Группа электронных площадок

Особенности исполнения 44-ФЗ школами и дошкольными учреждениями


20.04.2016

спикер: Кузнецов Кирилл

скачать презентацию  

 


 

Оглавление:

  1. Особенности описания технического задания (объекта закупки) для школ и дошкольных учреждений
  2. Точки внимания: советы по снижению рисков ошибок на примерах из арбитражной и административной практики
  3. Изменения в 44-ФЗ: новеллы 2016 года и планируемые к принятию поправки в законодательство

Типичные «претензии» участника закупки

Ниже приведены типичные претензии к заказчику на примере одной из закупок.

  1. Извещение о проведении Аукциона и документации об Аукционе содержат противоречивые положения в отношении срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе. Это встречается не только в части документации, а еще и в проекте контракта.
  2. В документации об Аукционе отсутствует обязательное требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Прошлым летом были внесены изменения в 44-ФЗ, но не все соблюдают закон. Часто можно «придраться» к формальным требованиям законодательства.
  3. В техническом задании документации об Аукционе отсутствуют единицы измерения значений показателей в отношении предельного отклонения по ширине полотна материала рулонного кровельного (пункт 6 Таблицы), раствора (пункт 7 Таблицы), предельных отклонений по ширине и толщине стали оцинкованной (пункт 8 Таблицы).
  4. В документации об Аукционе установлены излишние требования к сырью товара, используемого при ремонте мягкой кровли.
  5. В документации об Аукционе неправомерно не применены соответствующие ГОСТ при составлении технического задания документации об аукционе. Тема ГОСТов станет актуальной совсем скоро, когда вступят в силу изменения, внесенные также в 44-ФЗ в части описания закупки. Статья 33 будет в новой редакции: там говорится об обязательности использования существующих государственных стандартов. За заказчиком остается право использовать что-то нестандартное, но в этом случае должно быть обоснование. Это потребует внесения корректировок в закупочную документацию, так как формулировки 44-ФЗ меняются.
  6. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.

Особенности описания технического задания (объекта закупки) для школ и дошкольных учреждений

Здесь есть 4 ключевые точки, влияющие на результат:

  1. Требования к участникам закупки. По 44-ФЗ нет особых трудностей, но иногда бывает, что заказчик забывает указать какие-то формальные требования. Даже такая формальность, как отсутствие судимости за экономические преступления у руководителя, главного бухгалтера (физического лица), то есть все факты, которые заказчик не может проверить.
  2. Описание объекта закупки. В зависимости от того, насколько корректно описана закупка, участники получают тот или иной результат. Некоторые объекты очень сложно формализовать. Например, объекты питания. Формализовать вкусовые свойства, содержание полезных веществ и другие параметры затруднительно. Есть некоторые варианты выхода из положения: к примеру, строить контракт таким образом, чтобы на первом этапе его выполнения поставщик предоставлял заказчику пробную партию.
  3. Порядок оценки. Это уместно для конкурса и запроса предложений: там есть критерии оценки товара или услуги. Многие критерии может использовать сам заказчик для облегчения работы.
  4. Условия исполнения контракта. Можно прописывать конкретные сроки поставки или объемы товаров, которые важны для заказчика. Таким образом, можно отобрать поставщиков по этому критерию.

Техническое задание

Примеры ограничительных требований к продукции

  • Формирование лота: искусственно укрупнение (труба или труба+изоляция+крепеж+установка, все лекарства/продукты – единой закупкой).
  • Закрытые спецификации — требования соответствуют продукции конкретного производителя (консерватизм потребителя). При подробном описании технических нюансов выбор на рынке резко сужается. Технические условия могут быть условиями для данного производителя, а также они становятся публичными. Это значит, что не вся продукция, произведенная поставщиком, будет соответствующей.
  • Необоснованные требования к продукции (точные характеристики, уникальные диапазоны характеристик, уникальные технические решения). Например, по ГОСТу предусматривается диапазон от 10 до 20, а заказчик устанавливает требование от 10 до 15. Это формально не нарушает рамки, заданные ГОСТом, но сокращает возможность множества поставщиков подать заявку.
  • Излишние требования по упаковке и прочее. Один из приемов — выискивание отличительных свойств продукта, которые остро необходимы заказчику.

