Группа электронных площадок

Импортозамещение в системе государственных и муниципальных закупок


30.05.2016

спикер: Шкирдов Дмитрий

скачать презентацию

 


  1. Что такое импортозамещение? Виды импортозамещения
  2. Тенденции развития импортозамещения
  3. Нормы 44-ФЗ
  4. Статья 14 Закона о контрактной системе
  5. Турецкий вопрос
  6. Преференции участникам
  7. Исполнение Приказа № 155
  8. Механизмы ограничения
  9. Порядок подтверждения отсутствия производства в РФ
  10. Решение ситуации
  11. Международный опыт
  12. Итоги 2015 года в РФ
  13. Выводы и итоги
  14. Вопросы участников

Импортозамещение регулируется законом 44-ФЗ, полная версия названия которого: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также его регулируют и другие акты, которые выпускаются Правительством РФ.

Что такое импортозамещение? Виды импортозамещения

  • Уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров (Словарь экономических терминов)
  • Замещение импорта товарами, произведёнными отечественными производителями, то есть внутри страны (Википедия)
  • Прекращение ввоза в страну данного товара в св язи с организацией его производства на месте (Большой экономический словарь)

Как видно, логика у всей этой терминологии одна и та же: по тем или иным причинам товар начинают выпускать на территории страны, где происходит его сбыт. Каким путем — это уже другой вопрос. Главное, что, по сути, конечный пользователь получает товар, произведенный на территории страны. Благодаря этому снижаются таможенные и логистические расходы, а также в процессе производства задействованы граждане этой страны, что, безусловно, является плюсом для экономики.

Но настолько ли это эффективная вещь? Необходимо разобраться. Какие цели есть у импортозамещения?

  • Рост занятости населения, и как следствие снижению безработицы и повышению уровня жизни. Чем больше производств на уровне страны, тем больше наблюдается предложений на рынке труда.
  • Повышение уровня научно-технического прогресса и как следствие уровня образования. Чтобы добиться большего успеха, мало скопировать чужое оборудование. Важно модернизировать импортные наработки или создавать свои технологии.
  • Укрепление экономической и продовольственной безопасности страны. Товар и сырье не уходят за пределы государства. Также внутри страны остается денежная масса.
  • Рост спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей. Чем больше спрос, тем больше растет производство.
  • Сохранение валютной выручки внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны. Об этом стали задумываться только в последнее время, ведь тяжело покрывать разницу валют.

Виды импортозамещения

  • Естественное. Рынок сам формирует предложение. Собственное производство дешевле и качественней. Происходит вытеснение импортной продукции.
  • Искусственное. Государство влияет на рынок. Устанавливает запреты для одних и поощрения для других. Это явление существует не только в системе государственных и муниципальных закупок, но и в других сферах жизни. Государство ведет жесткую политику по разным причинам.

Но практика показывает, что естественные процессы работают лучше, чем искусственные, так как они зарождаются сами.

Тенденции развития импортозамещения

Еще в 2009 году В.В.Путин делал акцент на том, что импортозамещение обязательно должно быть в сфере медицины: «В Стратегии развития фармацевтической промышленности намечены серьезные, амбициозные цели: в результате ее реализации доля отечественного производства должна возрасти с 19% до 50% в стоимостном выражении. Не менее 60% выпуска должны составлять современные, инновационные препараты. На территории России должно производиться 85% жизненно необходимых и важнейших лекарств».

К сожалению, заявленные цели несколько отстают от намеченных цифр.

Д.А.Медведев: «Важнейшее для наших граждан направление работы – развитие медицинской техники, технологии и фармацевтики. В ближайшее время мы существенно увеличим производство собственных лекарств, используем их и при лечении самых распространенных заболеваний. Уже через пять лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составлять не менее четверти, а к 2020 году – более половины всех препаратов. Вот в чем цель». 12.10.2009.

Несмотря на данные о том, что в системе госзакупок отечественные лекарственные средства занимают около 70%, это не совсем так. Часть продукции пытаются выдать за отечественную. Но в последний год замечается какой-то сдвиг в импортозамещении.

Что стимулирует российское импортозамещение?

  • Экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц, введенные в 2014 году. К санкциям присоединились практически все страны мира. Отечественным лидерам нужно было чем-то ответить.
  • Российское продовольственное эмбарго: запрет ввоза в Россию «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году. Результаты и мнения на эти действия различны. Д.А.Медведев продлил действие отечественных контрсанкций.
  • Конфликт с Турцией.

Чтобы улучшить экономическую ситуацию, руководство страны обратилось к сфере госзакупок. Во всем мире эта система является колоссальным инструментом для поддержки бизнеса и населения. Почему?

  1. Мы имеем постоянно функционирующий рынок.
  2. Самый надежный заказчик — государство.
  3. Стимулирование развития МСП. Преференции малому и среднему бизнесу.
  4. Открытая система. Прозрачность проведения торгов.
  5. Гласность.

В теории государство должно являться самым надежным заказчиком. Грамотное выполнение госконтракта обеспечивает исполнителю своевременную оплату работ/товаров/услуг. Во всем мире субъекты малого и среднего бизнеса являются локомотивом внутреннего развития экономики и научного прогресса. Это связано с тем, что в крупных компаниях имеет место быть необоснованная бюрократия, системы неподвижные, новые идеи трудно реализовать. При всем этом российская система закупок является наиболее прозрачной в мире. Ее нужно только развивать и не отказываться от гласности: чтобы в закупках продолжали участвовать все, кто может это делать.

Нормы 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Об этом законе очень много дискуссий, кто-то называет его плохим, кто-то хорошим, но истина, как всегда, где-то посередине. Этот закон помог убрать множество коллизий, которые присутствовали ранее. В закон постоянно вносятся изменения, что является положительным фактором.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах:

  • открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
  • обеспечения конкуренции;
  • профессионализма заказчиков;
  • стимулирования инноваций;
  • единства контрактной системы в сфере закупок;
  • ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 14 Закона о контрактной системе

При осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Здесь говорится о том, что иностранные компании работают на тех же условиях, что и отечественные. Но есть несколько оговорок в том же 44-ФЗ:

  • В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).
  • Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44- ФЗ.(ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Эти оговорки перечеркивают формулировку из 14 статьи 44-ФЗ. В любой момент Правительство РФ может принять норму о защите конституционного строя и поддержки отечественного бизнеса.

Турецкий вопрос

Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

Полностью запрещено оказание любых услуг и выполнение любых работ для государственных и муниципальных нужд, если эти услуги или работы оказываются или выполняются организациями:

  • Находящимися под юрисдикцией Турецкой республики (компании, зарегистрированные в Турции). Ни для кого не секрет, что турецкие компании оказывают множество строительных услуг.
  • Контролируемыми гражданами Турецкой республики (если в состав учредителей входит гражданин Турецкой республики).
  • Контролируемыми организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики.

Преференции участникам

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Широкой перечень различных товаров: мебель, ядерные реакторы, сельскохозяйственная продукция, бумага, картон.
  • Участие компаний не из ЕАЭС крайне невыгодно.
  • Члены ЕАЭС получают преференции в отношении цены контракта в размере 15% в случае наличия участника не из ЕАЭС.
  • В случае если несколькими участниками конкурса, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений представлены одинаковые условия исполнения контракта (одинаковые цены контракта, в случае проведения запроса котировок) с учетом предоставления преференции, контракт заключается с участником конкурса, участником запроса котировок, участником запроса предложений, имеющим право на предоставление преференции.

Большой ценовой диапазон. 15% — это серьезные деньги. Члены ЕАЭС: Казахстан, Беларусь, Армения, Россия и Киргизия.

Исполнение Приказа № 155

Заказчикам рекомендовано устанавливать в закупочной документации:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

    Таким образом, в адрес участника можно выставить штрафные санкции, расторгнуть договор. Рекомендации достаточно ясны: необходимо прописывать все нюансы.

    Механизмы ограничения

    1. Полный запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
    2. Частичное ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами
    3. Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

    Важно помнить, что члены ЕАЭС приравнены к российским производителям. Когда говорится об иностранных участниках, подразумеваются все, кроме участники ЕАЭС. Такие методы ограничения было принято решение использовать в следующих областях российского производства: оборона и безопасность страны, машиностроение, легкая промышленность, медицинские изделия, лекарственные препараты, программное обеспечение.

    В случае с обороной и безопасностью страны было бы странно говорить о том, что необходимо развивать конкуренцию, так как эта сфера нуждается в секретности и самообеспечении.

