправе, и сам банк с этим соглашается подписав текст банковской гарантии, чем лишает себя дополнительного дохода;

г) исчерпывающий перечень документов, которые заказчик должен представить банку-гаранту одновременно с предъявлением требования об осуществлении уплаты гарантированной денежной суммы.

Такой перечень является приложением к постановлению № 1005.

В текст банковской гарантии не включается:

• положение о праве банка-гаранта отказывать в удовлетворении требования бенефициара-госзаказчика о гарантированном платеже в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении принципалом условий контракта или расторжении контракта, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена законом или самим контрактом;

• требование гаранта о предоставлении бенефициаром-госзаказчиком отчета об исполнении контракта;

• условие о предоставлении бенефициаром-госзаказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате гарантированной денежной суммы документов, не оговоренных в установленном постановлением № 1005 перечне. Если учесть, что в перечне банков отвечающих всем предъявляемым требованиям состоит примерно около 300 организаций, фактически оказывают услуги по предоставлению банковских гарантий из них только половина. Причем часто встречаются случаи, когда в роли потенциального принципала выступает организация доля, в которой принадлежит государству или муниципалитету. В подобных случаях очень многие банки по целому ряду субъективных причин просто отказываются сотрудничать с такими организациями, ставя их в заведомо неравные условия с другими участниками гражданского оборота, что само собой негативно сказывается на развитии конкуренции.

тендерные займы

Тендерный заём за сутки

Минимум документов. Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

При реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ на практике применительно к оформлению услуг по предоставлению банковских гарантий роль государственного регулирования немного снижена и здесь субъекты гражданско-правовых отношений могут позволить себе относительную свободу договора. Важным нюансом в оформлении банковской гарантии будет являться именно то, какие требования предъявил к ней сам заказчик. Для этого необходимо тщательное изучение закупочной документации и наряду со стандартным пакетом документов банки почти во всех случаях запрашивают такую документацию. Бывают случаи, когда потенциальный клиент сам подпадает в плане закупок под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Тогда, если в его положении о закупках нет никаких специальных условий по определению поставщика услуг по предоставлению банковской гарантии, ему самому придется организовывать процедуру закупки с целью определения организации предложившей наиболее выгодные условия. Такая ситуация существенно осложняет и оформление самой гарантии и участие в интересующей сделке, т.к. время и подачи заявок, и заключения договора всегда лимитировано. А сами банки или иные кредитные учреждения не очень охотно принимают участие в закупочных процедурах. Это объясняется тем, что победа на них в большинстве случаев порождает обязательство к заключению договора с непроверенным контрагентом, а это не оправданный риск для гаранта. Для любого кредитно-финансового учреждения выгоднее, когда приходят к ним, и они диктуют свои условия.

В связи с такими условиями на рынке финансовых услуг нашли свою нишу так называемые кредитные брокеры. Они выстраивают свои отношения с банками-гарантами или другими кредитными организациями таким образом, что процесс получения гарантии может быть существенно сокращен и в плане сроков, и в размере комиссии банка. Кроме этого может быть оказана протекция по поводу приятия «нужного» решения.

Однако наличие посредников всегда ведет к риску получить некачественную услугу и именно поэтому необходима очень большая осмотрительность при выборе кредитного брокера. Тем более, что в последнее время все более распространенными являются случаи, когда выданные банковские гарантии являются нелегитимными. О рисках, связанных с обращением к таким агентам, а также о том, как поставщикам избежать получения нелегитимных банковских гарантий, читайте в статье «Получение банковской гарантии – через агента или самостоятельно?»

В письме Центробанка России от 30.07.2012 г. № 111-Т прописывается возможность государственных заказчиков проверять легитимность банковских гарантий через интернет ресурсы. Для остальных участников гражданского оборота пока механизм проверки легитимности банковских гарантий не отработан. Несмотря на весь формализм, при оформлении банковских гарантий по интенсивности применения банковская гарантия находится на первых позициях, что подтверждает её высокую эффективность. Это обусловлено тем, что банковская гарантия позволяет участнику сделки за адекватную плату не только не выводить свои активы из обращения, но и при этом получить надежное и всеми признанное финансовое подкрепление своих обязательств. При дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы банковская гарантия станет не только еще более интересным средством обеспечения обязательств, побуждающим стороны к добросовестному поведению, но и стимулом к развитию нормальной конкурентной среды.

банковские гарантии

Белые гарантии за 1 час

Быстро. Выгодно. Без посредников.