Есть 2 подхода к тому, как писать техническое задание. В теории необходимо для начала изучить потребности, которые есть у заказчика. Обычно заказчик знает конкретный товар, который хочет получить. Далее он это описывает без указания товарного знака, так как это запрещено законом. Бывают исключения, которые прописываются как эквиваленты. Обязательно прописывается характеристика, диапазоны, а есть если что-то нестандартное, то нужно написать обоснование: почему необходимы именно такие показатели. Если обоснования нет, то риски обжалования такой закупки колоссальны.

Приемы формирования технического задания под конкретное решение

  1. Метод уникальной характеристики. Выделяется одно качество товара, которое может присутствовать у немногих поставщиков.
  2. Метод ключевых точек. Выбираются необходимые заказчику характеристики. У достаточного количества поставщиков есть товар/работа/услуга, соответствующие требованиям.

Что должна содержать документация о закупке?

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются:

  • максимальные и (или) минимальные значения таких показателей (диапазонные)
  • значения показателей, которые не могут изменяться (неизменные)

Письмо МЭР от 08.04.2015 N Д28и-984

Если в заявке участника отсутствуют конкретные показатели (в том числе при дублировании норм технических регламентов и стандартов), это является основанием для отказа в допуске к участию в силу ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ. Наличие диапазонных показателей товара не позволит определить его реальные характеристики.

Но где должно быть конкретное значение, а где диапазон? Примером могут являться сыпучие материалы. Бывают разные фракции песка: к примеру, от 10 до 30. Правильным ответом в заявке должен быть размер фракции: от … до ... . Другого быть не может, это важный вопрос при приемке товара. Одинаковых кусочков песка/угля/известняка быть не может. В документации о закупке необходимо указывать, какой ответ будет правильным: конкретное значение или диапазон.

Письмо МЭР России № Д28и-1616 от 19.08.2014 г.

Заказчикам следует в инструкции по заполнению заявки (п. 2, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ) прямо указывать на недопустимость указания в заявке диапазона значений из технических регламентов, стандартов и т.п. вместо конкретных показателей.

Важно! Министерство экономического развития не имеет полномочий разъяснять законодательство. Оно только может высказать свое мнение. Поэтому письма — это не более чем мнения, которые могут быть ошибочными. Также Минэк неоднократно менял свою позицию по многим вопросам.

Решение УФАС по СПБ от 13.07.2015 по делу № 44-2245/15

Отсутствие в документации требования к товару «Эмаль» означает, что подрядчик может использовать любую эмаль с любыми характеристиками, соответствующую техническим стандартам

Согласие участника закупки на выполнение работ при отсутствии детального описания используемых материалов означает право на использование материалов по своему усмотрению.

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер. Имеется ввиду то, что каждую строчку технического задания заказчик должен пояснить при проверке. Нужно объяснить правомерность установки требований к поставщикам и товарам/работам/услугам. Не должно быть персонификации продукции. 44-ФЗ разрешает указывать товарный знак в том случае, если у заказчика нет возможности более четко описать характеристику товара. Эквивалентом является продукция, характеристика товара, которая отвечает всем потребностям заказчика.
  • указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

не должны включаться требования или указания в отношении:

  • товарных знаков,
  • знаков обслуживания,
  • фирменных наименований,
  • патентов,
  • полезных моделей,
  • промышленных образцов,
  • наименование места происхождения товара,
  • наименование производителя,
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме предусмотренных законом случаев.

Случаи использования товарных знаков

1. Если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

2. Если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

Обязательным является включение "или эквивалент", за исключением:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие ТЗ, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,
  • а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с тех. документацией на указанные МиО.

+ 3. ГОЗ «275-ФЗ»

К примеру, лекарственные средства правильно описываются по таким пунктам:

  1. Лекарственная форма
  2. Дозировка
  3. Фасовка (упаковка) лекарственного препарата
  4. Место поставки
  5. Количество
  6. Остаточный срок годности (не должен быть указан в процентах)

Некорректные параметры:

  1. Требования к режиму хранения. Заказчик должен сам создать условия для хранения товара.
  2. Химический состав ЛС (вспомогательных веществ). Как это влияет на товар? Нужно это обосновать.
  3. Завышенные требования к срокам годности
  4. Требования по форме выпуска, расфасовка

Новые требования 44-ФЗ, статья 33 (новая редакция)

Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) ТРУ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

ГОСТ

Часто заказчик использует нестандартные значения, выходящие за рамки ГОСТа или которые вообще не прописаны.

