Как получить банковскую гарантию (алгоритм)

 

Автор: Д. Устинов
29.09.2015


Для участников современного гражданско-правового оборота очень важным и актуальным вопросом становится получение гарантированного желаемого результата при заключении договорных отношений. Для достижения этих целей в гражданском законодательстве Российской Федерации предусмотрен целый ряд правовых институтов, одним из наиболее распространенных и востребованных средств обеспечения исполнения обязательств является банковская гарантия.

Законодатель определяет банковскую гарантию в ст. 368 ГК РФ, следующим образом: «В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате».

По интенсивности применения банковская гарантия находится на первых позициях, что подтверждает ее высокую эффективность. Это обусловлено тем, что банковская гарантия позволяет участнику сделки за адекватную плату не только не выводить свои активы из обращения, но и при этом получить надежное и всеми признанное финансовое подкрепление своих обязательств.

Исходя из данной нормы права за банковской гарантией следует обращаться:

а) в банк;

б) в иное кредитное учреждение;

в) в страховую организацию.

Закон «О банках и банковской деятельности» достаточно четко говорит о том, что выдача банковской гарантии – это операция, которую может осуществлять лишь кредитная организация, имеющая лицензию на соответствующий вид деятельности от Центробанка России. Необходимо сразу сделать оговорку, что сейчас страховые компании из-за отсутствия соответствующей правовой базы практически не предоставляют услуг по предоставлению банковских гарантий и даже название «банковская гарантия» вполне обоснованно закрепляет за банками преимущественное право на её предоставление. Поэтому в настоящее время банковскую гарантию принято рассматривать как продукт рынка финансовых услуг, а не страховых. Острые противоречия по вопросу о предоставлении подобного рода услуг на законодательном уровне были решены не в пользу представителей страхового бизнеса.

В представленной статье будет рассматриваться процедура получения банковской гарантии применительно к банкам либо иным кредитным учреждениям, но не страховым организациям.

Процесс предоставления банковской гарантии представляет собой достаточно объемный и сложный алгоритм, требующий больших затрат времени и соблюдения определенных условий. Любой банк или кредитная организация имеют свои регламенты, локальные акты и правила; это также распространяется и на их деятельность, связанную с предоставлением услуг по выдаче банковских гарантий.

Но независимо от формы собственности и организационно-правовой формы банка или кредитного учреждения процедура получения банковской гарантии обязательно будет проходить следующие этапы:

1. Обращение. Потенциальный клиент обращается в банк или другую кредитную организацию. Для этого заполняется первичный документ, чаще всего это оформляется заявкой, анкетой или заявлением на стандартном бланке в последующем лицо, обратившееся с таким заявлением, будет являться принципалом по выданной гарантии.

2. Изучение и проверка клиента. Банк или кредитное учреждение запрашивает по своему усмотрению документы по предполагаемой сделке, учредительные документы, регистрационные свидетельства, бухгалтерскую, статистическую и финансовую отчетность у заявителя. Обязательным требованием будет предоставление бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), подписанных уполномоченными лицами и заверенных печатью организации либо с отметками налогового органа. На данном этапе осуществляется анализ финансово-хозяйственной деятельности не только принципала, но и бенефициара, выявление возможных рисков и нежелательных последствий. С учетом представленных документов, со стороны гаранта может быть выдвинуто требование о формировании залоговой массы, из перечня имущества которым принципал располагает.

3. Принятие решения. Банк или кредитное учреждение на основе проведенного анализа принимает решение о возможности или невозможности предоставления банковской гарантии. Соответственно необходимо учитывать, что решение о предоставлении банковской гарантии не всегда бывает положительным. В случаях обнаружения факторов повышенного риска обычно запрашиваются дополнительные документы. Если потенциальный гарант утратил интерес к конкретной сделке, то в целях тактичного отказа запрашиваются такие документы и сведения, которые потенциальный клиент представить не в состоянии, либо их получение представляется крайне затруднительным в определенный срок. Например: требование дополнительных бизнес-планов и финансово-аналитических прогнозов дальнейшего развития, требование о наличии или отсутствии судимости ряда должностных лиц организации документально подтвержденное правоохранительными органами, требование о внесении изменений в учредительные документы в случаях выявления формальных ошибок, произошедших не всегда по вине заявителя и т.д.