    Оборона и безопасность страны

    Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»

    По этому Постановлению есть:

    Решение Коллегии евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2016 г. N 31: Нарушения РФ положений раздела XXII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, пункта 30 (в части предоставления национального режима в сфере закупок).

    Таким образом, Российская Федерация внесла запрет на страны Евразийской экономической комиссии. Но Правительство РФ придерживается убеждения о том, что оборонная промышленность — это именно та отрасль, которую необходимо поддерживать наиболее активно.

    Продукция признается произведенной на территории Российской Федерации в случаях:

    1. создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной — инвестором специального инвестиционного контракта;
    2. соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);
    3. подтверждения Российской Федерации как страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия такой продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" и отсутствия специального инвестиционного контракта).

    Машиностроение

    Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    • Перечень на запрет конкретных товаров (автобусы, автомобили, троллейбусы и т.д.)
    • Место Производства товаров подтверждается сертификатом о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

    Заказчики и поставщики нашли выход: чиновники продолжают ездить на иномарках. Ситуация при производстве машин двоякая: детали и технология часто иностранная, а собирают автомобили граждане России внутри страны. Очень много деталей производится в России, поэтому ситуация остается под контролем.

    Легкая промышленность

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»

    Запрет на импорт продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС. Под запретом ткани, одежда, обувь, различные виды белья и т.д.

    В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки у единственного поставщика характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств — членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

    Порядок подтверждения отсутствия производства в РФ

    Приказ Минпромторга России от 10.09.2014 N 1776

    Заказчики не позднее 5 числа текущего месяца (до опубликования извещения в ЕИС) направляют запрос в Минпромторг с указанием товара из перечня, установленным ПП РФ от 11 августа 2014 г. N 791

    К заявлению прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара, оформленная в табличном виде и включающая следующие показатели (далее — Документы):

    • Зарубежный аналог закупаемого товара: производитель товара (наименование производителя, страна); поставщик товара на российском рынке (название поставщика, местонахождение поставщика);
    • Технические характеристики закупаемого товара: основные технические характеристики для каждого товара и методы их определения; технические характеристики товара в процессе его эксплуатации. Комиссия не позднее 27 числа текущего месяца на основании представленных государственным заказчиком Документов и статистической информации о производителях товара принимает решение о возможности (отсутствии возможности) выдачи заключения.

    Медицинские изделия

    Постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    • В перечне находятся медицинская одежда, электрокардиографы, томографы, реагенты.
    • Подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств — членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

      Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением стран ЕАЭС при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

      1. содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
      2. не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц. Медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него, не могут быть предметом одного контракта (одного лота).

      Если стоит запрет на закупку медицинских изделий из перечня (приложение к Постановлению), а также компания нуждается в закупке медицинских изделий, которые не попадают в этот перечень, компания не имеет права объединять их в один лот, один контракт.

      Лекарственные препараты

      Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

      Заказчик должен отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям документации о закупке и содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства-члены ЕАЭС.

      В перечне жизненно необходимых лекарственных препаратов порядка 130-140 позиций лекарственных средств, которые имеют только один аналог по сравнению с иностранными препаратами. На остальные лекарства аналоги созданы. Также есть аналоги, которые только считаются произведенными на территории Российской Федерации.

      Программное обеспечение

      Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

      • Вступил в силу с 01 января 2016
      • В 2015 году объем закупок софта госорганами составил 93,9 млрд руб., из которых 77% пришлись на импортное ПО.
      • Информация об отечественном ПО содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.minsvyaz.ru/

        Достаточно тяжело изменить ситуацию в отрасли, так как большинство пользователей привыкло к иностранному программному обеспечению.

        Исполнение запрета

        • Государственные органы регулярно нарушают закон о приоритетных закупках российского программного обеспечения, который действует в России с 1 января 2016 года.
        • Выявлены «десятки тендеров» которые проведены с нарушением закона, согласно которому госорганы должны предпочитать отечественный софт импортному при закупках ПО в случае наличия продуктов-аналогов.

        Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов.

        Сейчас заказчик должен опубликовать обоснование: почему он не может купить отечественный аналог. Продление лицензии не совсем является обоснованием. Эта ниша мало развита в России.