Пример:

…указание Заказчиком в документации об Аукционе требования для толщины стали «не менее 2 мм», из которой должны быть выполнены квадраты, размером не менее 60х60 мм, не соответствуют требованиям ГОСТ 14637-89, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.

Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КОАП РФ.

Еще одна норма 44-ФЗ: поставляемый товар должен быть новым товаром.

То есть товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Иными словами, заказчик сам может допустить предоставление подержанного товара, просто включив такой пункт в документацию о закупке.

Важно также знать о том, что гарантийный срок не является характеристикой самого товара. Согласно положениям законодательства о контрактной системе заказчик вправе устанавливать требование указывать конкретные показатели функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик объекта закупки. Однако гарантия производителя и ее срок не является такой характеристикой (из решения судов). Отклонение заявки участника, которая не содержит информации о гарантийном сроке, будет являться неправомерным. Такая позиция подтверждается решением судов, но всегда можно найти альтернативные решения.

Продукция с улучшенными характеристиками (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ)

Закон разрешает заменять продукцию на продукцию с улучшенными характеристиками. Но при этом предмет контакта меняться не должен, а также должна остаться неизменной цена контракта:

  • По согласованию с заказчиком возможна поставка товара (выполнение работы, оказание услуги) с улучшенными характеристиками по сравнение с указанными в контракте.
  • Предмет контракта измениться не должен.
  • Критерии определения улучшенных характеристик товара заказчик определяет самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2705). при этом

….если участник закупки предлагает к поставке товар, характеристики которого не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе, в том числе превосходят характеристики, установленные в документации об электронном аукционе, аукционная комиссия обязана отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе (Письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 N Д28и-2625).

Какие изменения ожидают участников закупок и заказчиков?

  • Постановление Правительства от 02.09.2015 №926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
  • Постановление Правительства от 2 сентября 2015 г. N 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»

Начинают работать правила по обоснованию и нормированию. Нормирование — это когда на продукцию устанавливаются требования из двух измерений: цена (не дороже какой-либо суммы) и требования к продукции (не мощнее/больше и т.п.).

Существуют признаки того, что закупка «затачивается» под конкретного поставщика. Эти признаки могут быть замаскированы под «ошибки»:

  • Как правило – сложная, объемная, запутанная документация
  • Сложная объемная инструкция по заполнению заявки (если «или», то подразумевается…, если «;», то…)
  • В документацию могут быть включены «подводные камни»
  • В длинном однотипном перечне могут таиться единичные отклонения (10, 10, 10, … , 11, 10, 10, 10…)
  • Части единых требований разнесены по документации, возможны дополнения и условия, отменяющие другие (противоречия)
  • Если в Приложении №1 стоит знак «/» или союз «или» разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" или знак «,» или знак «;» необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак «/» или союз «или» а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящий после союза «и» или знака «,» или знака «;».

  • Противоречия между частями документации. В документацию о закупке включены одни сведения, а в проект контракта другие. Либо эти сведения отрывочные. Правильным вариантом будет полное перенесение формулировок в проект контракта.

Закупочная работа не ограничивается 44-ФЗ, поэтому необходимо придерживаться и других норм — п. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

«Запрещается ограничение конкуренции между участниками путем включения в состав лотов продукции, (товаров, работ, услуг) запросов котировок , технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запросов котировок»

Если говорить о примерах: в составе одного лота закупается кухонное оборудование и кухонная мебель. Это требованиям не соответсвует. Если предмет закупки «Оснащение кухонного помещения», то здесь уже могут быть варианты с разными типами товаров.

Конкуренция. Только ФАС решает, было ли ограничение конкуренции или нет. Чем больше требований к закупаемой продукции — тем больше вариантов.

Точки внимания: советы по снижению рисков ошибок на примерах из арбитражной и административной практики

  1. Ситуация: заказчик, получив заявку участника, посмотрел, что написано на сайте производителя. Это стало основанием для решения об отклонении заявки.
  2. Позиция суда по такому вопросу давно сформирована:

    Заказчик обязан проверить сведения, представленные в заявке, на соответствие требованиям, которые установлены в документации.

    Возможность использовать какие-либо сайты для такой проверки Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрена.