4. Оформление решения. Большинство банков или иных кредитных учреждений неохотно оформляют отказ в предоставлении банковской гарантии в форме документа, с указанием настоящих оснований отказа и их аргументацией. В случае положительного решения, сделка совершается в простой письменной форме в соответствии со ст. 161 ГК РФ, производится открытие расчётного счета в банке, оформление залога (при необходимости) и выплата вознаграждения принципалом. Размер вознаграждения гаранта (сумма комиссии) зависит от условий предоставления гарантии (сумма, условия контракта, риски и т.д.). Как и любой другой продукт на рынке финансовых услуг банковская гарантия будет иметь свою стоимость, поэтому вопрос о цене таких услуг для клиента всегда актуален. Опять же, в зависимости от складывающейся конъюнктуры на рынке финансовых услуг подход к ценообразованию у каждой организации индивидуален, но в среднем комиссия по банковской гарантии составляет около 7% годовых, а при расчете платы в виде процента от гарантированной суммы от 0,5% до 5% за оговоренный период времени.

В результате благополучно пройденных этапов, банк предоставляет банковскую гарантию. На практике на прохождение всех перечисленных этапов уходит в среднем около 1-2 недель.

В каждом банке или ином кредитном учреждении существуют свои шаблоны соглашений по предоставлению банковских гарантий, но любое в своем тексте обязательно будет содержать следующие условия:

1. Наименование гаранта, принципала, бенефициара;

2. Ссылку на договор по основному обязательству, во исполнение которого предусмотрена гарантия;

3. Размер денежного обязательства, подлежащего выплате по гарантии;

4. Срок, на который выдана гарантия, или ссылка на определенный юридический факт, при наступлении которого действие гарантии прекращается;

5. Условие, при котором сумма гарантийных выплат уменьшается;

6. Порядок расчетов по платежам;

7. Размер вознаграждения за предоставление гарантии.

Выше был рассмотрен общий алгоритм действий, который применим для получения банковской гарантии независимо от организационно-правовой формы и гаранта и принципала.

В гражданском законодательстве России появляются новые нормы, которые предписывают некоторым участникам гражданско-правовых отношений предъявлять специальные требования к тем или иным гражданско-правовым институтам это не обошло стороной и отношения связанные с предоставлением услуг по банковской гарантии. Еще не так давно банковской гарантией в России обеспечивались чаще всего внешнеэкономические сделки, но сейчас гарантия широко используется для обеспечения обязательств по государственным и муниципальным заказам, а в ряде случаев даже в обязательном порядке. В условиях действующего законодательства, а именно Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ большинство участников и победителей тендеров неизбежно сталкиваются с необходимостью получения банковской гарантии. Без её наличия заключение государственного или муниципального контракта нереально. В сфере государственных закупок требования к банковским гарантиям становятся более жесткими, чем раньше, основной целью данного закона является повышение роли аудита и контроля в данной области.

В связи с этим при реализации данного закона на практике возникают определенные сложности. Статьёй 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ устанавливается, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Таким образом, государственный или муниципальный заказчик не вправе принимать гарантии от банков или иных кредитных учреждений, не включенных в специальный перечень, опубликованный на официальном сайте Минфина РФ. Данный перечень постоянно редактируется и обновляется и поэтому выбрать организацию, предоставляющую банковские гарантии и одновременно отвечающую требованиям ст. 45 44-ФЗ задача непростая.

Кроме того, ч. 2 ст. 45 44-ФЗ определяет обязательные условия банковской гарантии она должна быть безотзывной и должна содержать целый ряд обязательных условий:

► сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных настоящим Федеральным законом случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств, принципалом;

► обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

► обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

► условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

► срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;

► отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

► установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!



Запрещается включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (п. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются постановлением Правительства РФ от 08.11.13 № 1005. Постановлением Правительства РФ от 09.12.14 N 1339 в постановление № 1005 внесены изменения, которые вступили в силу 20 декабря 2014 года.

Изменениями установлено, что реестр банковских гарантий, формируется и ведется на государственном языке Российской Федерации. В старой редакции говорилось, что наименование иностранных юридических лиц, а также фамилию, имя, отчество иностранных физических лиц необходимо указывать с использованием букв латинского алфавита. В качестве поправки к иностранным юридическим и физическим лицам добавлены лица без гражданства, а вся информация о лицах, включенных в перечень, необходимо указывать одновременно двумя способами – как на государственном языке Российской Федерации, так и с использованием букв латинского алфавита. Кроме этого введено уточнение относительно того, что банковская гарантия подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (гаранта), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ. Ряд положений банковской гарантии подлежит обязательному закреплению в тексте. С принятием данных нормативных актов становится очевидным то, что государство принимает все меры для того чтобы сделать закупки для государственных или муниципальных нужд на максимально выгодных для себя условиях при этом интересы банков-гарантов становятся вторичными. То, что могут позволить себе банки-гаранты с обычными коммерческими организациями с государственными и муниципальными заказчиками уже не проходит, данное обстоятельство опять же ставит названных участников гражданского оборота на разные ступени.