        Решение ситуации

        «Тяжесть наказания будет соизмеряться с санкциями за аналогичные по содержанию нарушения. Ответственность должна быть такой, чтобы исключала возможность целенаправленных нарушений установленных правил закупок ПО и оборудования», — МЭР РФ. Штраф составляет до 30 000 рублей.

        • Минкомсвязи должно выработать нормы, которые в будущем помогут определить, соответствуют закупки чиновников закону или нет. (позиция ФАС РФ). Президент поручил премьер-министру обеспечить господдержку по созданию и функционированию центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. Срок исполнения до 01.10.2016. Будет работать центр, который призван давать информацию заказчику о тех или иных отечественных предложениях программного обеспечения, а также о предусмотренных закупках.
        • Минэкономразвития предлагает закрепить бессрочно пониженный тариф для IT в 14% (8% — в Пенсионный фонд, 2% — в Фонд социального страхования и 4% — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Продление льготного тарифа позволит не допустить сокращения объема отечественной наукоемкой продукции (включая программное обеспечение), сокращения объема экспорта ПО, а также не допустить оттока IT-специалистов из страны, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
        • Владимир Путин также поручил Дмитрию Медведеву обеспечить действие тарифов страховых взносов до 2023 года для отечественных компаний, создающих российские программы для ЭВМ и баз данных с учетом необходимости сохранения персональных прав застрахованных.
        • Привлечение хакеров через специальные программы bug bounty. Существует портал, где хакеры на условиях анонимности предлагают свои услуги по тестированию программ на предмет поломки, кражи персональных данных и так далее. После этого они предоставляют отчет заказчику. Прежде чем вывешивать реестр, можно было бы проверить программное обеспечение на адекватность.

          Международный опыт

          В 30-40-х годах страны Латинской Америки почувствовали высокую зависимость от экспорта. Они торговали с США сырьем, но в этом уже тогда чувствовалось отсутствие перспективы. В 50-х года Бразилия, Аргентина и Мексика отлично показали себя в направлении импортозамещения. Начал наблюдаться рост ВВП у всех стран, выход на первые места в мире по производству в различных отраслях. Далее товар оказался неконкурентоспособен на внешних рынках. Закрытая экономическая система привела к кризисам 70-х, 80-х, 90-х годов.

          Итоги 2015 года в РФ

          • Цены в сфере госзакупок выросли более чем на 40% из-за отказа от товаров иностранных компаний, заявил замглавы Минэкономразвития (МЭР) Евгений Елин. Он подчеркнул, что протекционистские меры в отношении российской продукции приводят к потерям бюджета.
          • Национальная ассоциация участников электронной торговли в конце 2015 года оценила потери крупнейших государственных заказчиков от завышения цен при госзакупках в 247,3 млрд руб.

          Эксперты отмечали, что больше всех — на 8,4% — завышают цены федеральные заказчики: каждый пятый госконтракт заключается по максимальной цене, с которой начинались торги.

          Выводы и итоги

        • Одна из главных задача программы импортозамещения — локализация производства товаров, попавших под нормы об импортозамещении, в России;
        • Путем снижения доли иностранных товаров, работ и услуг при осуществлении закупок Правительство Российской Федерации стимулирует иностранные компании к созданию либо производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Но очень важно не перестараться и не истребить желание зарубежных компаний работать на российском рынке;
        • Приоритетом должна быть поддержка отечественного производителя, а не создание «тепличных условий» путем уничтожения конкуренции.
        • Требуются постоянный анализ ситуации и мониторинг рынка, как и с политической так и с экономической точки зрения.
        • Вопросы участников

          Должен ли заказчик в документации о закупке прописывать требования к участнику о соответствии Постановлению №1457?

          Это Постановление — о турецком вопросе. В документации стоит прописать отнесение участников к данной категории. Но дополнительных документов от участников требовать не нужно.

          Возможность приобретения программного обеспечения иностранного производства. Компания работает по 223-ФЗ, тратит свои деньги. Нужно ли придерживаться запрета?

          На субъекты 223-ФЗ данный запрет не распространяется. Если заказчик считает, что иностранное программное обеспечение полностью удовлетворяет условия заказчика, то закупать такое ПО можно и нужно.

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Белые гарантии за 1 час

Получить