    Кроме того, информация, размещенная на сайте производителя или продавца, может быть неактуальна на момент ее рассмотрения заказчиком. Сведения о товарах, указанные на этом сайте, могут быть изменены без предварительного уведомления покупателей.

    Суд также учел, что характеристики товара, предлагаемого к поставке, являются улучшенными по сравнению с характеристиками, установленными заказчиком в документации.

  3. Проблема заказчика: в начале года нужно приобретать товары/работы/услуги, но денег у компании еще нет. Можно договориться о постоплате, использовать формулировки Гражданского кодекса, создать отлагательные условия. Но бюджетный кодекс запрещает брать такие обязательства:

Примеры положительного толкования «права» на п. 2 ст. 425 ГК РФ:

  • Постановление Шестого ААС от 05.10.2012 N 06АП-4266/12;
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.05.2013 N Ф02-1732/13;
  • Постановление Двенадцатого ААС от 08.04.2013 N 12АП-878/13.

ГК РФ ст. 425. Действие договора

  1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
  2. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
  3. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
  4. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Пример: поставщик допустил ошибку — победив в запросе котировок, один из руководителей компании направил заказчику письмо о том, что контракт он не будет подписывать ввиду изменения цен. Заказчик понимает, что этот поставщик сразу же попадает в Реестр недобросовестных поставщиков, а контракт будет заключен со вторым победителем. Далее заказчик направляет на подписание контракт второму победителю.

Но здесь именно заказчик нарушил процедуру. Как должно быть по закону? Он должен, невзирая ни на какие письма или звонки, направить в адрес победителя протокол и контракт. А если этот контракт не подписан первым победителем в срок, то необходимо переходить ко второму победителю.

Уточнение контракта для неплательщика НДС Постановление 13 ААС от 11.12.2015 № 13АП-24450/2015 по делу № А56-24000/2015

Заказчик: если победитель не является плательщиком НДС, расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента пересчета, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной победителем, к НМЦК без учета суммы НДС.

УФАС, суд первой инстанции: контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Суд апелляционной инстанции: 

использование коэффициента пересчета является исключительно математической операцией, позволяющей привести в соответствие смету, включающую в себя НДС к ценовому предложению участника закупки, не-плательщика НДС.

Контракт заключается и исполняется по цене победителя вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

Если победитель не-плательщик НДС, то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк.

При оплате уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленная продукция оплачивается по цене, указанной в контракте.

Сроки действия контракта
Отсутствие конкретного срока окончания действия контракта
Решение Северо-Осетинского УФАС от 12 октября 2015 г.
по делу № А411-10/15

В контексте 44-ФЗ есть несколько проблемных точек. Примером является решение Северо-Осетинского УФАС в части исполнения контракта. Непонятно, как фиксировать обязательства по банковской гарантии, если срок исполнения контракта не определен.

Еще один пример: при проведении конкурсов уполномоченный орган стал использовать, кроме цены, критерий качества продукции. И максимальный балл может получить только тот, кто имеет сертификат системы добровольной сертификации производства продуктов Вологодской области. Данный сертификат не может получить тот, кто не работает на территории этой области.

  • Проектом контракта, определено, что срок действия контракта устанавливается с даты его подписания до выполнения сторонами принятых на себя обязательств в полном объеме.
  • Формулировка окончания срока выполнения работ по контракту не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.
  • Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку изначально не установлен срок действия контракта.
  • Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 и пункта 8 части 1 статьи 64 44-ФЗ - н содержит требований к сроку действия банковской гарантии.

Изменения в 44-ФЗ: новеллы 2016 года и планируемые к принятию поправки в законодательство

Уже произошло более двух десятков изменений в 44-ФЗ. Эти изменения не обязательно коснуться всех, но принять во внимание их просто необходимо. Также имеет место быть корректировка статьи 33 (обязательства ГОСТов и прочее).

В контрактной системе есть 3 главных составляющих: планирование, выбор поставщика и исполнение контракта. Изменения закона коснулись каждой из этих областей: все вскоре будет подвержено нормированию, все формальные требования выполнять придется. Также ожидается переход к электронным процедурам и к новым элементам электронных процедур.

