Порядок применения национальных стандартов, сводов правил при формировании документации о закупке (44-ФЗ, 223-ФЗ)


27.07.2016

спикер: Виктор Дон

скачать презентацию  

 


Понятие национального стандарта. Соотношение национальных стандартов и ГОСТов

Заказчики по 223-ФЗ столкнулись с проблемой применения новой редакции пункта 1 части 1 статьи 4 закона 223-ФЗ, а заказчики по 44-ФЗ – применения пункта 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе.

Эти нормы регламентируют порядок формирования технических заданий (описания объекта закупки), то есть – установления требований к закупаемой продукции, к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы.

Новая редакция этих норм обязывает заказчиков при формировании технических заданий (описании объекта закупки) использовать законодательство о техническом регулировании и документы национальной системы стандартизации.

Если для заказчиков по 44-ФЗ такая норма работает достаточно давно и часто является основанием для аннулирования закупок ФАС России, то заказчики по 223-ФЗ впервые столкнулись с ней 1 июля 2016 года.

Соответственно, в законе написано, что специалисты по закупкам должны хорошо знать:

1) законодательство о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 N184-ФЗ «О техническом регулировании»);

2) законодательство о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Большинство положений закона о стандартизации вступило в силу также с 1 июля 2016 года.

Чем отличается новая система стандартизации?

В рамках советской системы все производство было стандартизировано, все производилось по унифицированным технологиям или стандартам – ГОСТам. При переходе к рыночной системе жесткая унификация производства стала невозможной. Но регламентировать требования к производству той или иной продукции необходимо.

В связи с этим в 2002 году был принят Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», который предусматривал вместо ГОСТов введение технического регламента. По сути технические регламенты предполагают установление стандартов в отношении только безопасности продукции для потребителей.

В соответствии с законом 184-ФЗ технические регламенты должны были утверждаться либо постановлениями Правительства РФ, либо указами Президента РФ, либо федеральными законами. В действующей редакции 184-ФЗ предусматривает также возможность утверждения технических регламентов международными договорами РФ.

Однако с 2002 годы было издано всего несколько десятков регламентов. Возникает вопрос: как регламентируется выпуск продукции, не попадающей в утвержденные технические регламенты?

Для выхода из этой ситуации было принято решение о том, что до ввода технических регламентов на конкретные виды продукции применяются старые ГОСТы в части обеспечения безопасности для потребителей.

Таким образом, возникла ситуация, когда действую одновременно и технические регламенты и ГОСТы. В настоящее время идет активный процесс разработки регламентов. Информация о принятых регламентах частично публикуется на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

  • безопасность изучений;
  • биологическую безопасность;
  • взрывобезопасность;
  • механическую безопасность;
  • пожарную безопасность;
  • безопасность продукции;
  • термическую безопасность;
  • химическую безопасность;
  • электрическую безопасность;
  • радиационную безопасность населения;
  • электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
  • единство измерений;
  • другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

Специалист по закупкам при подготовке документации о закупке ОБЯЗАН открывать официальный сайт Росстандарта (см. раздел «Техническое регулирование», подраздел «Технические регламенты») и проверять наличие или отсутствие действующего технического регламента на закупаемый им товар, работу или услугу.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Большинство специалистов по закупкам не понимают разницы между техническими регламентами и национальными стандартами. Это действительно было взаимосвязано до 1 июля 2016 года. Теперь национальные стандарты регламентируются отдельным специальным законом, и большинство положений, касающихся стандартизации, из закона о техническом регулировании исключены.

Закон о стандартизации состоит и 36 статей.

В соответствии с п. 4 ч. 2 статьи 3 при закупках ТРУ применяются документы по стандартизации.

Статья 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Документ по стандартизации – документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.

Ключевое слово в этом определении – «добровольность». Это означает, что документы по стандартизации – это в большинстве случаев добровольные стандарты.

Виды документов по стандартизации (статья 14):

  1. документы национальной системы стандартизации;
  2. общероссийские классификаторы (ОКПД 2 и ОКВЭД 2);
  3. стандарты организаций, в том числе технические условия;
  4. своды правил;
  5. документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 162-ФЗ.
  1. Документы национальной системы стандартизации
  2. Общероссийские классификаторы.
  3. Стандарты организаций
  4. Свод правил
  5. Документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона 162-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. №669 "Об утверждении Положения о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией".

Общие правила применения национальных стандартов при формировании документации о закупке (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Возникает вопрос: когда заказчики обязаны использовать национальные стандарты, если сам закон о стандартизации исходит из добровольности использования документов по стандартизации, кроме случаев, установленных в статье?

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ

В рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам ТРУ, к размером, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы обязательны в силу действия самих этих законов.

Здесь нельзя забывать о том, что все ГОСТы, принятые до 03.07.2003, также приравниваются к национальным стандартам в части обеспечения безопасности.

ВТОРОЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ не только требования, но и условные обозначения и терминология при описании этих требований к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы устанавливаются заказчиком в соответствии с требованиями документов национальной системы стандартизации, в том числе национальных стандартов (см. п.2 ч.1 ст.33 ФЗ-44).

ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ – документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

ЧЕТВЕРТЫЙ СЛУЧАЙ

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ –когда документы национальной системы стандартизации включены в своды правил во исполнение какого-либо действующего технического регламента.

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» некоторые своды правил, в том числе некоторые СНиПы, признаются обязательными к исполнению.

Конкретные нормативные акты, которые обязательны для исполнения, перечислены в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который утверждён Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521.

Особенности применения национальных стандартов при закупке строительных работ. Примеры судебной и административной практики

Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":

  1. Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
  2. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

  1. механической безопасности;
  2. пожарной безопасности;
  3. безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
  4. безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
  5. безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
  6. доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  7. энергетической эффективности зданий и сооружений;
  8. безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Правительством РФ утвержден специальный Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ПП РФ от 26.12.2014 № 1521).

При составлении технического задания специалисту по закупкам необходимо не только проверять наличие СНиПов, ГОСТов и сводов правил в Перечне, но и помнить, что они применяются не полностью, а только в части реализации безопасности потребителей.

Правовые последствия

Необходимо очень внимательно относиться к технической части закупочной документации, чтоб не нарушить требования законодательства. Если специалист по закупкам ссылается на устаревший ГОСТ, СНИП или национальный стандарт, участник закупки может направить запрос на разъяснение, в результате сдвинутся сроки проведения закупки, в противном случае участник мог обратиться в ФАС, и описание закупки могло быть признано необъективным. Апелляционные суды в таких случаях, как правило, принимают позицию ФАС.

Позиция арбитражных судов

Арбитражные суды отмечают, что если описание объекта закупки в документации о закупке противоречит законодательству РФ о техническом регулировании, в том числе национальным стандартам, а поданная участником заявка им соответствует, то такая заявка не подлежит отклонению закупочной комиссией.

Пример 1

Постановление ФАС СЗО от 04 апреля 2016 года по делу № А56-34845/2015:

Результаты испытаний не могут являться показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи ЗЗ Закона № 44-ФЗ, поскольку они не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Вследствие этого установление заказчиком названных требований к характеристикам объекта закупки необъективно и свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 указанной статьи Закона.

Как следует из материалов дела, Приложение к Техническому заданию аукционной документации содержит требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту. В указанном Приложении для смесей асфальтобетонных, щебней, песков заказчиком установлены, в том числе требования к частным остаткам на ситах. Однако антимонопольным органом и судебными инстанциями установлено, что согласно «ГОСТ Р 52129-2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия», принятому Постановлением Госстроя РФ от 27.06.2003 № 119, «ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», введенному в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 № 18-43, и «ГОСТ 8736-93. «Песок для строительных работ. Технические условия» частный остаток на сите не является показателем товара. Данный параметр является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава. Требования же к зерновому составу товаров установлены заказчиком в Приложении к Техническому заданию отдельно.

Согласно пункту 7.2.3 названного выше ГОСТ Р 52129-2003 частные остатки на каждом сите вычисляют по результатам просеивания путем деления массы остатка на сите на массу навески и умножения результата деления на 100. Результат каждого испытания вычисляют с точностью до второго десятичного знака после запятой. Причем, зерновой состав вычисляют как среднеарифметическое значение результатов двух параллельных испытаний.

Таким образом, проведенные испытания и расчет частных остатков на ситах не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Сами ГОСТы по разделам определяют, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки. Кроме того, предусмотренные ГОСТами испытания по определению частных остатков на ситах осуществляются на определенные партии товара, в паспортах на качество товара эти сведения заводами-изготовителями не указываются.

Пример 2

ФАС СЗО от 17 марта 2016 года по делу № А42-3757/2015:

В рассматриваемом случае заказчик включил в Техническое задание требование к товару по цвету, не указав при этом конкретные показатели и характеристики данного требования, позволяющие определить участнику закупки, имеется ли у него в наличии соответствующий указанным требованиям товар. Кроме того, в документации содержится условие о том, что каждая единица товара должна быть упакована в индивидуальную упаковку из листового гофрокартона, закрепленную с помощью скотча.

ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» VS Мурманское УФАС России

Суды по материалам дела установили, что требование в документации по цвету поставляемого товара «цвет по согласованию с заказчиком» не позволяет однозначно определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, поскольку ни диапазон цвета, ни конкретные цвета поставляемого товара не определены. Кроме того, установив единое требование к упаковке приобретаемого товара, заказчик также объективно и документально его не обосновал, поскольку имеются иные способы упаковки товара, обеспечивающие безопасную транспортировку и хранение товара.

Ответы на вопросы

Что писать по части ГОСТов при закупке импортного оборудования? Нужно ли в этом случае писать обоснование?

Если речь идет об уникальном оборудовании и российских ГОСТов и национальных стандартов на него нет, то писать ничего не нужно. Но при этом есть другие требования, например, технический регламент на упаковку товара и другие, на которые все равно придется сослаться.

При закупке у единственного поставщика образовательная услуга должна соответствовать действующим НПА, ГОСТам?

Естественно, должна.

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Белые гарантии за 1 час

Получить