Например, в тексте банковской гарантии по закону № 44-ФЗ обязательно должно быть закреплено:

а) право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспеченных обязательств, а также в случаях уклонения или отказа участника закупки заключить контракт, либо непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

б) право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика, с предварительным извещением об этом гаранта в оговоренных законом случаях;

в) условие что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет сам гарант. Так государство, определило что взимать комиссию за перечисление бенефициару-госзаказчику гарантированной суммы банк не вправе, и сам банк с этим соглашается подписав текст банковской гарантии, чем лишает себя дополнительного дохода;

г) исчерпывающий перечень документов, которые заказчик должен представить банку-гаранту одновременно с предъявлением требования об осуществлении уплаты гарантированной денежной суммы.

Такой перечень является приложением к постановлению № 1005.

В текст банковской гарантии не включается:

• положение о праве банка-гаранта отказывать в удовлетворении требования бенефициара-госзаказчика о гарантированном платеже в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении принципалом условий контракта или расторжении контракта, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена законом или самим контрактом;

• требование гаранта о предоставлении бенефициаром-госзаказчиком отчета об исполнении контракта;

• условие о предоставлении бенефициаром-госзаказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате гарантированной денежной суммы документов, не оговоренных в установленном постановлением № 1005 перечне. Если учесть, что в перечне банков отвечающих всем предъявляемым требованиям состоит примерно около 300 организаций, фактически оказывают услуги по предоставлению банковских гарантий из них только половина. Причем часто встречаются случаи, когда в роли потенциального принципала выступает организация доля, в которой принадлежит государству или муниципалитету. В подобных случаях очень многие банки по целому ряду субъективных причин просто отказываются сотрудничать с такими организациями, ставя их в заведомо неравные условия с другими участниками гражданского оборота, что само собой негативно сказывается на развитии конкуренции.

тендерные займы

Тендерный заём за сутки

Минимум документов. Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

При реализации Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ на практике применительно к оформлению услуг по предоставлению банковских гарантий роль государственного регулирования немного снижена и здесь субъекты гражданско-правовых отношений могут позволить себе относительную свободу договора. Важным нюансом в оформлении банковской гарантии будет являться именно то, какие требования предъявил к ней сам заказчик. Для этого необходимо тщательное изучение закупочной документации и наряду со стандартным пакетом документов банки почти во всех случаях запрашивают такую документацию. Бывают случаи, когда потенциальный клиент сам подпадает в плане закупок под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Тогда, если в его положении о закупках нет никаких специальных условий по определению поставщика услуг по предоставлению банковской гарантии, ему самому придется организовывать процедуру закупки с целью определения организации предложившей наиболее выгодные условия. Такая ситуация существенно осложняет и оформление самой гарантии и участие в интересующей сделке, т.к. время и подачи заявок, и заключения договора всегда лимитировано. А сами банки или иные кредитные учреждения не очень охотно принимают участие в закупочных процедурах. Это объясняется тем, что победа на них в большинстве случаев порождает обязательство к заключению договора с непроверенным контрагентом, а это не оправданный риск для гаранта. Для любого кредитно-финансового учреждения выгоднее, когда приходят к ним, и они диктуют свои условия.

В связи с такими условиями на рынке финансовых услуг нашли свою нишу так называемые кредитные брокеры. Они выстраивают свои отношения с банками-гарантами или другими кредитными организациями таким образом, что процесс получения гарантии может быть существенно сокращен и в плане сроков, и в размере комиссии банка. Кроме этого может быть оказана протекция по поводу приятия «нужного» решения.

Однако наличие посредников всегда ведет к риску получить некачественную услугу и именно поэтому необходима очень большая осмотрительность при выборе кредитного брокера. Тем более, что в последнее время все более распространенными являются случаи, когда выданные банковские гарантии являются нелегитимными. О рисках, связанных с обращением к таким агентам, а также о том, как поставщикам избежать получения нелегитимных банковских гарантий, читайте в статье «Получение банковской гарантии – через агента или самостоятельно?»

В письме Центробанка России от 30.07.2012 г. № 111-Т прописывается возможность государственных заказчиков проверять легитимность банковских гарантий через интернет ресурсы. Для остальных участников гражданского оборота пока механизм проверки легитимности банковских гарантий не отработан. Несмотря на весь формализм, при оформлении банковских гарантий по интенсивности применения банковская гарантия находится на первых позициях, что подтверждает её высокую эффективность. Это обусловлено тем, что банковская гарантия позволяет участнику сделки за адекватную плату не только не выводить свои активы из обращения, но и при этом получить надежное и всеми признанное финансовое подкрепление своих обязательств. При дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы банковская гарантия станет не только еще более интересным средством обеспечения обязательств, побуждающим стороны к добросовестному поведению, но и стимулом к развитию нормальной конкурентной среды.

Тендерный займ
за сутки

Минимум документов.
Кратчайшие сроки.
Низкие % ставки.

Белые гарантии за 1 час

Получить

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Получить