Сейчас актуальной остается проблема с заявкой в электронной форме. Если речь идет об аукционе в электронной форме, то процесс здесь отлаженный. Но на другие процедуры (от запроса котировок до конкурсов), согласно букве 44-ФЗ, заявку можно подать только через Единую информационную систему (ЕИС). Нельзя, подписав электронной подписью, отправить ее по почте. В ЕИС нет такого инструментария. Более того, Правительство РФ в очередной раз перенесло срок, когда можно будет подавать заявки в электронной форме, на конец этого года. Поэтому на текущий момент заказчик, который принимает заявки в электронной форме, рассматривает котировочную заявку, поступившую по электронной почте, сильно рискует. Подача заявки таким образом законом не определена. Здесь могут быть различные варианты: рекомендуется прописывать в документации то, что есть в законе. А именно: заявка в электронной форме подается через ЕИС. В будущем будет снята еще одна проблема: подача в конвертах.

Исполнение контракта. Акцент здесь на антикризисных мерах, которые есть в данный момент. Они были временно введены в 2015 году, но продлены на 2016 год. Есть предположения, что они будут продлены и на 2017 год. Судя по всему, здесь есть нюансы, которые касаются исполнения контракта, а также цены. По 44-ФЗ ограничения жесткие: если контракт заключен путем проведения конкурса, то цену можно пересмотреть на 10%.

Оплата контракта. Заказчик обязан оплачивать контракт, если это контракт субъекта малого предпринимательства, не позднее, чем через 30 дней после исполнения обязательств поставщиком. Этот инструмент планируется распространить на остальные контракты как способ поддержки поставщиков.

Также должна появиться возможность заключения контракта без предоставления обеспечения его исполнения. Когда 44-ФЗ принимался, много говорилось о том, что будут огромные риски участия компаний-однодневок, унифицированных поставщиков, а также будет наблюдаться снижение качества участников.

Контроль, аудит, мониторинг. Всех участников госзакупок ожидает усиление контроля. Это будет блок финансового, общественного и муниципального контроля. Контроль на муниципальном уровне сейчас мало реализуется.

Особые меры для переходного периода. Существует четыре Постановления Правительства, они все приняты. Они касаются списания штрафных санкций и отсрочки платежей. Изменения в контракте возможны, но должно быть обоснование для этого. Также контракт может заключаться без обеспечения.

  1. Пени и штрафы поставщикам могут быть отсрочены или списаны в случаях и порядке определенных Правительством РФ (часть 6.1 ст.34).
  2. В порядке, установленном Правительством РФ допускается изменение по соглашению сторон:
    • срока исполнения контракта;
    • цены контракта;
    • цены единицы товара, работы, услуги;
    • количества товаров, объема работ, услуг. (ч. 1.1 ст.95).
  3. Правительство РФ в праве определять дополнительные случаи и условия при которых требование обеспечения исполнения контракта будет правом, а не обязанностью заказчика; (ч. 2.1. ст. 96).
  4. Заказчик осуществляет реструктуризацию задолженности коммерческих банков в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий (ч. 11 ст. 96).

С 1 июля 2016 года в силу вступают изменения в Арбитражно-процессуальный кодекс. Они касаются претензий, их сроков.

Досудебное урегулирование споров От 02.03.16 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ» (вступает в силу с 1 июня 2016 года)

  • Обратиться в арбитражный суд можно только по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии другой стороне спора.
  • Иной срок и (или) порядок могут быть установлены в законе или договоре;

Для некоторых категорий дел досудебное урегулирование не требуется:

  • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • дела о несостоятельности (банкротстве);
  • корпоративные споры;
  • споры о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
  • дела об оспаривании решений третейских судов;
  • в спорах, вытекающих из публичных правоотношений, досудебный порядок применяется только при наличии прямого указания федерального закона.

Несоблюдение досудебного порядка влечет возвращение искового заявления либо оставление его без рассмотрения.

Перспективы на будущее

  • Переход на электронные способы (законопроект №623906-6)
  • Формирование каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Оптимизация системы контроля в сфере закупок
  • Ограничение максимальных сроков оплаты и минимальных сроков исполнения контрактов
  • Совершенствование механизмов поддержки МСП и отечественных поставщиков при закупках отдельными видами юридических лиц
  • Формирование механизмов заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями локализации РФ

Белые гарантии
за 1 час

Быстро. Выгодно.
Без посредников

Белые гарантии за 1 час

Получить